СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс «Фестиваль методических инноваций» «Школа – пространство мысли и творчества для будущего!»

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурс «Фестиваль методических инноваций»

«Школа – пространство мысли и творчества для будущего!»

Просмотр содержимого документа
«Конкурс «Фестиваль методических инноваций» «Школа – пространство мысли и творчества для будущего!»»

Актуальность В структуру профессионального мастерства педагогических работников входят четыре компонента:  - профессиональная компетентность; - информационная компетентность; - коммуникативная компетентность ; - правовая компетентность  ( Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.10 г. № 761н, зарегистрированный в Минюсте РФ 06.10.10 г. за № 18638 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования»)

Актуальность

  • В структуру профессионального мастерства педагогических работников входят четыре компонента:
  • - профессиональная компетентность; - информационная компетентность;
  • - коммуникативная компетентность ; - правовая компетентность ( Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.10 г. № 761н, зарегистрированный в Минюсте РФ 06.10.10 г. за № 18638 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования»)
Актуальность методической разработки Сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, навыки, умения, коммуникативные компетенции . Данная работа является первой попыткой разработки технологии взаимодействия для педагогических работников с участниками образовательных отношений.

Актуальность методической разработки

  • Сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, навыки, умения, коммуникативные компетенции . Данная работа является первой попыткой разработки технологии взаимодействия для педагогических работников с участниками образовательных отношений.
Проблема заключается в том, что педагогические работники не имеют базового психологического образования. Цель . Разработать новую технологию взаимодействия для педагогических работников с участниками образовательных отношений.
  • Проблема заключается в том, что педагогические работники не имеют базового психологического образования.
  • Цель . Разработать новую технологию взаимодействия для педагогических работников с участниками образовательных отношений.
Для достижения этой цели в работе предприняты попытки решения следующих основных новых задач : - изучить правила, психотехники и психотехнологии педагогического общения; - проанализировать, обобщить и систематизировать коммуникативные барьеры и психологические приемы, формирующие симпатию; - проанализировать новые научные и новые учебно-методические работы по данной проблематике; - разработать технологию взаимодействия для педагогических работников.
  • Для достижения этой цели в работе предприняты попытки решения следующих основных новых задач :
  • - изучить правила, психотехники и психотехнологии педагогического общения;
  • - проанализировать, обобщить и систематизировать коммуникативные барьеры и психологические приемы, формирующие симпатию;
  • - проанализировать новые научные и новые учебно-методические работы по данной проблематике;
  • - разработать технологию взаимодействия для педагогических работников.
Целевая аудитория – участники образовательных отношений. Потенциальные пользователи – граждане РФ.
  • Целевая аудитория – участники образовательных отношений.
  • Потенциальные пользователи – граждане РФ.
Этапы развития науки: - правила общения — это первый этап развития науки ( Д. Карнеги Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей . - Нью-Йорк, 1936 г. ); - психотехники общения — это второй этап развития науки ( Панасюк  А.Ю. Управленческое общение: практические советы . - М., 1990 г. ); - технологии общения — это третий этап развития науки ( Пономарев И.Б., Трубочкин В.П. Психотехнология общения . - М., 1996 г. ), например, технология педагогического сотрудничества.

Этапы развития науки:

  • - правила общения — это первый этап развития науки ( Д. Карнеги Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей . - Нью-Йорк, 1936 г. );
  • - психотехники общения — это второй этап развития науки ( Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы . - М., 1990 г. );
  • - технологии общения — это третий этап развития науки ( Пономарев И.Б., Трубочкин В.П. Психотехнология общения . - М., 1996 г. ), например, технология педагогического сотрудничества.
Уровни знаний: - знания – узнавание;  - знания – репродукция;  - знания – понимания;  - знания – применение;  - знания – творчество ( новые знания) .

Уровни знаний:

  • - знания – узнавание;
  • - знания – репродукция;
  • - знания – понимания;
  • - знания – применение;
  • - знания – творчество ( новые знания) .
Четыре этапа самосовершенствования педагогических работников образовательных организаций: - допрофессиональный этап развития профессионала — это первый этап (новые научные знания, навыки и умения формируются методом проб и ошибок ); - начальный уровень саморазвития профессионала — это второй этап (педагогические работники умеют применять правила педагогического общения ); - средний уровень саморазвития профессионала — это третий этап (педагогические работники умеют применять психотехники педагогического общения ); - высший уровень саморазвития (педагогические работники должны уметь применять технологию педагогического общения ).

