СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конфликтологическая безопасность образовательной среды

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологическая безопасность в образовательной школе

Просмотр содержимого документа
«Конфликтологическая безопасность образовательной среды»


«Конфликтологическая безопасность образовательной среды»


Современная школа призвана выпускать «сверхсложный продукт» - психологически здоровую личность. Отсюда крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности или культуре психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды. Важной составляющей психологической безопасности является конфликтологическая безопасность, как состояние образовательной среды, характеризующееся высоким уровнем конфликтологической компетентности всех субъектов.

Для планирования и реализации деятельности, направленной на профилактику конфликтов в образовательной среде, повышение конфликтологической компетентности всех субъектов образовательных отношений важно обеспечить анализ среды по данным показателям и осуществление мониторинга результатов работы.

В рамках реализации муниципального проекта «Создание модели обеспечения конфликтологической безопасности образовательной среды в Старооскольском городском округе» в марте 2020 года в пяти общеобразовательных учреждениях Старооскольского городского округа проведена входная диагностика «Конфликтологическая безопасность образовательной среды» с целью изучения выраженности факторов конфликтологической безопасности, причин возникновения конфликтных ситуаций в школе.

В исследовании приняли участие 205 родителей, 117 педагогов, 844 учащихся(из них учащихся 3-5-х классов – 351 человек, 6-8-х классов – 307 человек, 9-11-х классов – 186 человек).


Психологическую безопасность можно определить как состояние среды, создающее защищенность, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Всем участникам исследования предлагалось оценить общую обстановку в школе по таким показателям как уровень напряжения и уровень деловой активности. На графике 1 представлены сравнительные данные.


График 1.


Из графика видно, что подавляющее большинство респондентов оценивают обстановку в школе как рабочую (ученики и педагоги – 98%, родители – 94%). Однако небольшие различия отмечаются в оценке напряженности школьной атмосферы. 29% учеников, 24% педагогов и 12% родителей считают ее напряженной. При этом 1% учеников и родителей отмечают, что эта напряженность проявляется в повышенной конфликтности.


В школе конфликты являются одним из факторов снижения уровня безопасности. В то же время конфликт является естественным явлением в общении и развитии отношений. Конструктивно разрешённый конфликт может предоставить новые возможности, обеспечить успех в отношениях и совместной деятельности людей и организации в целом. Неразрешённый конфликт, напротив, ведёт к нарастанию напряжённости и риску возникновения ещё более разрушительного конфликта. Поэтому, несмотря на сложившийся в обществе стереотип, для обеспечения безопасности важно стремиться не к тому, чтобы конфликтов не было, а к тому, чтобы они разрешались конструктивно, с помощью наиболее эффективных стратегий.

Отношение к конфликту как социальному явлению складывается у детей в процессе взаимодействия со взрослыми. Результаты изучения восприятия конфликта взрослыми и детьми представлены в таблице 1.


Таблица 1.

Сравнительные данные об отношении к конфликту как социальному явлению (в %).


Высказывание, отражающее общее отношение к конфликту

Родители

Педагоги

Ученики

Конфликты - это плохо, они разрушают отношения, их нужно избегать

36

21

40

Конфликты всегда будут возникать, нужно совместными усилиями искать решение

56

74

42

Конфликты неизбежны, это способ эмоциональной разрядки

7

5

6

Без конфликта нельзя добиться своего, если другой не согласен

1

1

12


Позиция, характеризующая отношение к конфликту как к неизбежному социальному явлению, выявлена у большинства респондентов. При этом понимание необходимости разрешения конфликтных ситуаций, взаимодействия с другими в поиске решений сформировано у 74% педагогов, 56% родителей и 42% учеников. Желание избавиться от конфликтов в жизни, непонимание их возможной конструктивности выявлено у 21% педагогов, 36% родителей и 40% учеников. Существует определенная сравнительно немногочисленная группа среди опрошенных (5-7%), которые относятся к конфликтам как к способу сбросить эмоциональное напряжение. Подобное поведение в социуме часто носит провокационный характер, приводит к значительному повышению конфликтности отношений, не способствует договоренностям. Обращает на себя внимание значительное расхождение в мнении учеников и взрослых относительно того, что конфликт – это единственный способ отстоять свою позицию, мнение, добиться своего (педагоги и родители – 1%, ученики – 12%). Вероятно, это связано с возрастными особенностями учащихся. Однако важно вовремя сформировать готовность детей разрешать разногласия в конструктивных рамках.

