СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс- олимпиада "Веселая грамматика" Задания по русскому языку для 7 класса ( с ключами)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конкурс- олимпиада "Веселая грамматика" Задания по русскому языку для 7 класса ( с ключами)»

Конкурс «Веселая грамматика»

7-й класс


Дорогие участники олимпиады!


Предлагаем вам выполнить ряд заданий, чтобы проверить свои знания русского языка и языковую интуицию, показать лингвистический кругозор и культурно-речевые способности.

Вам предстоит выполнить разные по характеру задания: назвать термины, выявить языковые явления, дать им краткий комментарий, подобрать правильные примеры, дать ссылки на языковые факты.

При выполнении творческого задания нужно не только подобрать лингвистическую и культурно-речевую информацию, но и грамотно подать её с учётом восприятия адресата.

Внимательно читайте формулировки, предложенные в задании, это поможет вам найти наиболее полный ответ. Частично выполненные задания, содержащие правильные варианты решения, тоже учитываются при проверке.

Ответы оформляются на отдельных чистых листах бумаги. На чистовике задания выполняются по порядку, аккуратно и разборчиво. Текст задания переписывать не нужно, достаточно указать номер. Оставляйте поля.

Если задание не удалось выполнить, на листах с ответами следует указать его номер и сделать отступ (1-2 строки).

Максимальное количество баллов, которое вы можете набрать – 100.

На выполнение работы отводится 3 астрономических часа.

Надеемся, что выполнение предложенных заданий будет для вас полезным и интересным занятием.


Желаем успешной работы!










Задание 1.

Прочитайте фрагмент стихотворения Н. Матвеевой «Путаница». Подумайте, какие буквы пропущены. Запишите слова, используя указанную нумерацию.

Образец оформления: 1 - ______; 2 - ______ ; 3 - _____; 4 - _____; 5 - ______.

В печке выпечен

Б_тон (1).

А в петлицу вдет

Б_тон (2).

По траве ползёт

П_тон (3).

Молоко течёт в

Б_дон (4),

А на стройке есть

Б_тон (5).

10 баллов


Задание 2.


В 1987 г. в книге «Язык: знакомый незнакомец» Б. Ю. Норман опубликовал первую версию знаменитого «Энтимологического словаря». Ниже приведены некоторые словарные статьи. Прочитайте их и выполните задания.

АСТРОЛОГИЯ – раздел ботаники: разведение астр.

БАРАНКА – овца.

ДВОРЯНКА – порода дворовых собак; СТОЛБОВАЯ ДВОРЯНКА – д., привязанная к столбу.

ЖАРГОН – аспирин.

ЛЕВША – самка льва.


1. Почему в слове «энтимологический» в названии словаря вторая буква выделена особо? Как образовано это слово? На что настраивает читателя такое название?

2. Почему этот тип словарей впоследствии стали называть «бестолковыми»? Какие факты и явления языка позволяют давать такие толкования? Поясните их, опираясь на два – три приведенных примера из «Энтимологического словаря».

3. Предложите в «Энтимологический словарь» свои варианты толкований для слов беспечность, днище, готовальня.10 баллов


Задание 3.

Слово «дача» заимствовано из русского многими языками и обозначает в них деревянный загородный домик.

От какого древнего русского глагола произошло слово «дача»?

Есть ли историческая связь между словами «дача», «подаяние», «дар»? Кратко объясните свой ответ.

6 баллов


Задание 4.


Прочитайте цитату из басни «Щука и Кот» (1813).


Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник.


1. Назовите имя знаменитого русского баснописца – автора приведенных строк.

2. Какой частью речи является слово печи? В какой форме оно стоит? Какие синтаксические признаки позволяют доказать Ваш ответ?

8 баллов

Задание 5.

Выделите суффикс в приведенных ниже словах и определите, на какие две группы можно их распределить.

Ответ оформите по образцу, не забывая о графическом выделении нужной морфемы.

Группа 1. …….

Группа 2: …….


Нынешний, потешный, успешный, вчерашний, страшный.


Включите в каждую группу по одному самостоятельно подобранному примеру с такими же суффиксами.

7 баллов



Задание 6.

В роли каких частей речи выступает слово хорошо в приведенных ниже предложениях?

1.Утро хорошо сегодня!

2. Он хорошо себя проявил.

3. Хочу сдать математику на «хорошо».

6 баллов Задание 7.


Роль какого члена предложения выполняет глагол учить в следующем примере:


Дурака учить – что мертвого лечить?

5 баллов


Задание 8.

Из предложенных в скобках вариантов выберите верный. Кратко объясните Ваш выбор. В каком случае возможно использовать оба варианта. Почему?

1) Робот-игрушка (понравился/понравилась) жюри.

2) Конкурс-викторина (прошел/прошла) с большим успехом.

