СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конфликты в межличностных отношениях. Технологическая карта к уроку обществознания в 6 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку обществознания в 6 классе. Разработа с учетом требований ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Конфликты в межличностных отношениях. Технологическая карта к уроку обществознания в 6 классе.»

Технологическая карта урока: Конфликты в межличностных отношениях


Цели

Способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.

Тип урока

Открытия новых знаний.









Планируемые результаты

Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Метапредметные: познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

Личностные:  проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Основное содержание темы, понятия и термины

Конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.

Образовательные ресурсы

Учебник, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

















Организационная структура урока




Этапы урока



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

характеристика основных видов деятельности

формируемые УУД

1. Организа-ционный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место.

Быстрое включение в деловой ритм.

2. Актуали-зация знаний и способов действий.

Проверим знания по теме прошлых уроков «Общение», выполнив несколько заданий.

1. Что такое общение?

2. Что происходит в результате общения?

3. Какие бывают виды общения?

4. В современном обществе люди все больше общаются по интернету. Подумайте, какие плюсы и минусы возникают при этом.


Отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные: дают определения понятиям; Регулятивные: контроль знаний по предыдущей теме уроков.

3. Мотивацио-нно- целевой этап.

Прежде чем приступать к изучению новой темы, давайте посмотрим выпуск журнала Ералаш.

Вопросы к классу:

1. О чем это видео?

2. Почему бабушка и внук ссорились?

3. Можно ли как-то было избежать конфликта?

Отвечают на поставленные вопросы.












Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

4. Постановка учебной задачи

Кто скажет, какая тема сегодняшнего урока?



Что нам сегодня предстоит изучить?



Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях».

План урока

1. Понятие «конфликт».

  1. 2. Основные стадии (этапы) конфликта.

  2. 3. Способы поведения в конфликтной ситуации.

Проблемный вопрос урока:

Почему важно научиться правильно разрешать межличностные конфликты?

Формулируют тему и цели урока.









Записывают тему урока в тетрадь.

Регулятивные: формулируют тему урока, принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем.

5. Усвоение новых знаний и способов действий

1. Понятие «конфликт»

Используя прием «мозговой штурм», сформулируйте понятие «конфликт».

Итак, конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие.





Давайте подумаем, почему возникают конфликты?

Вы верно определили, что причинами возникновения могут стать разные интересы, взгляды, установки, поведение темперамент человека, его общая культура.



2. Основные стадии (этапы) конфликта

Внимательно рассмотрите схему на с. 76 учебника. Что изображено на схеме? Как можно более точно назвать эти ступени?

Нам предстоит более подробно изучить каждый этап, который проходит конфликт в своем развитии.

Пожалуйста, разделитесь на группы по количеству этапов конфликта. Сколько групп нужно образовать?

Каждая группа будет изучать характеристику одного из этапов конфликтной ситуации.

Вам необходимо прочитать текст, который есть у вас на столах, назвать этап конфликта и дать краткую характеристику поведения людей на данном этапе. (приложение 1)



3. Способы поведения в конфликтной ситуации

Какой бы не была причина конфликта самое главное найти выход, который устраивал бы всех. Какие же бывают способы выхода из конфликтной ситуации? Ребята подготовили небольшие сообщения, в которых нам расскажут о них.



Ребята, как вы думаете, какой из этих пяти способов самый конструктивный?



Называют синонимы этого слова, формулируют понятие, записывают его в тетрадь.



Выдвигают свои версии.











Изучают схему, отвечают на вопрос.







Делятся на группы, выполняют задание.















Учащиеся делают небольшие сообщения о способах выхода из конфликта.



Отвечают на вопрос




Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других, оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других, организовывают учебное взаимодействие в группе,



Познавательные: формируют такие понятия как «конфликт», конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение. Изучают основные стадии и способы выхода из конфликтной ситуации. Осуществляют поиск нужной информации, выделять главное.



Личностные: осмысливают традиции и ценности современного общества, оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.








6. Закрепление знаний и способов действий

Предлагаю конфликтные ситуации на примере сказок.

1. Определите, чем вызван конфликт.