Формирование конфликтологических стратегий происходит у ребенка в процессе социализации под влиянием вариантов поведения, которые демонстрируют референтные взрослые (родители, близкие, учителя и пр.). В таблице 2 представлены сравнительные данные о наиболее распространенных способах поведения в конфликтных ситуациях.


Таблица 2.

Сравнительные данные о наиболее распространенных способах поведения в конфликтных ситуациях (в%).


Способы поведения в конфликтных ситуациях

Родители

Педагоги

Ученики 6-8 классов

Ученики 9-11 классов

Отстаиваю свои интересы любыми способами

16

2

12

23

Стремлюсь найти взаимоприемлемое решение

71

85

37

47

Сглаживаю «острые углы», если надо, могу уступить

53

64

19

23

Стремлюсь во что бы то ни стало уйти от конфликта

30

45

14

13

Ничего не предпринимаю, т.к. все устроится само собой

12

8

9

6

Прекращаю общение с этим человеком


14

12

8

5


Большинство опрошенных заявляют, что в конфликтных ситуациях предпочитают найти взаимоприемлемое решение, выбирают стратегию компромисса (родители – 71%, педагоги – 85%, ученики – 44%). Также достаточно выражена стратегия приспособления, проявляющаяся в готовности уступить, «сгладить углы», поступиться своими потребностями (родители – 53%, педагоги – 64%, ученики – 22%). Стратегия избегания, ухода от конфликта, нежелание предпринимать что-либо, готовность к разрыву отношений чаще проявляется у педагогов и родителей, чем у детей. Результаты показывают, что ученики более «непримиримы», готовы к отстаиванию свои интересы любыми способами, причем чем старше, тем чаще (ученики 6-8 классов – 12%, 9-11 классов – 23%).

Следует отметить, что количество выборов возможных способов поведения в конфликте значительно больше у педагогов и родителей, что может свидетельствовать о более широком поведенческом репертуаре, способности выбрать наиболее приемлемый способ поведения в зависимости от ситуации.


Конфликты учеников затрагивают все сферы их жизни, они встречаются в учебной деятельности, в общении. Наиболее часто ученики конфликтуют со сверстниками, одноклассниками (6-8 классы – 50%, 9-11 классы – 44%), на втором месте семейные конфликты: с родителями (6-8 классы – 16%, 9-11 классы – 23%), братьями, сестрами (6-8 классы – 18%, 9-11 классы – 19%). Реже ученики участвуют в конфликтах с педагогами (8%). Взросление сопровождается обострением отношений с родителями, вызванным стремлением к сепарации, потребностью в самостоятельности. При этом во взаимоотношениях с ровесниками отмечается повышение компетентности.

На графике 2 представлены сравнительные данные о частоте включенности учеников в конфликтные отношения.

Результаты учеников 6-8 и 9-11 классов в основном соизмеримы, количество учеников, часто включенных в конфликты, снижается с возрастом 14 % до 7 %.

При этом количество учеников 3-5 классов, часто участвующих в конфликтах, достигает 74%. Дружным, сплоченным свой класс считают 46% учеников 3-5 классов, 37% отмечают, что им в классе хорошо, хотя бывают ссоры, 12% говорят, что в классе каждый живет сам по себе, 5% испытывают дискомфорт, напряжение в классе. 45% отмечают, что у них много друзей в классе, 33% - есть друзья, но их немного, у 5% в классе нет друзей или мало. Готовность к поддержке друг друга, взаимовыручке является показателем сплоченности детского коллектива, фактором защиты от школьной дезадаптации: 68% учеников 3-5 классов отмечают, что в классе принято помогать друг другу, 23% - что в классе помогают только своим друзьям, 7% - что помогают друг другу, только если скажет учитель. 2% уверены, что не найдут поддержки и помощи у одноклассников. Только 32% учеников ответили, что в классе не бывает драк, 52% - иногда, 16% - часто.

Эти данные свидетельствуют о необходимости ранней просветительской работы, направленной на формирование конфликтологической компетентности.


Графике 2.


Педагоги и родители также оценивали частоту возникновения конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений по 10-балльной шкале (от 0 баллов – никогда, до 10 баллов – очень часто). На графике 3 представлены сравнительные результаты.


График 3.


Из графика видно, что педагоги оценивают конфликтологическую напряженность значительно выше родителей: частота конфликтных отношений в системе «педагог – ученик», «педагог – родитель»,по их мнению, в два раза выше. Родители считают, что их конфликты с учителями проявляются редко.При этом отмечается совпадение в оценке родителями и педагогами частоты конфликтов между учениками в школе как частое.