Четыре этапа самосовершенствования педагогических работников образовательных организаций:

  • - допрофессиональный этап развития профессионала — это первый этап (новые научные знания, навыки и умения формируются методом проб и ошибок );
  • - начальный уровень саморазвития профессионала — это второй этап (педагогические работники умеют применять правила педагогического общения );
  • - средний уровень саморазвития профессионала — это третий этап (педагогические работники умеют применять психотехники педагогического общения );
  • - высший уровень саморазвития (педагогические работники должны уметь применять технологию педагогического общения ).
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В процессе педагогического общения преподаватель и обучающиеся реализуют в совокупности четыре основные функции: интеллектуальную; влияния друг на друга; информационную; облегчающую.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

  • В процессе педагогического общения преподаватель и обучающиеся реализуют в совокупности четыре основные функции:
  • интеллектуальную;
  • влияния друг на друга;
  • информационную;
  • облегчающую.
Механизмы межличностного взаимовосприятия: - эмпатия; - рефлексия; - саморефлексия; - идентификация; - стереотипизация; - обратная связь

Механизмы межличностного взаимовосприятия:

  • - эмпатия;
  • - рефлексия;
  • - саморефлексия;
  • - идентификация;
  • - стереотипизация;
  • - обратная связь
Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия Чтобы психологически грамотно взаимодействовать с обучаемыми в учебном процессе, профессорско-преподавательский состав должен уметь ориентироваться: - в себе; - в обучаемых; в целях педагогического общения; - в объектных, субъектных и обстановочных условиях взаимодействия;

Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия

  • Чтобы психологически грамотно взаимодействовать с обучаемыми в учебном процессе, профессорско-преподавательский состав должен уметь ориентироваться:
  • - в себе;
  • - в обучаемых;
  • в целях педагогического общения;
  • - в объектных, субъектных и обстановочных условиях взаимодействия;
Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия - в педагогической ситуации взаимодействия; - в близких, средних и далеких целях педагогической деятельности; в пространственных условиях взаимодействия; - в психологически и педагогически целесообразной зоне взаимодействия

Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия

  • - в педагогической ситуации взаимодействия;
  • - в близких, средних и далеких целях педагогической деятельности;
  • в пространственных условиях взаимодействия;
  • - в психологически и педагогически целесообразной зоне взаимодействия
Зоны взаимодействия между участниками образовательных отношений доверительная зона общения (от 0,5 м до 1,2 м); неформальная зона общения (от 1,2 м до 1,5 м); публичная зона общения (расстояние от 3,5 м и более); формальная (деловая) зона общения (от 1,5 м до 3,5 м).

Зоны взаимодействия между участниками образовательных отношений

  • доверительная зона общения (от 0,5 м до 1,2 м);
  • неформальная зона общения (от 1,2 м до 1,5 м);
  • публичная зона общения (расстояние от 3,5 м и более);
  • формальная (деловая) зона общения (от 1,5 м до 3,5 м).
Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия - в межличностных механизмах взаимовосприятия; - в психологической структуре педагогического общения ; - в позициях Родителя, Взрослого и Дитя

Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия

  • - в межличностных механизмах взаимовосприятия;
  • - в психологической структуре педагогического общения ;
  • - в позициях Родителя, Взрослого и Дитя
Трансактный анализ общения Э. Берна   Берн подметил, что в зависимости от ситуации, общаясь, мы принимаем одну из трех позиций, которые он условно назвал Родитель, Взрослый, Дитя.  В дальнейшем будем их сокращенно обозначать Р, В, Д.  Важно отметить, что никакого отношения к возрасту эти позиции не имеют

Трансактный анализ общения Э. Берна

  • Берн подметил, что в зависимости от ситуации, общаясь, мы принимаем одну из трех позиций, которые он условно назвал Родитель, Взрослый, Дитя. В дальнейшем будем их сокращенно обозначать Р, В, Д. Важно отметить, что никакого отношения к возрасту эти позиции не имеют
Барьеры коммуникативные Барьеры коммуникативные — психологические препятствия , возникающие в процессе передачи преподавателем системы новых научных знаний слушателям, а также в процессе перевода этой системы новых знаний в систему новых действий в образовательном процессе.

Барьеры коммуникативные

  • Барьеры коммуникативныепсихологические препятствия , возникающие в процессе передачи преподавателем системы новых научных знаний слушателям, а также в процессе перевода этой системы новых знаний в систему новых действий в образовательном процессе.
Барьеры коммуникативные - барьер отсутствия психологического контакта ; - барьер негативной психологической установки; - мотивациониый барьер; - интеллектуальный барьер; - эмоциональный барьер; - волевой психологический барьер; - ошибки по типу мужчина — женщина; - снисходительность; - барьер имя

Барьеры коммуникативные

  • - барьер отсутствия психологического контакта ;
  • - барьер негативной психологической установки;
  • - мотивациониый барьер;
  • - интеллектуальный барьер;
  • - эмоциональный барьер;
  • - волевой психологический барьер;
  • - ошибки по типу мужчина — женщина;
  • - снисходительность;
  • - барьер имя
Психологические приемы, формирующие симпатию  1. Психологический прием «опережающая (авансированная) улыбка преподавателя». 2. Психологический прием «организация поля доверия эмоционально положительного отношения для обучающихся в образовательном процессе». 3. Психологический прием «вы». 4. Психологический прием «первая фраза». 5. Прием искусственное формирование преподавателем психологической установки у обучаемых отвечать на закрытые контактные вопросы только «да». 6. Психологический прием «приятное зеркало».

