СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс методических разработок педработников, реализующих ФГОС ООО.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Подземные воды"

Просмотр содержимого документа
«Конкурс методических разработок педработников, реализующих ФГОС ООО.»

 

МБОУ« Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина»





Районный конкурс методических разработок педагогических работников,

реализующих ФГОС дошкольного,  начального и основного общего образования







Технологическая карта урока по географии на тему: «Подземные воды»

6 класс

 

 

 

  

                                                                                           Автор: учитель географии Коптева В.В.

 





п. Шумячи

                                                                        2017 г.

 « Если мы будем учить сегодня так,

 как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

 

 

Технологическая карта  урока географии в 6 классе с учетом требований ФГОС

 

 

1.     ФИО автора: Коптева Виктория Викторовна

2.     Место работы:МБОУ «Шумячская СШ им. В. Ф. Алешина» Шумячского района Смоленской области

3.     Должность: учитель

4.     Предмет: география

5.     Класс: 6

6.     Тема урока и номер урока в теме: Подземные воды(урок № 9 в разделе №6 «Гидросфера»)

7.     Базовый учебник: География. Землеведение.5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. –  М.: Дрофа, 2012 г.

 











Цели:

обучающая: дать полное представление о происхождении, видах и использовании подземных вод

развивающая: развитие целостности восприятия, зрительной памяти, умения устанавливать причинно-следственные связи.

воспитательная: воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к подземным водам, позитивное отношение к окружающей природе

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования .

Предметные: Сформировать представления о подземных водах как части Мирового круговорота, о их происхождении; видах и использовании. Научить определять условия рельефа в месте выхода подземных вод на поверхность; показать необходимость бережного отношения к ним как к источнику чистой, пригодной для питья воды.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, осуществлять самооценку, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная.

Техническое оборудование: презентация на слайдах «Подземные воды», 20 слайдов, составитель Коптева В.В., учебник География. Землеведение.5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. –  М.: Дрофа, 2012 г.

Структура и ход урока.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЭОР

Знания

Умения

Организация начала урока

1 мин.


Подготовка учащихся к работе. Развитие устойчивости внимания.


Организация внимания и внутренней готовности к различным видам познавательной деятельности.

Умение организоваться и контролировать свое рабочее место.

Словесный.

Фронтальная.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Подготовка к работе.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЭОР

Знания

Умения

Проверка выполнения домашнего задания.

7 мин.


Выявление затруднений при выполнении домашнего задания.

Озера как часть вод суши. Типы озер по происхождению, солености.

Работать с различными источниками географической информации.

Словесно-наглядный, видеометод

Индивидуальная

фронтальная

Демонстрация слайдов №2,3.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1) Демонстрация слайда №2. Фронтальная беседа по вопросам слайда.

1. Работа с терминами.

1. Назовите виды озерных котловин?

2. Чем сточные озера отличаются от бессточных?

3. Почему в одних озерах вода пресная, а в других - соленая?

4. Как на физических картах обозначают болота? Найдите и покажите на карте мира самые обширные заболоченные территории.

5. Приведите пример озер России, различающихся по происхождению котловин.

6. Какие озера по происхождению можно встретить на территории Смоленской области и Шумячского района?

2. Проверка номенклатуры

Путаница” - выполняется учеником на настенной карте. На настенной физической карте мира неправильно развешаны названия озер мира, ученику следует вернуть объекты на место.

Устное формулирование ответов. Работа с текстом слайда №3

Самопроверка.

1. Виды озерных котловин: тектонические, вулканические, ледниковые, озера — старицы, карстовые.

2. Сточные озера — вытекает хотя бы одна река, бессточные — реки не вытекают.

3. Пресные озера всегда сточные, соленые — бессточные, расположенные в жарком и сухом климате.

4. Низменности: Западно-Сибирская, Амазонская.

5.Байкал, Кроноцкое, Селигер и др.

6.Ледниковые, карстовые, озера-старицы

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используе

мые ЭОР

Знания

Умения

Изучение нового материала.

15 мин.


Сформировать представление о подземных водах. Развитие целостности восприятия, зрительной памяти, умения устанавливать причинно-следственные связи.


Виды подземных вод. Причины образования. Родники.

Называть причины образования и изменения уровня грунтовых вод. Анализировать рисунки, составлять схемы, делать выводы.

Словесный (рассказ), наглядный, практический, проблемно-поисковый, видеометод

Коллективная, индивидуальная

Слайды

№4-14











Деятельность учителя

Деятельность ученика




Создание проблемной ситуации:

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение одного из видов вод суши.

- Какие воды суши мы уже изучили?

- А какие воды суши самые чистые, пресные и полезные на Земле? Почему они чистые?

- А если воды загрязнены, как их очистить?





