СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конфликты в межличностных отношениях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конфликты в межличностных отношениях»

Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях»

Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.

Задачи: 1. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Методы и формы обучения:

Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.

Формы: фронтальная, групповая.

Тип урока: усвоение новых знаний

Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.

План:

  1. Понятие «конфликт»

  2. Основные стадии (этапы) конфликта

  3. Виды конфликтов

  4. Способы поведения в конфликтной ситуации.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, раздаточный материал для групповой работы, учебники, рабочие тетради.

Ход урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момен

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, готовятся к уроку

Мотивация

- Ребята, посмотрите внимательно видеосюжет, в основе которого лежит тема нашего сегодняшнего урока.

Демонстрирует Фрагмент выпуска №4 киножурнала «Ералаш» Новенький

- О чём данный видеосюжет?

?Какая ситуация возникла между ребятами?

? - Исходя из просмотренного сюжета, подумайте, о чём пойдёт речь на уроке?

- Правильно, тема нашего урока – Конфликты в межличностных отношениях. Запишите ее в тетради

? Что бы вы хотели узнать по этой теме?

Сегодня на уроке мы сформулируем понятие «конфликт», «межличностный конфликт», объясним причины возникновения конфликтов, рассмотрим варианты поведения в конфликтной ситуации.

План изучения нового материала

  1. Что такое «конфликт», «межличностный конфликт».

  2. Основные этапы конфликта. Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях.

  3. Варианты поведения в конфликтной ситуации.

  4. Способы разрешения конфликта.







Просматривают видео

- драка, ссора, конфликт



- Конфликты



Записывают тему урока в тетради







Формулируют план урока:

- понятие, виды, основные этапы конфликта, правила поведения в конфликте


Актуализация знаний

? при каком виде деятельности могут возникать конфликты?

? что мы называем «общением»?

? какие средства общения вам известны?

? могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт?

- при общении

- это взаимные деловые и дружеские отношения людей

- речь, невербальное общение

- конечно, могут

Изучение нового материала

-?Так что же мы можем назвать конфликтом? Назовите не менее 5 синонимов (составление Кластера. На доске слово конфликт и учащиеся пишут синонимы)

- сверьте свои ответы со словарем (с.108) и спишите определение понятия «конфликт» в тетради

? А что же такое межличностный конфликт?

Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от 2 и более), каждый их которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события.

Внимательно рассмотрите схему на с. 76 учебника.

?что изображено на схеме? Как можно более точно назвать эти ступени?

- нам предстоит более подробно изучить каждый этап, который проходит конфликт в своем развитии.

Прочитайте текст в учебнике на стр. 77 абз 1-5, и дайте краткую характеристику поведения людей на ступени конфликта.

- разногласия между людьми, ссора, противостояние, спор, драка, столкновения, борьба.

Столкновение противоположных интересов , взглядов, разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.



- Выписывают определение



Изучают схему

- ступени конфликта; - этапы конфликта




































































































физмин

Давайте разберём сюжет из «Ералаша» на стадии.

?какова причина конфликта?

Причины конфликтов – привести примеры,

рассмотрев ситуации со слайдов

затем работа в группах по разбору ситуаций

1.Маша зовет Галю в библиотеку, готовится к уроку, а Гале хочется пойти в бассейн. -Противоположные желания и интересы

2.Галя –староста в классе, а Маша – физорг. -Различия положения в обществе

3.Галя часто говорит неправду, Маша никогда не лжет. -Моральный барьер

4.Маша рассказывает об общении «в контакте» Гале, которая никогда не работала с Интернетом.- Смысловые барьеры в общении

5.Маша получила 2, а Галя 5 и говорит Маше, что получит стипендию.- Эмоциональный барьер

Подведение итога по первому вопросу.

Если противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам, наступает вторая стадия развития конфликта. Здесь уместно вспомнить китайскую пословицу: «Чтобы сделать хлопок, нужны две ладони». Конфликтовать в одиночку так же нелепо, как сражаться с ветряными мельницами.

В конфликтной ситуации у участников есть разные варианта поведения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. С точки зрения этой науки, есть различные стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество (конкуренция), компромисс. Слайд


Опираясь на текст учебника стр.79-80 по описанию определите, о какой стратегии поведения идет речь. Выявите достоинства и недостатки – самостоятельная работа в парах


1.Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Стремление сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы партнёра путём сглаживания разногласий. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека.