В таблице 3 представлены сравнительные данные о наиболее распространенных причинах конфликтов между учениками.

Все участники исследования в качестве наиболее частых причин конфликтов между учениками называют ситуации так или иначе связанные с эмоциональными переживаниями учеников: нанесение обиды, оскорбления, обман, распространение сплетен. Также по мнению опрошенных конфликты возникают в результате соперничества, борьбы за авторитет, «раздела территорий и сфер влияния».

По некоторым показателям мнения участников расходятся. Так, ученики 6-8 классов в качестве возможной причины конфликта в два раза чаще учеников 9-11 классов называют личную неприязнь к человеку. Родители «переоценивают» частоту возникновения конфликтов между учениками из-за враждебности к «любимчикам» учителей (педагоги и ученики называют эту причину в два раза реже). Педагоги чаще родителей и значительно чаще учеников называют причиной конфликтов враждебность к «белым воронам», непринятие тех, кто выделяется, а также полоролевые отношения (симпатия без взаимности, борьба за внимание).


Таблица 3.

Сравнительные данные о наиболее распространенных причинах конфликтов между учениками (в%).


Причины конфликтов между учениками

Родители

Педагоги

Ученики 6-8 классов

Ученики 9-11 классов

Борьба за авторитет

55

60

40

47

Соперничество

52

47

47

46

Обман, сплетни

45

56

53

51

Оскорбления

51

84

67

70

Обиды

47

51

48

52

Враждебность к «любимчикам» учителей

14

7

8

5

Личная неприязнь к человеку

26

26

35

19

Враждебность к «белым воронам»

12

18

2

7

Симпатия без взаимности

11

15

10

6

Борьба за внимание, симпатию девочки (мальчика)

19

27

19

9



В таблице 4 представлены сравнительные данные о наиболее распространенных причинах конфликтов между учениками и педагогами.

В качестве наиболее распространенной причины конфликтов между учителем и учеником все опрошенные единодушно называют в первую очередь отклонения в поведении ученика (вызывающее поведение, нарушения учебной дисциплины, опоздания, пропуски занятий), а также проблемы, связанные с учебной деятельностью (незнание учеником учебного материала, нежелание учиться, неисполнительность, невнимательность). Также единодушно все опрошенные считают, что редко возникают конфликты из-за того, что учитель плохо знает свой предмет. При этом непонятное объяснение учителем учебного материала считают причиной конфликта 32% учеников 6-8 классов, 23% учеников 9-11 классов, 18% педагогов и 9% родителей.

Следует отметить, что причины конфликтов между педагогом и учеником, лежащие в сфере межличностных отношений воспринимаются респондентами по-разному. Так, завышенные, необоснованные требования учителя к ученику считают распространенной причиной конфликта 37% учеников, 28% родителей и 9% педагогов; несправедливую оценку - 59% учеников, 51% родителей и 13% педагогов; забывчивость, необязательность учителя - 23% учеников, 12% родителей и 3% педагогов; неуважительное отношение учителя к ученику - 29% учеников, 16% родителей и 7% педагогов.


Таблица 4.

Сравнительные данные о наиболее распространенных причинах конфликтов между ученикоми учителем (в%).


Причины конфликтов между учениками и педагогами

Родители

Педагоги

Ученики 6-8 классов

Ученики 9-11 классов

Несправедливая оценка

51

13

60

57

Неуважительное отношение учителя к ученику

16

7

21

33

Вызывающее поведение ученика

72

81

43

28

Учитель плохо знает свой предмет

2

6

2

5

Незнание учеником учебного материала, нежелание учиться

65

58

44

26

Забывчивость, необязательность учителя

12

3

5

23

Неисполнительность, невнимательность ученика

40

54

30

18

Учитель непонятно излагает учебный материал

9

18

32

23

Нарушения учебной дисциплины учеником, опоздания, пропуски занятий

74

65

55

41

Учитель предъявляет завышенные, необоснованные требования к ученику

28

9

30

40


Ученикам был задан вопрос о способах разрешения конфликтов между учителем и учеником, которые чаще всего встречаются в их школе. Большинство учеников отмечают, что учитель и ученик достигают компромисса в конфликтной ситуации (6-8 классы – 65%, 9-11 классы – 74%); на втором месте по частоте встречаемости вариант выхода из конфликта, когда учитель морально подавляет ученика, заставляет его приспосабливаться к себе (6-8 классы – 13%, 9-11 классы – 15%).Ученики отмечают, что иногда никаких мер с обеих сторон не предпринимается в надежде, что конфликт сам сойдет на нет (6-8 классы – 16%, 9-11 классы – 9%). Некоторые нченики считают, что бывают ситуации, когда конфликтующие настолько непримиримы, что в разрешение конфликта включаются родители и (или) администрация (6-8 классы – 5%, 9-11 классы – 1%).


