СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс "Горизонты педагогики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

сетевой конкурс "Горизонты педагогики"

Просмотр содержимого документа
«Конкурс "Горизонты педагогики"»

Здоровьесберегающие технологии



Русский язык и литература – серьѐзные и сложные предметы. На этих

уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник

должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям: важно,

чтобы каждый ученик вышел из деятельности с благоприятным личным

опытом, чтобы в конце урока возникла положительная установка на

дальнейшее учение, то есть положительная мотивационная перспектива.

Применяю следующие элементы здоровьесберегающих технологий:

- использую доброжелательный и эмоциональный тон педагога как важный

момент здоровьесберегающих технологий;

- создаю на организационном этапе условия для формирования у учащегося

установки на успешное выполнение учебного задания, в том числе и через

небольшие психологические нагрузки;

- организую смену видов деятельности и чередование видов активности;

- дозирует объѐм учебной нагрузки и рациональное распределение еѐ во

времени через применение гибких вариативных форм построения системы

учебного процесса;

- снижаю нагрузку учащихся через использование игровых приѐмов и

разноуровневых заданий;

- провожу динамические физкультминутки;

- совмещаю работы по теме урока с двигательной гимнастикой;



- оцениваю гигиенические условия и технологии обучения (воздушно-

тепловой, световой режим, режим проветривания помещения).



Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в

педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные

технологии по их здоровьесберегающей направленности, например, технология

уровневой дифференциации обучения. Цель дифференцированного обучения –

создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом

индивидуально-психологических особенностей. Основная цель использования

технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его

возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность

получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой

личностный потенциал. Данная технология позволяет мне не только урок, но и

процесс подготовки к ЕГЭ сделать более эффективным.

Так в 2014-2015 учебном году мною были сформированы в 10 «Б» классе

три группы после анализа выполнения учащимися демонстрационного варианта

ЕГЭ по русскому языку. Дифференциация проходила по уровню качества

знаний с учетом психологических особенностей учащихся: с высоким уровнем



качества знаний, со средним уровнем качества знаний, с низким уровнем

качества знаний. В соответствии с данной дифференциацией была разработана

программа, которая включала комплекс занятий, направленных на

формирование орфографической грамотности, пунктуационной зоркости,

навыков работы с текстом.

Группа учащихся с высоким уровнем выполняет тестовые задания в

формате ЕГЭ самостоятельно, может использовать справочную литературу, а

по окончании работы самостоятельно проверяют еѐ по ключам и

рассматривают варианты решения учебной задачи, объясняют причины

ошибок. На консультационных занятиях они выполняют роль консультантов,

помощников учителя, объясняют классу технологию выполнения того или

иного задания.

Группа со средним уровнем выполняет тестовые задания по отдельным

темам, в которых допустила ошибки, получая краткую инструкцию для

выполнения задания и опорные схемы или таблицы, иллюстрирующие

орфографические и пунктуационные правила, а затем выполняются тесты в

формате ЕГЭ вначале под руководством учителя, потом самостоятельно.

Учащиеся с низким уровнем обученности выполняют тестовые задания

совместно с учителем, рассматривают в основном тесты тематические, затем

самостоятельно, постоянно используя справочную литературу. Такой ученик в

классе получился один. Поэтому такие задания носили индивидуальный

характер. Для такого ученика работа строилась поэтапно, например, на

повышение грамотности учащихся путем повторения орфографических правил,

вызывающих на практике наибольшее количество ошибок, отработки

опознавательных признаков орфограмм. Так выполняя задание 12,

проверяющее умение слитного или раздельного написания НЕ с разными

частями речи, мы, во-первых, проанализировали формулировку задания и

рассмотрели предложения, установив, что для успешного выполнения данного



задания необходимо вспомнить правописание слов разных частей речи. Во-

вторых, используя справочную литературу, повторили правила правописания



существительных, причастий, наречий, глаголов, деепричастий и причастий с

НЕ. В-третьих, решили тематические тесты и выявили общие признаки

слитного и раздельного написания НЕ со словами разных частей речи. Для этой

цели составили обобщающую таблицу по группам орфограмм и

орфографический словарь-минимум из слов для запоминания, типа недомогать,

нелепый, не рад, не должен и др. Такие слова я выписала из сборников Л.И.

Мальцевой по подготовке к ЕГЭ. В-четвѐртых, приступили к совместному, а

затем к самостоятельному выполнению заданий в формате ЕГЭ. Результат на

ЕГЭ – 69 баллов.



Кроме того одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих

технологий является творческий характер образовательного процесса и

обеспечение мотивации образовательной деятельности. Обучение без

творческого заряда неинтересно. Возможность для реализации творческих

задач достигается за счет использования на уроках и во внеурочной

деятельности активных методов и форм обучения. Большой энтузиазм

вызывают у учеников нестандартные уроки, на которых можно проявить себя

творчески. Например, уроки - творческие отчѐты, уроки-исследования, уроки с

использованием ролевых игр, инсценирования, рисования. А применение

интеграции различных видов искусств на уроках литературы помогает

восприятию и осмыслению материала, положительно влияет на эмоциональное

состояние учащихся, например, сопоставление произведений литературы и

живописи или музыки. Этот прием позволяет решить одновременно несколько

различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им

сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую

значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной

познавательной деятельности.

Не всем учащимся легко дается русский язык, поэтому регулярно провожу

работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дают занятия в парах, в

группах, где ведомый более слабый ученик чувствует поддержку товарища.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на

перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяют

избежать монотонности на уроке.

Так как задача учителя – заботиться не только о физическом, но и духовном

здоровье учащихся, то уроки литературы предоставляют широкие возможности

для достижения этой цели. При знакомстве с биографией писателя показываю

тесную взаимосвязь духовного и физического развития человека. При анализе

литературного произведения акцентирую внимание на проблемах гуманизма,

добра и зла, оказываю влияние на формирование нравственного здоровья.

Добиться хороших результатов в обучении и воспитании можно только

при комплексном использовании современных технологий, ориентированных

как на развитие творческого потенциала школьника, так и на сохранение его

здоровья. Поэтому я в дальнейшем планирую применять их в своей

педагогической деятельности.



Директор МБОУ СОШ No 3 Н.И. Ручкин


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!