2.Уклонение от принятия решений. Стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая противнику, но и не настаивая на своей точке зрения. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в себе.

3.Урегулирование разногласий через взаимные уступки.

+ Часть интересов обеих сторон соблюдена

- Получил лишь часть того, на что рассчитывал, и надо строго соблюдать условия договора.

4.Поиск решения, учитывающего интересы обеих сторон.

5.Конкуренция (соперничество) – стремление добиться своего за счет другого.

Достоинства: Все твои интересы соблюдены

Недостатки: Репутация скандалиста и неприятного человека


Выполнение задания на соотнесение –слайд и по картинкам дать название стратегии поведения

Девиз стратегии конфликта –дать название Слайд

«Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него».(избегание)

«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».(приспособление)

«Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».(компромисс)

«Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть». (сотрудничество)

«Чтобы я победил, ты должен проиграть».(конкуренция)

Подведение итога по второму вопросу.


Встаньте рядом с партой. Встаньте на одну ногу, руки вытянув вперед. Постояли на одной ноге, потом на другой. Теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки. Опять постояли на одной ноге, затем на другой. После задает вопрос:

- Когда было легче удержаться на одной ноге? Почему в паре легче, как думаете? Что вам помогло?

Практическая часть урока

Разбор ситуации: Обсудите случай, не так давно произошедший в одной школе: «Миша забросил на шкаф шапки четырёх девчонок и радостно посмеивался, представляя себе, как они теперь пойдут на прогулку. Интересно, что девочки отреагировали на это по-разному. Лена заплакала и стала просить Мишу достать шапку. Настя сначала ударила Мишу по спине, а затем быстро сняла с него шапку и забросила её ещё дальше. Лариса обмотала голову шарфом и пошла гулять. Нина предложила Мише стать на её место, подумать, каково ей будет без прогулки сидеть ещё три урока, и обсудить, как быстрее достать шапки».

Какие варианты стратегии проявляются в поведении девочек?

Решите, чей способ поведения в конфликте быстрее приведёт к его разрешению и почему.

Решение ситуационных задач Каждая ситуация-это ситуация зарождения своеобразного конфликта. Упражнение «Ящик недоразумений» Обсудите по одной ситуации с использованием разных стратегий поведения: конкуренция, избегание, сотрудничество, приспособление, компромисс. Затем говорят свои решения.

1. Ты зовешь друга (подругу) на дискотеку, а он (она) хочет в это время смотреть фильм по телевизору.

Конкуренция. Устраиваешь подруге истерику, грозишь порвать дружбу, и она идет с тобой.

Избегание. Недовольная, но не вступившая в данный момент в спор (отложу до следующего раза), идешь на дискотеку одна.

Сотрудничество. Договариваешься с братом, что он запишет фильм на видео, и идешь вместе с подругой на дискотеку.

Приспособление. Забываешь о своем желании идти на дискотеку и остаешься с подругой смотреть фильм.

Компромисс. Смотришь начало фильма, затем идешь на дискотеку, а к развязке сюжета возвращаешься.

2. Родители отправляют тебя в магазин за хлебом, а ты хочешь играть в компьютерные игры.

Конкуренция. Остаешься за компьютером, за хлебом отправляется младший брат.

Избегание. Чтобы родители отстали и дали поиграть и дальше, быстро бежишь в магазин.

Сотрудничество. Сохраняешь игру и идешь за хлебом, затем снова садишься за компьютер.

Приспособление. Без большого желания отправляешься сразу за хлебом.

Компромисс. Еще немного играешь, выключаешь компьютер и идешь за хлебом.

3. Бабушка сердится, когда ты громко слушаешь музыку, Она сказала тебе, что ей нужна тишина. Но ты не можешь без музыки.

Конкуренция. Закрываешь за бабушкой дверь своей комнаты на ключ, продолжаешь слушать, как прежде.

Избегание. Выключаешь музыку, с бабушкой сегодня ссориться не с руки: она обещала дать денег на карманные расходы.

Сотрудничество. Что ж, сегодня придется послушать музыку через наушники.