- Решая проблему в процессе изучения темы, какие цели нужно поставить, какие задачи необходимо решить?









Тема урока: «Подземные воды»

- В конце урока мы должны ответить на очень важный вопрос: “Какое значение в жизни человека играют подземные воды, почему важна охрана этих вод ?”

Сформулируйте определение подземных вод.

- У вас не возник вопрос? Как она туда попала?

- Какие условия необходимы для образования подземных вод?



Подземные воды – это воды, находящиеся в порах, пустотах и трещинах горных пород в верхней части земной коры.

Проведем опыт:

Перед вами три стакана, три воронки. В воронке № 1 – глина, 2 - песок, № 3 – гравий. Наливаем одновременно во все воронки воду.

- Что мы наблюдаем?

- От чего зависит скорость прохождения воды сквозь горные породы?

Работа с текстом слайда №5-8



Называем породы водоупорные и водопроницаемые.





Какой вывод мы можем сделать?



Образование родников. Демонстрация слайда №9-12.

Если пласт имеет наклон в ту или иную сторону, то вода течет по нему в сторону наклона и где-нибудь выходит на поверхность, образуя источник, или, как часто говорят, ключ, родник.



Познавательная задача № 1(Приложение №2-3)

Если вы пошли в поход, и вода закончилась. Где будете её искать? При ответе воспользуйтесь рисунком № 1



-







Значит, где будет находиться родник? Демонстрация рисунка №2.

Уровень грунтовых вод и их поверхность зависят от многих причин, например: а) от количества атмосферных осадков; б) от расчлененности местности (чем глубже долины рек и балок, тем уровень грунтовых вод ниже); в) от близости и полноводности рек и озер. Как правило, уровень грунтовых вод повышается в сторону водоемов.





Познавательная задача № 2 :Слайд №13-14

- Объясните, почему колодцы роют зимой?








- Реки, озера, болота.

- Подземные воды. Подземные воды скрыты в горных породах, их труднее загрязнить.

(Учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос, в процессе беседы возникает проблема “Какое значение в жизни человека играют подземные воды, почему важна охрана этих вод ?” )

Цели: Узнать как образуются подземные воды и какими они бывают.

Узнать как используются и охраняются подземные воды.

Задачи: Изучить материал темы «Подземные воды» , анализировать рисунки в тексте параграфа.

Работа с текстом слайда №4

Подземные воды – воды суши, находящиеся в горных породах земной коры. (Определение дают сами ученики)

Подземные воды образуются при просачивании вглубь земли дождевых и талых вод. Пополнение подземных вод происходит также за счет водяного пара, содержащегося в воздухе.

1.Атмосферные осадки в достаточном количестве.

2.Способность горных пород пропускать воду.

Запись в тетрадь





- Глина воду пропускает слабо, песок быстро.


- Есть горные породы, которые пропускают воду, а есть, которые задерживают.

- От количества и размеров трещин и пор.


Составление схемы: «Горные породы».

Дополнить схему: «Горные породы»

Водопроницаемые Водонепроницаемые

Записывают в тетрадь названия горных пород в две колонки.

Песок кварцит

гравий мрамор

галька базальт

гранит

Вывод о разной проницаемости горных пород, их структуре. Комментирование рисунка №168.

Запись в тетради.

А) Водопроницаемый слой (песок)

Б) Грунтовая вода В) Водоупорный слой (глина)







В походных условиях родник следует искать в низинах, логах, оврагах, ложбинах, то есть в понижениях рельефа. Так как в этих местах грунтовые воды могут выходить на поверхность. Уровень воды (по принципу сообщающихся сосудов) стремится к равновесию и поэтому родники встречаются в понижениях.

Выступление ученика о родниках в окрестностях п.Шумячи (3 мин.)

(родник «Данилина криница», использование публикации статьи в газете «За урожай» №20, 2002г.)





















Зимой уровень воды в колодцах снижается. Это связано с тем, что подземные воды питают реки. А зимой другого питания у рек нет, поэтому вся вода уходит в реки и уровень падает. А весной талые воды просачиваются сквозь водопроницаемый слой, и колодец наполняется.

Этап учебного

занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЭОР

Знания

Умения

Физкульт-

минутка.

2 мин.


Снятия напряжения и общего утомления.

физические упражнения.

Выполнение действий.

Практический

Коллективная


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Демонстрация движений, инструктирование.

Выполнение движений.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используе-

мые ЭОР

Знания

Умения

Изучение нового материала (продолжение).

13 мин


Сформировать представление о видах подземных вод, использовании, охране подземных вод. Развитие целостности восприятия, зрительной памяти, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Образование артезианских колодцев. Виды подземных источников. Использование минеральных источников.

Работать с текстом и схемами, пересказывать, комментировать.