Также в исследовании были проанализированы распространенные причины конфликтов между педагогами и родителями. Результаты представлены в таблице 5.

Выявлен ряд причин конфликтов, восприятие которых у педагогов и родителей почти совпадают. Так, 38 % родителей и 30% педагогов считают, что причиной конфликта является неудовлетворенность родителей положением ребенка в коллективе, взаимоотношениями между детьми; 36% родителей и 42% педагогов считают, что родители необоснованно встают на защиту ребенка, нарушившего дисциплину, этику взаимоотношений с учителем; 38% родителей и 44% педагогов уверены, что конфликт возникает, когда родители вмешиваются в профессиональную деятельность педагога («учат учить»), 33% родителей и 42% педагогов - родители предъявляют необоснованные претензии и ожидания педагогам; 12% родителей и 9% педагогов считают причиной конфликтов неудовлетворенность родителей условиями обучения. 83% родителей и 88% педагогов уверены, что умеют находить общий язык в решении спорных вопросов.


Таблица 5.

Сравнительные данные о наиболее распространенных причинах конфликтов между родителем и учителем (в%).


Причины конфликтов между родителем и учителем

Родители

Педагоги

Педагоги и родители умеют находить общий язык в решении спорных вопросов

17

12

Неудовлетворенность родителей положением ребенка в коллективе, взаимоотношениями между детьми

38

30

Родители считают, что педагоги не учитывают индивидуальные особенности ребенка, не могут найти подход к ребенку

53

28

Педагог проявляет неуважение к родителю, нарушает профессиональную этику

9

5

Родители проявляют неуважение к педагогу, нарушают этику общения

17

50

Педагоги предъявляют завышенные, необоснованные требования к ученикам

37

5

Родители предъявляют необоснованные претензии и ожидания педагогам

33

42

Педагоги необоснованно перекладывают образовательную функцию на родителей

31

10

Родители не уделяют достаточно внимания воспитанию детей, перекладывают эту функцию на педагогов

42

85

Родители вмешиваются в профессиональную деятельность педагога («учат учить»)

38

44

Несправедливое, предвзятое отношение педагога к ученику

33

14

Родители необоснованно встают на защиту ребенка, нарушившего дисциплину, этику взаимоотношений с учителем

36

42

Неудовлетворенность родителей условиями обучения

12

9


Однако, следует обратить особое внимание на те причины конфликтов, в восприятии которых родители и педагоги значительно расходятся. 17% родителей и 50% педагогов видят причину конфликтов в том, что родители проявляют неуважение к педагогу, нарушают этику общения. При этом только 9% родителей и 5% педагогов отмечают, что педагог проявляет неуважение к родителю, нарушает профессиональную этику, тем самым провоцирует конфликт. Родители значительно чаще педагогов видят причину конфликтов в деятельности учителя: педагоги не учитывают индивидуальные особенности ребенка, не могут найти подход к ребенку (53% родителей и 28% педагогов), предъявляют завышенные, необоснованные требования к ученикам (37% родителей и 5% педагогов), необоснованно перекладывают образовательную функцию на родителей (53% родителей и 28% педагогов),

несправедливо, предвзято относятся к ученику (33% родителей и 4% педагогов). Педагоги в свою очередь частой причиной конфликтов считают то, что родители не уделяют достаточно внимания воспитанию детей, перекладывают эту функцию на педагогов (42% родителей и 85% педагогов).

Существенные расхождения во взглядах педагогов и родителей на причины конфликтов могут приводить к непониманию, конфронтации, значительному снижению эффективности разрешения конфликтных ситуаций.

Снижение уровня конфликтности в школе возможно при условии проведения анализа причин конфликтов в каждом отдельном образовательном учреждении и включение всех участников образовательных отношений в проектирование безопасной образовательной среды.


В ходе исследования изучался кругреферентных лиц, значимых людей для учеников. Всем опрошенным был задан вопрос, к кому ученики предпочтут обратиться за помощью в ситуации конфликта. На графике 4 представлены сравнительные данные.