3) Кафе-пироговая (открыто/открыта) с 9 до 20 часов.

8 баллов


Задание 9.

Определите, какой тип словаря представлен данной словарной статьей.


ВОССТÁНИЕ (массовое вооруженное выступление против господствующих классов для защиты национальных интересов), Бунт неодобр. (стихийное, неорганизованное восстание), Мятеж неодобр. (стихийное восстание небольших масштабов), Возмущение устар. – Ср. 2. В о л н е н и е.

Выпишите и расшифруйте стилистические пометы. Что они означают?

Придумайте по одному примеру употребления слов восстание, бунт, мятеж, в которых проявляются стилистические особенности каждого слова.


10 баллов


Задание 10.


  1. Прочитайте внимательно текст и переведите его на русский язык.


Аз боесмь, кнже, аки древо при пути, мнозибопосекают его и на огонь мечють; тако и аз всем обидим есмь, зане ограженесмь страхом грозы твоеа. Всяк члк хитрить и мдрить о чюжеибеди, а о своеи не может смыслити. Злато съкрушается огнем, а члкнапастьми; пшеница бо много мучима чист хлеб являеть, а в печали члк обретает ум сврьшен.


2) Выпишите из текста слово, которое в современном языке является многозначным и в переносном смысле обозначает нечто, отличающееся большими достоинствами.

Какой старославянский эквивалент этого слова Вы знаете? Запишите его.

Какие значения, помимо указанного переносного, закреплены за этим словом в современном языке? Сформулируйте три варианта значения.

20 баллов


Задание 11.


Составьте текст небольшого сообщения для учеников 3-х – 4-х классов о слове, которое вы обнаружили в древнем тексте. Расскажите о его происхождении, о вариантах значения и символическом смысле. Вспомните устойчивые выражения или строки из поэтических произведений, в которых ярко проявляется значимость этого слова в культуре.

Начните свое выступление так: «Дорогие ребята! Знаете ли вы, что…»


(Объем текста: 10 – 12 предложений)


10 баллов


Критерии оценивания конкурсных заданий по русскому языку

7 класс

Ответ на 1 задание:

Задание 1.

(1) – батон, (2) – бутон, (3) – питон, (4) – бидон, (5) – бетон.

(по 2 балла за каждый правильный ответ, всего 5 баллов). За орфографическую ошибку в написании слова снимается 0,5 баллов, но не более 1 балла.

Всего – 10 баллов


Ответ на 2 задание

1. В слове «энтимологический» угадывается параллель с «этимологический» (1 балл) – словарь, указывающий на происхождение слов. Можно рассматривать «энтимологический» как сращение «энтот» (просторечная форма местоимения этот) + «этимологический» Кроме того, такая форма слова ассоциативно выходит на понятие народная (или наивная) этимология – то есть ложная этимология, дающая лексические ассоциации, возникающие в результате созвучия. (1 балл за объяснение).

Выделенная буква Н настраивает читателя, что перед ним не реальный этимологический словарь, а некая пародия на него (1 балл).


2. «Бестолковым» словарь стали называть в противоположность «толковому», в этом термине, как и в самом словаре, задействован элемент языковой игры: слову даются неправильные, «ложные», «бестолковые» толкования (1 балл). В толкованиях отражаются разные языковые явления и факты, которые хорошо чувствует носитель языка. Например, некоторые толкования приводятся на основании ложного морфемного членения. Так, вбаранка ошибочно выделен корень баран (ср. аналогию студентстудентка). Между тем «Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов» под ред. Н. Ю. Шведовой, свидетельствует о том, что баранка восходит к болгарскомуабаранак, произв. от *ob-variti, ср. также укр. обарiнок (изд. 2011 г., с. 30).Жаргон неверно разделено на жар и гон. В этом же слове проявляется и другое явление, основанное на омонимии корней: астрология – наука об астрах (межъязыковая омонимия корня астр), дворянка – омонимия корня двор-, левша – омонимия корня лев- (до 3 баллов в зависимости от правильности объяснения и количества примеров).

3. Приведем толкования по изданию 1987 г.:

БЕСПЕЧНОСТЬ – отсутствие в квартире печки; центральное отопление.

ДНИЩЕ – день за Полярным кругом.

ГОТОВАЛЬНЯ – столовая (с. 208–209).

В качестве ответа принимаются и другие «ложные» толкования при условии, что участник понял задание (например:ДНИЩЕ – очень длинный день, ГОТОВАЛЬНЯ – кухня и т. п.). За каждое верное «ложное» толкование 1 балл; если толкование дано как реально существующее в языке (ДНИЩЕ – дно бочки или лодки и т. д.) – 0 баллов.

Всего –10 баллов



Ответ на 3 задание

Дача - от глагола дать. Этот глагол – один из древнейших в русском языке = 3 балла.

