Дата: 25.01 Урок № КЛАСС 6
Тема: Конфликты в межличностных отношениях
Цель урока:
- познакомить учащихся с причинами, сущностью, последствиями конфликтов, исследовать и характеризовать этапы протекания конфликта; выработать стратегию решения конфликтных ситуаций; применять понятийный аппарат (конфликт, компромисс, сотрудничество, избегание, приспособление) для раскрытия сущности конфликта.
Термины и понятия: конфликт
Тип урока: открытия новых знаний.
Оборудование: учебник, тетрадь, иллюстрации, презентация, проектор, доска.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
1. Как возникает межличностный конфликт
Что такое, по-вашему, конфликт? Давайте создадим его групповой портрет. Продолжите предложение: «Конфликт — это...»
(Ответы записываются на доске: положительные формулировки конфликта — с одной стороны, а отрицательные — с другой.)
Мы можем сделать вывод, что конфликт — это столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой.
Вопросы к классу
В каких отношениях находятся такие понятия, как «противоречие» и «конфликт»?
Можно ли представить себе разрешение конфликта без разрешения противоречий?
Сколько людей требуется для конфликта?
Какого типа люди чаще попадают в конфликт? (Ответы учеников.)
Социальные конфликты в обществе неизбежны, ведь у людей бывают разные интересы. Более того, конфликты — побудительная сила развития общества. В их основе или нехватка чего-то у кого-то (власти, благ, престижа, влияния и др.), или препятствия на пути достижения цели.
Конфликты возникают между отдельными личностями, личностью и государством, обществом, внутри больших и малых социальных групп или между ними. В любом обществе человек несвободен, ведь над ним в той или иной степени довлеют общественные устои, национальные традиции, государство и т. д. Этот груз бывает терпимым, а может стать невыносимым. Тогда конфликт выходит на уровень социальной революции.
Шведский исследователь X. Бродаль считает, что конфликт — это болезнь, вызываемая «микробами лжи и зла». Поражая разных людей и различные социальные группы, это заболевание имеет свои характерные черты, хотя и протекает всюду примерно одинаково.
Творческое задание. Ученики делятся на группы по трое, и каждая группа получает задание подготовить небольшую сценку — на 3—5 мин, которая дополнит коллективный портрет конфликта. Тема может быть любой, главное, чтобы было видно, что это конфликт.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Вопросы к классу
Что общего было во всех сценках?
Какие чувства вы отмечали у себя во время выполнения задания?
Каково вам было в роли конфликтующих сторон? Поделитесь впечатлениями. (Ответы учеников.)
Давайте попытаемся выяснить, из-за чего возникают конфликты. Вначале рассмотрим причины социальных конфликтов.
Конфликт может принимать разные формы и масштабы. Самая распространенная форма — межличностные конфликты.
Конфликт может происходить и внутри одного человека - между его ролями, пришедшими в противоречие. Это внутрилич- ностный конфликт.
Назовите этапы протекания конфликта
Ответы учащихся + стр. ____ перерисовать схему этапов конфликта.
Вопрос к классу
Почему люди могут избегать конфликтов? {Не хотят проигрывать, нет времени, боятся серьезного отпора с другой стороны, не хотят делать из мухи слона и т. д.)
IV. Подведение итогов.
Фронтальный опрос.
V. Рефлексия.
VI. Домашнее задание:
§