А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке»

… Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо…
Я сегодня поймал, было рыбку,
Золотую рыбку, непростую…
Не посмел я взять с неё выкуп,
Так пустил ее в синее море.
Старика старуха забранила:
Дурачина, ты, простофиля,
Не сумел ты взять выкупа с рыбки

2. Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта. (ПОВЕДЕНИЕ)

Р.н.с. «Заюшкина избушка»

“… Идет зайчик, плачет. Ему на встречу – собака.
– Что, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избенке, и собака залаяла.
– Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им отвечает с печи.
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала. (Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).

А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке»

“…Вот пошел старик к синему морю…
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
“…Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня старуха,
Надобно ей новое корыто…”

В.Г.Сутеев “Яблоко”

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...– Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку.

Басня Эзопа.

Лев и вепрь боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”.







Давайте вернемся к проблемному вопросу, который мы поставили в начале урока.

Почему важно научиться правильно разрешать межличностные конфликты?





Отвечают на вопрос:

Эмоциональное состояние















Отвечают на вопрос:

Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее.





















Отвечают на вопрос: поведение – приспособление.











Отвечают на вопрос: стратегия компромисса позволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки.


Отвечают на вопрос: сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.

Отвечают на вопрос.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других, оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других.



Познавательные: формируют такие понятия как «конфликт», конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение.



Личностные: осмысливают традиции и ценности современного общества, оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.





























Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других, оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других.


7. Рефлексия

Что нового узнали?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Всем ли комфортно было на уроке?

Отвечают на вопросы

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке

8. Подведение итогов урока

Выставление отметок

Слушают учителя

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке

9. Информа-ция о домашнем задании

Параграф 9, повторить 6-8.

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения













Приложение 1.



Таблица «Этапы конфликтной ситуации»

Этап конфликта

Варианты поведения и характеристика

  1. Возникновение конфликтной ситуации

Конфликта пока нет, есть только причина, способная его вызвать:

Противоположные желания и интересы, смысловые барьеры, различия в положении в обществе, эмоциональный барьер, моральный барьер

  1. Осознание конфликта

противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам.

Поведение:

Сотрудничество - направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны

Компромисс - для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон.

Приспособление - только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами

Избегание - заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно.


  1. Проявление конфликтного поведения

необходим инцидент - «случай, происшествие, недоразумение»; конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте.


  1. Углубление конфликта

Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели.

  1. Разрешение конфликта

может быть полным или частичным.

Поведение:

Подчинение - одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной.

Компромисс - обоюдные уступки смягчают причины конфликта

прерывание конфликтных действий - по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из-за объективного разделения конфликтующих

интеграциянаилучший исход; в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции и в результате сформировалось единое мнение.



Приложение 2.

Дополнительный материал для первой группы

На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Например, какое-то высказывание приятеля кажется тебе несправедливым. Ты постараешься высказать свое недовольство. Вряд ли приятель будет доволен. Вот уже зарождается повод для взаимного раздражения, разногласий, спора.

Часто в основе конфликта лежат противоположные желания или интересы. Например, ты хотел бы побыстрее сделать уроки в тишине, а твой старший брат слушает любимые мелодии на всю громкость. Тут недалеко до ссоры.

Другой барьер – эмоциональный - заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний, которая ведет к непониманию. Вот типичный случай: подруги играли на улице в снежки, барахтались в сугробах. Случайно одна из них толкнула Свету так, что та упала лицом в сугроб. Все расхохотались, а Света обиделась и начала кричать на подруг. Настроение испортилось. Света убежала домой.


Дополнительный материал для второй группы

Если противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам, наступает вторая стадия развития конфликта.

В конфликтной ситуации у участников есть разные варианта поведения. Специалисты выделяют 4 основных варианта:

Сотрудничество чаще всего направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны. В этом деле нужны усилия. Нужно постараться понять, чем вызван конфликт, что нужно делать, чтобы покончить с ним, к каким последствиям он может привести при своем развитии. Во всяком случае, такой вариант требует переговоров, контактов, желания понять другого.

Компромисс близок к первому варианту поведения. Разница в том, что для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Скорее всего, обе стороны не получат желаемого в полной мере, зато сохранят общение, возможно, укрепят взаимопонимание.