Психологические приемы, формирующие симпатию

  • 1. Психологический прием «опережающая (авансированная) улыбка преподавателя».
  • 2. Психологический прием «организация поля доверия эмоционально положительного отношения для обучающихся в образовательном процессе».
  • 3. Психологический прием «вы».
  • 4. Психологический прием «первая фраза».
  • 5. Прием искусственное формирование преподавателем психологической установки у обучаемых отвечать на закрытые контактные вопросы только «да».
  • 6. Психологический прием «приятное зеркало».
Выводы Авторитарная педагогическая деятельность  и  технология педагогического сотрудничества в настоящее время не просто сосуществуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. При этом административная педагогика уже не в силах победить, а технология педагогического сотрудничества еще не обладает достаточными силами для победы, но будущее за технологией педагогического сотрудничества.

Выводы

  • Авторитарная педагогическая деятельность и технология педагогического сотрудничества в настоящее время не просто сосуществуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. При этом административная педагогика уже не в силах победить, а технология педагогического сотрудничества еще не обладает достаточными силами для победы, но будущее за технологией педагогического сотрудничества.
Выводы Технология педагогического сотрудничества — ситуативные или устойчивые состояния взаимоотношений без принуждения, которые возникают при взаимодействии преподавателя со слушателями в процессе их обучения, воспитания и развития, характеризующиеся проявлением в различной степени симпатии, змпатии, рефлексии, саморефлексии, взаимопомощи, взаимодоверия, взаимопонимания, взаимосочувствия, взаимосопереживания, взаимовлияния при нейтрализации психологических барьеров в процессе реализации технологии педагогического сотрудничества, содержанием которого являются передача преподавателем системы новых научных знаний по учебной дисциплине, оказание влияния на подструктуру направленности личности обучаемых в целях формирования у них желания самостоятельно перевести систему новых научных знаний в систему действий .

Выводы

  • Технология педагогического сотрудничестваситуативные или устойчивые состояния взаимоотношений без принуждения, которые возникают при взаимодействии преподавателя со слушателями в процессе их обучения, воспитания и развития, характеризующиеся проявлением в различной степени симпатии, змпатии, рефлексии, саморефлексии, взаимопомощи, взаимодоверия, взаимопонимания, взаимосочувствия, взаимосопереживания, взаимовлияния при нейтрализации психологических барьеров в процессе реализации технологии педагогического сотрудничества, содержанием которого являются передача преподавателем системы новых научных знаний по учебной дисциплине, оказание влияния на подструктуру направленности личности обучаемых в целях формирования у них желания самостоятельно перевести систему новых научных знаний в систему действий .
Выводы Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями педагогического сотрудничества. Чтобы отношения педагогического сотрудничества в образовательных организациях не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого педагогического работника.

Выводы

  • Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями педагогического сотрудничества. Чтобы отношения педагогического сотрудничества в образовательных организациях не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого педагогического работника.
1. Атватер И. Я Вас слушаю: /Советы руководителю, как правильно слушать собеседника/. — М., 1988. 2.Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. –М.,1978 2. Мицич П. Как проводить деловые беседы. -М., 1987. 3. Новиков B.C. Основы психологии педагогического сотрудничества. — М., 1997. 4. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. — М., 1990. 5. Столяренко A.M. Преподаватель учебного заведения МВД России и его педагогическая культура. — М., 1996. 6. Трубочкин В.П., Битянова Н.Р. Культура педагогического общения и самосовершенствования преподавателя. — М., 1995.
  • 1. Атватер И. Я Вас слушаю: /Советы руководителю, как правильно слушать собеседника/. — М., 1988.
  • 2.Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. –М.,1978
  • 2. Мицич П. Как проводить деловые беседы. -М., 1987.
  • 3. Новиков B.C. Основы психологии педагогического сотрудничества. — М., 1997.
  • 4. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. — М., 1990.
  • 5. Столяренко A.M. Преподаватель учебного заведения МВД России и его педагогическая культура. — М., 1996.
  • 6. Трубочкин В.П., Битянова Н.Р. Культура педагогического общения и самосовершенствования преподавателя. — М., 1995.
Уровни знаний: - знания – узнавание;  - знания – репродукция;  - знания – понимания;  - знания – применение;  - знания – творчество ( новые знания) .

Уровни знаний:

  • - знания – узнавание;
  • - знания – репродукция;
  • - знания – понимания;
  • - знания – применение;
  • - знания – творчество ( новые знания) .
Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у граждан следующих компетенций инновационной деятельности: способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому; способность к критическому мышлению  (технологии проблемного обучения, проектного обучения и педагогического сотрудничества)

Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.»

  • Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у граждан следующих компетенций инновационной деятельности:
  • способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
  • способность к критическому мышлению
  • (технологии проблемного обучения, проектного обучения и педагогического сотрудничества)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!