Между словами «дача», «дар», «подаяние» есть прямая историческая связь.

Комментарий этой связи должен отражать общее (протопипическое) значение глагола дать – совершать действие, в результате которого кто-либо получает что-либо.

По 1 баллу за каждое слово.

Справочная информация для разбора.

(* В XVII столетии это слово означало земельный участок, пожалованный царем.Приближенные Петра Первого, которым он давал земли (дарил их), строили дома и приезжали туда на отдых. А вот в конце XVIII - начале XIX веков под дачей подразумевалась уже небольшая дворянская усадьба или загородный дом, предназначенный для летнего отдыха.Так и получилась «дача» в сегодняшнем значении).

** Производные слова от «дать» могут показаться совершенно неожиданными:

дар, даритель, задарма, даром, дармовой, дармоед, удача, удалой, подать, подаяние, датчик, отдача при выстреле, дать сдачи).


Всего – 6 баллов


Ответ на 4 задание

  1. И. А. Крылов 2 балла

  2. Печи – глагол (1 балла) в неопределенной форме (1 балла) Синтаксически глагольная природа слова печи определяется по вопросу: начнет (что делать?) печи (2 балл), а также грамматически сопоставимой формой глагола тачать (2 балла).

Всего– 8 баллов


Ответ на 5 задание

Группа 1. Слова, образованные в современном русском языке с помощью суффикса –шн-: вчерашний, нынешний.

Группа 2: Слова, образованные с помощью суффикса –н-: потешный, успешный, страшный.

За каждое слово, верно отнесенное в группу = 1 балл, По 1 баллу за каждый самостоятельно подобранный пример:.

Всего– 7 баллов


Ответ на 6 задание

Ответ: 1 – прилагательное; 2 – наречие; 3 – существительное.

По 2 балла за каждый случай.

Всего– 6 баллов

Ответ на 7 задание

Глагол учить в составе предложения выполняет функцию подлежащего.

Всего – 5 баллов


Ответ на 8 задание

Правильные ответы: понравился, прошел, открыто/открыта

В первых двух случаях сказуемое согласуется по первому слову, входящего в состав подлежащего (по 2 балла за каждый верный ответ).

В последнем случае возможны оба варианта. Связано это с тем, что компонент кафе несклоняемый (2 балл), а компонент пироговаяпредставляет собой субстантивированное прилагательное (2 балл) – в таких случаях сказуемое может согласовываться как с первым, так и со вторым компонентом.

Всего – 8 баллов



Ответ на 9 задание

Словарь синонимов = 3 балла

Помета неодобр. – неодобрительное (1 балл) – сообщает, что у слова есть эмоционально- экспрессивная окраска (1 балл); помета устар. – устаревшее (1 балл) – свидетельствует, что слово относится к пассивному словарному запасу, вышло из употребления (1 балл).

Про 1 баллу за каждую правильно подобранную словарную иллюстрацию.

Всего – 10 баллов

Всего – 10 баллов


Ответ на 10 задание

Ответ:

1 часть. Перевод.

За правильный вариант перевода – 10 баллов.

Ошибки в переводе – минус 1 балл, но не более 7 баллов.

Я ведь, князь, как дерево при дороге; многие обрубают ветви и в огонь бросают; так и я всеми обижаем, ибо не имею защиты твоей. Всякий человек хитрит и мудрит о чужой беде, а в своей не в силах разобраться. Золото плавится огнем, и человек напастями; пшеница, хорошо перемолотая, дает чистый хлеб, а человек в печали становится ясновидящим (мудрым).


2 часть. ЗОЛОТО = 2 балла

Старославянский эквивалент – ЗЛАТО = 2 балла

В современных словарях фиксируются следующие значения слова:

  1. Драгоценный металл желтого цвета, отличающийся мягкостью и пластичностью. Плавка золота

  2. То, что цветом напоминает блеск такого металла. Золото волос. Золото осени.

  3. Изделия из такого металла. В шкатулке все золото и серебро.

  4. (разг.) Золотая медаль или золотые медали как высшая награда за выдающиеся успехи в спортивных соревнованиях, на конкурсе и т.п.

  5. Золотые монеты, деньги. Золотом платит.

  6. перен. разг. Богатство.

  7. перен. разг. Кто-л. или что-л., отличающиеся большими достоинствами // Что-л. чрезвычайно ценное.

  8. разг. Употребляется как ласковое обращение.


Формулировка значений слова: (по 2 балла за каждое верно сформулированное значение = 6 баллов)

Всего – 20 баллов

Всего – 20 баллов

Ответ на 11 задание

Проверяется с использованием критериальной модели.

Максимальная оценка – 10 баллов.


Всего – 10 баллов








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!