Приспособление. Выключаешь тут же музыку, садишься делать уроки.

Компромисс. Слушаешь музыку, включив громкость лишь наполовину.

4У тебя плохое настроение, и ты сидишь дома, слушаешь музыку. К тебе приходят друзья и зовут гулять.

Конкуренция. Даже не открываешь им дверь, остаешься дома хандрить.

Избегание. Отвечаешь уклончиво, что, возможно, выйдешь к ним через полчаса.

Сотрудничество. Объясняешь друзьям свою ситуацию и обещаешь погулять с ними завтра.

Приспособление. Ничего не остается делать, как идти с друзьями гулять.

Компромисс. Обещаешь на все «сто», что через час присоединишься к ним.

5. У твоего друга серьезные проблемы с математикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание, и ты даешь. Но однажды преподаватель заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она сказала, что если еще раз ты дашь другу списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности.

Конкуренция. С этого дня ты ни разу не дашь списать домашнее задание.

Избегание. Обещаешь другу, что подумаешь над тем, дать или нет ему списать домашнее задание.

Сотрудничество. Предлагаешь не списывать готовое домашнее задание, а позаниматься с ним, объяснить, как решать такие задачи.

Приспособление. Продолжаешь давать списывать, несмотря на предупреждение учителя.

Компромисс. Даешь другу списать начало домашнего задания, а дальше пусть он решает сам.

Сделайте вывод- Какие варианты поведения конфликтующих сторон наиболее приемлемые?

В зависимости от проявления стратегии поведения конфликты бывают конструктивные и деструктивные

Конфликты могут иметь позитивные и негативные стороны

Заполни таблицу «Плюсы и минусы конфликта».

Какие советы помогут разрешить конфликт? Слайд выполнение задания

Какое главное правило, золотое правило нравственности надо помнить. Чтобы не допустить конфликта?

Составьте памятку «Пожелания» как вести себя, чтобы не попасть в ситуации, которые мы с вами сегодня обсуждали.

Способы разрешения конфликта

Прочитать стр.80-81 и объяснить каждый вариант

Находим лучший или более приемлемый вариант действия

Подчинение

Компромисс

Прерывание конфликтных действий

Интеграция

Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны. Найдите соответствие

“Худой мир лучше доброй ссоры” (компромисс)

“С глаз долой, из сердца вон” (прерывание конфликта)

“Сядем рядком да поговорим ладком” (интеграция)

Кто сильнее тот и прав (подчинение)

Причины конфликтов

Записать в тетради

  1. Противоположные желания или интересы. Басня о лебеде, раке и щуке – яркий пример противоположных желаний.

  2. Смысловые барьеры в общении.

  3. Эмоциональный барьер. Заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний, которая ведет к непониманию.

  4. Моральные барьеры.

Это случается из-за различного представления о правилах и нормах поведения





















1.Приспособление.

+ сильные стороны

Не испорчены отношения с человеком, так как его интересы соблюдены

- слабые стороны- Твои интересы остались без внимания.

2.Избегание

+ Выигрываешь время

- Проблема не решена, негативные эмоции не исчезли, а загнаны внутрь.

3.Компромисс

4.Сотрудничество.

+ Учтены интересы обеих сторон

- Требует много сил и времени.






Дом.задание

П.9 прочитать, ответить на вопросы, Подумайте где вы чаще всего сталкиваетесь с конфликтными ситуациями: в семье, в школе, на улице. Как вы их разрешаете.

Записывают д\з в дневники

Рефлексия

На слайде вопросы:

-Заставила ли вас эта тема задуматься? Почему?

-Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке? Где?

Итак, подведём итог. Как видите, вариантов поведения в конфликтной ситуации множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями. Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону

Известно, что время, потраченное на сам конфликт, во много раз меньше времени постконфликтных переживаний. Поэтому конфликты разумнее предупреждать, а это возможно, если люди будут уважать друг друга, будут толерантны друг к другу. Как говорил известный кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!»

Оцените свою работу в группе смайликом:

 активно работал (красный цвет)

 делал то, о чем просили (зелёный цвет)

 внимательно наблюдал за работой других (жёлтый цвет)

Ответы каждой группы



















Каждый член группы прикрепляет смайлик к ящику



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!