График 4.


Из графика видно, что наибольшее доверие у учеников в вопросах разрешения конфликтов вызывают родители, друзья, классный руководитель. Также круг референтных лиц составляют педагоги школы (учителя, психолог, социальный педагог). Реже за помощью в конфликте ученики обращаются к представителям школьной администрации. Следует обратить внимание, что педагоги и родители недооценивают значимость для детей поддержки друзей.

Среди факторов, мешающих преодолению, разрешению конфликта респонденты назвали непримиримость обеих сторон (педагоги –22%, родители – 27%, ученики – 33%); жесткость позиции одной из сторон (педагоги – 32%, родители – 23%, ученики – 30%); а также то, что обе стороны уходят от разрешения конфликта (педагоги – 49%, родители – 50%, ученики – 37%). Респонденты также высказали свою точку зрения о том, что помогает преодолеть, разрешить конфликт: уступка одной из сторон (педагоги – 21%, родители – 19%, ученики – 27%); обсуждение проблемы и достижение сторонами взаимного согласия (педагоги – 49%, родители – 70%, ученики – 55%); вмешательство третьего лица (педагоги – 3%, родители – 10%, ученики – 18%).


Участникам исследования было предложено оценить уровень конфликтологической компетентности.

На графике 5 представлены результаты самооценки умения учеников мириться, самостоятельно справиться с конфликтами.

Из графика видно, что в среднем более 10% учеников осознают свою неспособность успешно выходить из конфликтных ситуаций и еще около трети нуждаются в помощи, поддержке, участии третьих лиц.


График 5.


Педагоги и родители также оценивали по 10-балльной шкале средний уровень конфликтологической компетентности участников образовательных отношений (от 0 баллов – конфликтологическая компетентность не сформирована, до 10 баллов – очень высокий уровень конфликтологической компетентности). На графике 6 представлены сравнительные результаты.


График 6.


Из графика видно, что самый высокий уровень конфликтологической компетентности у педагогов (как по самооценке, так и по оценке родителей). Педагоги и родители также почти совпадают в оценке конфликтологической компетентности учеников, считая ее недостаточно сформированной. Обращает на себя внимание тот факт, что родители оценивают свою конфликтологическую компетентность как среднюю, при этом педагоги оценивают родителей значительно ниже.

Необходимость повышения конфликтологической компетентности подтверждается следующими результатами исследования. Большинство родителей считают, что в школе необходимо рассматривать проблему конфликтов, их профилактики, формирования навыков разрешения («да, обязательно» - 57%, «скорее, да» - 29%, «эта проблема и так хорошо решается» - 5%, «нет» - 14%, «затрудняюсь ответить» - 4%). Также большинство педагогов считают, что проблема развития конфликтологической компетентности участников образовательных отношений актуальна («очень актуальна» - 27%, «актуальна» - 50%, «эта проблема и так хорошо решается» - 14%, «проблема преувеличена» - 3%, «затрудняюсь ответить» - 5%). 16% учеников средней и старшей школы считают, что в школе недостаточно развивают их навыки поведения в конфликте (как вести себя в конфликте, учитывать интересы других, не решать спорные вопросы силой и пр.). 90% учеников 3-5 классов хотели бы научиться общаться с друзьями лучше, мириться после ссор. 64% учеников средней и старшей школы хотели бы развивать навыки мирного урегулирования конфликтов и помогать другим помириться после ссоры, разрешить конфликтную ситуацию.


Основные результаты.

Общая оценка обстановки в школе. Большинство оценивают как рабочую (ученики и педагоги – 98%, родители – 94%). Различия отмечаются в оценке напряженности школьной атмосферы. 29% учеников, 24% педагогов и 12% родителей считают ее напряженной. 1% учеников и родителей отмечают, что эта напряженность проявляется в повышенной конфликтности.

Восприятие конфликта как социального явления. Понимание необходимости разрешения конфликтных ситуаций, взаимодействия с другими в поиске решений сформировано у 74% педагогов, 56% родителей и 42% учеников. Желание избавиться от конфликтов в жизни, непонимание их возможной конструктивности выявлено у 21% педагогов, 36% родителей и 40% учеников. Отношение к конфликтам как к способу сбросить эмоциональное напряжение выявлено у 6% опрошенных.