Словесный, видеометод, наглядный, репродуктивный.

Индивидуальная, коллективная.

Слайды № 15-19

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Демонстрация слайда №15.

Если водоносный слой находится между двумя водоупорными пластами, и они изогнуты в виде чаши, то вода в нижней части изгиба пластов будет находиться под напором. Для того чтобы извлечь межпластовую воду, бурят скважины, вода из водоносного слоя начинает фонтанировать. Такие выходы подземной воды называются артезианскими колодцами.

Артезианские колодцы были впервые устроены в 12 веке во французской провинции Артуа, откуда они получили свое название.

Устройство артезианских колодцев возможно не везде, а только там, где водоносные и водоупорные пласты залегают вогнуто. В Сахаре под раскаленной высохшей почвой, на незначительной глубине, находятся богатые водой слои, которые могут питать колодцы, если только сделать буровую скважину. Еще древние египтяне извлекали в оазисах Ливийской пустыни из-под земли драгоценную влагу.

Воду из артезианских колодцев пускают по трубам и используют для орошения полей. Часто воду получают с больших глубин (более 600 м). Такая вода проходит большой путь через горные породы, фильтруется и становится совершенно чистой.



Демонстрация слайда №16.

Не все подземные воды пресные. Есть минеральные, содержащие растворенные вещества и газы. Они обладают лечебными качествами.

Назовите знаменитые курорты России ,связанные с минеральными водами.



Демонстрация слайда №17-18.

Подземные воды образуют уникальные формы рельефа —

карстовые воронки, провалы, котловины озер, пещеры.

В Шумячском районе есть небольшие карстовые озера. Как они

образовались?



Демонстрация слайда №19.


- Что может попасть в подземные воды с атмосферными осадками, просочиться сквозь горные породы?

Краткий пересказ текста слайда.









Анализ рис.170





















Ессентуки, Минеральные воды, Пятигорск и др.



Мы знаем, что среди горных пород нашего района можно встретить меловые отложения, при их вымывании подземными водами, образуются небольшие понижения-котловины.



- подземные воды могут быть загрязнены промышленными отходами, свалками, животноводческими фермами и др.

ап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используе-

мые ЭОР

Знания

Умения

Закрепление

5 мин

Закрепление знаний о подземных водах. Развитие операций мышления: анализа и синтеза. Развитие воссоздающего восприятия и долговременной памяти.

Виды подземных вод. Пещеры.

Охрана подземных вод.

Обобщать, осуществлять дедуктивные умозаключения

Уметь использовать разные источники географической информации.

Словесный, видеометод, наглядный, дедуктивный.

Фронтальная, индивидуальная.

слайд № 20







Деятельность учителя

Деятельность ученика

Рефлексия:

- Как вы теперь ответите на вопрос, который прозвучал вначале урока





- Какое значение в жизни человека играют подземные воды, почему важна охрана этих вод ?











-В каком состоянии находятся родники в п. Шумячи?



Слайд №20. Закрепление новых терминов.

  1. Подземные воды – это воды, находящиеся в порах, пустотах и трещинах горных пород в верхней части земной коры.

2. Водопроницаемые горные породы – пропускающие воду породы.

3. Водоупорные горные породы – не пропускающие воду.

4. Пещеры – пустоты в легкорастворимых породах (гипс, известняк).

5. Водоносный слой – насыщенный водой слой над слоем глины.

6. Грунтовая вода – содержится в водоносном слое не прикрытом сверху водоупорными породами.

7. Источники (родники) – грунтовые воды, текущие в сторону уклона водоупорного слоя.

8. Межпластовые воды – между двумя водоупорными слоями водоносный слой.

9. Минеральные воды – подземные воды, содержащие много растворенных веществ.











Значение : Источник чистой и пресной воды.

Источник минеральной, лечебной воды.

Источник воды для орошения полей в засушливых районах Земли.

Регулируют уровень воды в реках и озерах

Охрана: Очищать эти воды невозможно, их нельзя загрязнять!!!

Ребята называют случаи недопустимого поведения и отношения к родникам поселка. Предлагают свою помощь в охране родников. Участие в социальном проекте «Живи, родник». (апрель 2017г.) Подготовка обращения к жителям поселка Шумячи.

Работа с записями в тетради. Отвечают и проверяют записи в тетради (словаре терминов).


Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЭОР

Знания

Умения

Домашнее задание.

2 мин

Контроль и учет знаний.

Подземные воды.

Работать с различными источниками информации.

Словесный

Коллективная, индивидуальная.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Изучить §50, выучить значение новых терминов.

2.Расскажите о подземных и поверхностных формах карста рис.171


Запись в дневнике. Участие в социальном проекте «Живи, родник». (апрель 2017г.) Подготовка обращения к жителям поселка Шумячи.(Приложение №1)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!