Если в конфликтной ситуации только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами – говорят о приспособлении.

Ну а избегание заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. Чаще всего такое развитие ситуации отодвигает конфликт, но порождает более сложные противоречия, поскольку причина остается. Значит, рано или поздно конфликт может возникнуть вновь с новой силой.


Дополнительный материал для третьей группы

Для того, чтобы возникла третья стадия развития конфликта, необходим инцидент. Слово это в переводе означает «случай, происшествие, недоразумение». Иными словами, конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте.

В своем развитии конфликт может то затихать на время, то вспыхивать как костер от порыва ветра.


Дополнительный материал для четвертой группы

На стадии углубления конфликта возможны различные варианты его развития. Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. Основное различие между ними состоит в том, что при конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели. Последствия неконструктивного конфликта в межличностных отношениях могут быть самыми драматическими.


Дополнительный материал для пятой группы


Даже самый затяжной конфликт рано или поздно заканчивается. И тогда наступает последняя стадия - разрешение конфликта. Оно может быть полным или частичным. Как и в конфликтной ситуации, предшествующей развитию инцидента, на заключительной стадии также есть четыре варианта исхода: подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция.

В первом случае одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Нетрудно догадаться, что особой радости такое завершение конфликта у побежденного не взывает. Скорее всего, при иных обстоятельствах конфликт может возобновиться. Уступившая сторона будет стараться взять реванш.

Компромисс вполне соответствует пословице «Худой мир лучше доброй ссоры». В этом случае обоюдные уступки смягчают причины конфликта. Возможно, что такое положение устроит конфликтующие стороны больше, чем стычка и продолжение противостояния.

Прерывание конфликтных действий возможно по разным причинам: по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины. Возможно прерывание конфликтных действий из-за объективного разделения конфликтующих (например, если один из участников уезжает в другой город или переходит в другую школу).

Наилучшим исходом конфликта можно считать интеграцию. Слово это обозначает «объединение каких-то элементов в единое целое». Такая интеграция возможна, если в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции, если в результате сформировалось единое мнение. Такой исход можно считать наилучшим.















1. «Черепаха» (избегание). «Черепахи» убегают и прячутся в свой панцирь, чтобы избежать конфликта. Они отказываются от собственных целей и держатся в стороне как от спорных вопросов, из-за которых возникает конфликт, так и от людей, причастных к спору. Они считают, что решать конфликт - дело безнадежное. Им легче убежать (физически или психологически) от конфликта, чем встретиться с ним.

2. «Акула» (принуждение). «Акулы» пытаются убедить оппонентов, силой заставить их решать конфликт. Для «акул» главное-собственные цели, а отношения с человеком для них второстепенны. Они любой ценой готовы добиваться своего. Их мало волнует, что они кому-то нравятся. «Акулы» убеждены, что конфликты решаются тогда, когда кто-то побеждает. Они пытаются одержать победу, поражая соперников, нападая внезапно, а также запугивая или угрожая им с позиции силы.

3. «Плюшевый мишка» (сглаживание). Для «мишек» главное - хорошие отношения, а собственные цели не имеют для них большое значение. Они стремятся всем нравиться, чтобы все их любили и ценили.

4. «Лиса» (компромисс). «Лисы» неприхотливы как в своих целях, так и в отношениях с людьми. «Лисы» ищут компромисс. Они жертвуют частью своих притязаний во время конфликта и убеждают другого уступить тоже какой-то частью своих целей. Они ищут такого решения, чтобы обе стороны получили «золотую середину». Они готовы пожертвовать ради достижения согласия для общего блага как часть своих притязаний, так и отношениями.

5. «Сова» (сотрудничество). «Совы» очень высоко ценят собственные цели и отношения. Они рассматривают конфликт как проблему, которую надо решить, и ищут такое решение, которое удовлетворило и их собственные цели, и цели другой стороны. «Совы» воспринимают конфликты как средство улучшения отношений путем ослабления напряженности между двумя людьми. «Совы» не успокоятся, пока не будет найдено решение, которое бы удовлетворило и их самих, и другого.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!