СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Конфликты в детском коллективе и способы их разрешения"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНФЛИКТ – столкновение противоположных сторон, мнений, сил, серьезное разногласие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между             людьми.  

Для пояснения конфликта как процесса  так же может быть использована метафора «Костер конфликта».

Просмотр содержимого документа
«"Конфликты в детском коллективе и способы их разрешения"»

«Конфликты в детском коллективе и способы их разрешения»

Подготовила: педагог-психолог Топорова С.С.

КОНФЛИКТ – столкновение противоположных сторон, мнений, сил, серьезное разногласие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.

Для пояснения конфликта как процесса так же может быть использована метафора «Костер конфликта».

Педагог представляет конфликт в виде метафоры:

  • Собранные дрова - предпосылки для загорания уже есть, но пламя пока не видно (в спец. литературе - латентный конфликт).

  • Загоревшиеся дрова - возникновение повода для перевода конфликта из скрытого в явный.

  • Полыхающее пламя - как огонь пожирает на своем пути, уничтожая и то, что является источником пламени, так и конфликт в большинстве случаев поражает вовлеченные в него стороны, нанося им ущерб, морально и физически разрушая их.

  • Угли пожарища, которые, в зависимости от ситуации, могут как окончательно затухнуть, так и разгореться с новой силой при обеспечении их новым топливом.

  • Полностью потухший костер: огонь погас, угли остыли - конфликт исчерпан, разрешен, его возобновление без дополнительных провокаций невозможно.

Виды конфликтов.

-внутриличностный (конфликт внутри одной личности пример: ребенок хочет погладить собаку, но ее боится, или хочет съесть торт, но ему запретили; человек работает на нелюбимой, но высокооплачиваемой работе, в то же время мечтает заниматься совсем другим делом, но оно не приносит так много денег);

-межличностный (самый распространенный; проявляется при столкновении точек зрения, характеров, убеждений, предпочтений: например, влюбленная пара решает, какой фильм посмотреть вместе, она - романтическую комедию, а он – боевик, и никто не хочет идти на уступки…);

-между группой и личностью (столкновение интересов и желаний одного человека с целой группой, н-р: весь класс решил прогулять урок, а один ученик не соглашается и идет на урок; все работники фирмы согласились поработать в выходной день, а один против, у него свои планы…);

-межгрупповой конфликт (может возникнуть между группами или частями одной группы, н-р: неприятие друг другом разных религий, межнациональные войны, борьба партий за власть, и т.д.).

Упражнение «Праздничный пирог»

Данное упражнение позволит определить стратегию поведения в конфликтной ситуации.

-  Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. И всем одинаково разрезать не получится… Как вы как именинник себя поведете?

Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:

1. Откажетесь разрезать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание.)

2. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция.)

3. Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление.)

4. Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс.)

5. Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество.)

Выбрали? Каждый из вас сейчас того не подозревая, выбрал определенную стратегию поведения.

Существует несколько стратегий поведения в конфликтах.

Кто выбрал 1-ый вариант? Вы использовали стратегию, которая называется ИЗБЕГАНИЕ.

Избегание («Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я выхожу из него»). Ты делаешь вид, что никаких разногласий нет, все замечательно. Такая тактика требует большой выдержки. Однако ею можно воспользоваться, если предмет спора не имеет для тебя особого значения. (Например, как этот торт, да ты особо их и не любишь. Либо ты надеешься, что через некоторое время ситуация разрешится сама. (Например, человек, который тебя раздражает, скоро уедет, так зачем с ним и спорить?!) Но постоянно пользоваться ею не стоит, так как мы в этом случае неприятные эмоции (злость, гнев) загоняем внутрь, а это не лучшим образом отразится на нашем здоровье. Кроме того, конфликтная ситуация не разрешена, сохраняется.

Кто выбрал 2-ый вариант? Вы использовали стратегию, которая называется КОНКУРЕНЦИЯ.

Конкуренция («Чтобы я победил, ты должен проиграть!»)

Ты упорно отстаиваешь свою точку зрения, ни в чем не уступаешь сопернику. Такая тактика оправданна, когда решается действительно что-то важное и значительное и любая уступка серьезно затрагивает твое достоинство и достоинство твоих близких, подвергает риску твое благополучие, здоровье. Постоянная приверженность этой тактике может обеспечить репутацию скандалиста и неприятного человека.

Кто выбрал 3-ый вариант? Вы использовали стратегию, которая называется ПРИСПОСОБЛЕНИЕ.

Приспособление – («Чтобы ты выиграл, я должен проиграть»).

Этот вариант предполагает, что одна из конфликтующих сторон отказывается от собственных интересов и приносит их в жертву. В ряде случаев такой вариант наиболее правильный. К примеру, мама не может терпеть рок-музыку. Стоит ли с ней конфликтовать, заставлять нервничать дорогого, любимого человека? Уступи, включай музыку, когда ее нет дома.

Кто выбрал 4-ый вариант? Вы использовали стратегию, которая называется КОМПРОМИСС.

Компромисс  («Чтобы каждый из нас что-то выйграл, каждый из нас должен что-то проиграть»).

Предполагает, что обе стороны идут на уступки для того, чтобы преодолеть спорную ситуацию. Интересы удовлетворяются не полностью, а частично. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств. К примеру, договариваешься с родителями, что можешь приходить домой вечером на час позже при условии, что заранее сделал домашнее задание, прибрался в комнате и прочее. Большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства.

Кто выбрал 5-ый вариант? Вы использовали стратегию, которая называется СОТРУДНИЧЕСТВО.

Сотрудничество («Чтобы выйграл я, ты тоже должен выйграть»)

Ты смотришь на соперника как на помощника в решении возникшей проблемы, пытаешься разобраться в его точке зрения, понять, почему он не согласен с тобой, найти решение, устраивающее и тебя, и соперника. Самая верная стратегия, но не все выдерживают, так как отнимает много времени и сил.

Итак, все стратегии имеют как плюсы, так и минусы, поэтому любая из них может быть эффективной. Только нужно учитывать ситуацию, личность соперника и свою.

• Как вам кажется, какой из этих пяти способов чаще встречается в реальной жизни?

• Какой из них, на ваш взгляд, является самым легким? Самым трудным?

 Упражнение «Яблоко и червячок»:

Тренируемся использовать различные стратегии выхода из конфликта.

Сядьте  поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку с точки зрения:

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера ««Вон посмотри, какая там красивая груша»»

Конкуренции (соревнования)  предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю»

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. «Такая, видно, у меня доля тяжкая»

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны. «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам»

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные»

Далее учащиеся разбиваются на две группы, в которых проходит проигрывание ситуаций с использованием разных стратегий поведения: конкуренция, избегание, сотрудничество, приспособление, компромисс.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!