Стратегия поведения в конфликтной ситуации.Большинство опрошенных выбирают стратегию компромисса (родители – 71%, педагоги – 85%, ученики – 44%). Выражены стратегия приспособления (родители – 53%, педагоги – 64%, ученики – 22%). Стратегия избегания чаще проявляется у педагогов и родителей, чем у детей. Ученики более «непримиримы», готовы к отстаиванию свои интересы любыми способами, причем чем старше, тем чаще (ученики 6-8 классов – 12%, 9-11 классов – 23%).

Распространенность конфликтов в жизни учеников.Конфликты затрагивают все сферы жизни. Наиболее часто ученики конфликтуют со сверстниками, одноклассниками (6-8 классы – 50%, 9-11 классы – 44%), на втором месте семейные конфликты: с родителями (6-8 классы – 16%, 9-11 классы – 23%), братьями, сестрами (6-8 классы – 18%, 9-11 классы – 19%). Реже ученики участвуют в конфликтах с педагогами (8%). Количество учеников 3-5 классов, часто участвующих в конфликтах, достигает 74%.

Причины конфликтов между учениками. Наиболее часто - ситуации, связанные с эмоциональными переживаниями учеников: нанесение обиды, оскорбления, обман, распространение сплетен. Также по мнению опрошенных конфликты возникают в результате соперничества, борьбы за авторитет, «раздела территорий и сфер влияния».Родители «переоценивают» частоту возникновения конфликтов между учениками из-за враждебности к «любимчикам» учителей (педагоги и ученики называют эту причину в два раза реже). Педагоги чаще родителей и значительно чаще учеников называют причиной конфликтов враждебность к «белым воронам», непринятие тех, кто выделяется, а также полоролевые отношения (симпатия без взаимности, борьба за внимание).

Причины конфликтов между учителем и учеником.Наиболее распространенные - отклонения в поведении ученика, а также проблемы, связанные с учебной деятельностью. Причины конфликтов между педагогом и учеником, лежащие в сфере межличностных отношений воспринимаются респондентами по-разному: завышенные, необоснованные требования учителя к ученику считают распространенной причиной конфликта 37% учеников, 28% родителей и 9% педагогов; несправедливую оценку - 59% учеников, 51% родителей и 13% педагогов; забывчивость, необязательность учителя - 23% учеников, 12% родителей и 3% педагогов; неуважительное отношение учителя к ученику - 29% учеников, 16% родителей и 7% педагогов.

Причины конфликтов между педагогами и родителями. Выявлено совпадение взглядов родителей и педагоговна причины: неудовлетворенность родителей положением ребенка в коллективе, родители необоснованно встают на защиту ребенка, вмешиваются в профессиональную деятельность педагога («учат учить»), предъявляют необоснованные претензии и ожидания педагогам. По целому ряду показателей выявлено несовпадение взглядов родителей и педагоговна причины конфликтов.

Уровень конфликтологической компетентности. В среднем более 10% учеников осознают свою неспособность успешно выходить из конфликтных ситуаций и еще около 30% нуждаются в помощи, поддержке, участии третьих лиц. Самый высокий уровень конфликтологической компетентности у педагогов (как по самооценке, так и по оценке родителей). Родители оценивают свою конфликтологическую компетентность как среднюю, при этом педагоги оценивают родителей значительно ниже.

Состояние проблемы профилактики конфликтов в школе.86% родителей считают, что в школе необходимо рассматривать проблему конфликтов, их профилактики, формирования навыков разрешения (86%). 77% педагогов считают, что проблема развития конфликтологической компетентности участников образовательных отношений актуальна. 90% учеников 3-5 классов хотели бы научиться общаться с друзьями лучше, мириться после ссор. 64% учеников средней и старшей школы хотели бы развивать навыки мирного урегулирования конфликтов.Выявлен недостаточный уровень развития деятельности школьной службы медиации: в случае возникновения конфликта считают возможным в нее обратиться 5% учеников, 6 % педагогов и 3 % родителей.


Рекомендации.

  • В связи с актуальность проблемы профилактики конфликтов в школе необходимо включать в планы воспитательной работы мероприятия по повышениюконфликтологической компетентности всех субъектов образовательных отношений.

  • Проводить анализ причин конфликтов в каждом отдельном образовательном учреждении с целью конкретизации содержания просветительско-профилактической работы.

  • Уделить особое внимание ранней просветительской работы с обучающимися начальной школы, направленной на формирование конфликтологической компетентности.

  • Активизировать деятельность школьной службы медиации, использовать ее потенциал в как в просветительской работе, так и разрешении конфликтов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!