СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс "ПЕРСОНА"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

2015 год – год юбилея Великой Победы! По всей стране проводилось огромное количество различных мероприятий посвящённых этому событию. Не стала исключением и наша школа. К 70 – летию Великой Отечественной войны был проведён классный час в моём классе. Тема классного часа «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны», многих одноклассников поставила в тупик. Мало мы знаем о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны.  Наверняка это проблема не только моего класса, но и многих людей, особенно молодёжи. 

Просмотр содержимого документа
«материалы»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Горкинская средняя общеобразовательная школа














Муниципальный этап областного конкурса

«PERSONA»

«ПАМЯТЬ ЖИВА!»





Автор: Брюханова Любовь,

ученица 6 класса

МКОУ Горкинской СОШ.

Руководитель: Брюханова Т.Н.,

учитель истории

МКОУ Горкинской СОШ.













Ирбитское МО, 2016г.

Оглавление

Введение……………………………………………………….………………… 3

1. Начало………………………………………………………………………… 6

2. До войны………………………………………………………………...……. 7

3. Горе «сороковых – роковых»…………………………………………….….. 8

4. Память жива…………………………………………………………………...14

Заключение…………………………………………………………………........ 16

Библиографический список…………………………………………………… 18

Приложения






















Введение

2015 год – год юбилея Великой Победы! По всей стране проводилось огромное количество различных мероприятий посвящённых этому событию. Не стала исключением и наша школа. К 70 – летию Великой Отечественной войны был проведён классный час в моём классе. Тема классного часа «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны», многих одноклассников поставила в тупик. Мало мы знаем о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны. Наверняка это проблема не только моего класса, но и многих людей, особенно молодёжи.

Руководитель детского объединения «Занимательная история», которое я посещаю в текущем учебном году, предложила мне участвовать в конкурсе «PERSONA», посвящённом 70 – летию Великой Отечественной войне. Меня заинтересовало это предложение, ведь это возможность узнать более подробно о войне, а также вкладе членов моей семьи в Победу.

Прошло 70 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Драматической страницей вошла в историю эта война. Наша страна ежегодно чествует ветеранов Великой Отечественной войны. Но о них говорят в общем, как о великой армии. А ведь эта сила и мощь складывались из отдельных личностей. И каждая отдельная личность имеет свою историю, интересную и важную в первую очередь для семьи и близких людей. Такой человек есть и в моей семье, хотя давно уже его нет в живых, память о нём живёт! Пусть он не был героем в масштабах страны, для нас его родных он герой, простой солдат, воевал всего два месяца, но внёс свой вклад в Великую Победу!

Думаю, мой прадедушка Марков Василий Петрович (см. Приложение 1) по праву займёт место в ряду «PERSON»!

Объектом моего исследования стало изучение одного из этапов Великой Отечественной войны (война на Карельском фронте. Зима 1941 – 1942 г.). Предмет изучения - биография участника Великой Отечественной войны, моего прадедушки. Проблема – недостаточность знаний о событиях связанных с Великой Отечественной войной, даже в истории отдельно взятой семьи.

Начиная работу, я поставила перед собой цель: изучить жизнь участника Великой Отечественной войны и доказать, что каждый солдат внёс личный вклад в общую победу, а значит, никто не должен быть забыт.  

Для достижения цели я поставила следующие задачи:

  • изучить источники и литературу о Великой Отечественной войне (Карельский фронт зима 1941 – 1942 г.);

  • на основе анализа воспоминаний родственников, семейных архивов документальных источников составить историю жизни и гибели Василия Петровича.

Методы исследования: систематизация и обобщение воспоминаний о войне, анализ литературы, семейного архива, фото и документальных источников.

При работе над исследованием большую ценность оказала встреча с Марковой Риммой Степановной, (см. Приложение 2) именно её рассказы помогли мне восстановить некоторые моменты из жизни прадедушки. Также Римма Степановна предоставила материалы из личного архива семьи Марковых, что явилось наиболее значимым для моего исследования. 

Выбранная тема исследовательской работы не только актуальна, но и интересна и имеет практическую значимость. Важно сохранить для современной молодёжи события Великой Победы, боль и страдания, которые принесла с собой война.

Результаты исследования могут использоваться для проведения уроков мужества, классных часов.   Нынешнему подрастающему поколению необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение.

Для меня ценность в том, что я могу ещё пообщаться с теми людьми, кто помнит события военных лет лично. Совсем немного остаётся тех, кто может рассказать нам о войне не «понаслышке», а по личному опыту. Собирая по крупицам материал о тех далёких годах, я смогу оставить его своим детям, а может и внукам. Память о предках будет жить!

При написании работы я использовала личный архив семьи Марковых, где имеется переписка Риммы Степановны и Бутакова Петра Матвеевича, однополчанина прадедушки. Из неё я почерпнула сведения о боях в которых участвовал и был ранен прадед. Книгу «Память Свердловской области», Ирбитскую книгу памяти, в них содержатся краткие сведения о призванных на фронт жителях области и района. Книгу Крапивина В. И. «313-я Петрозаводская», из неё я узнала о тех местах, где шли бои с участием моего прадеда. Книгу тёти моей мамы Риммы Степановны Марковой «С чего начинается Родина» она рассказывает о некоторых страницах истории моей семьи. Помогли в работе также материалы из Государственного архива в городе Ирбите, именно там я нашла сведения о становлении нашего села.















  1. Начало…

Давно, ещё в начале XVIII века первые поселенцы деревни Горки выбрали местом обустройства для своих домов взгорок на правом берегу реки Ляги. Место это так и называли – Заугорье. Постепенно деревня росла, дома строили и по левую сторону реки, и вдоль тракта или неподалёку от него. По первой ревизии 1727 года деревня Горская (таким было первоначальное название нашей деревни) насчитывала 14 жителей (без указания лиц женского пола).1 Прирост населения был медленным. В 1875 году жителей в деревне Горской Стриганской волости Ирбитского уезда проживало 438. Дворов насчитывалось всего 69. Крестьяне занимались земледелием, скотоводством. А в зимнее время мужики возили товары купцам на ярмарку.

Перемены в жизни государства в XX веке не обошли стороной деревню. Первая мировая война, революция и гражданская война, установление советской власти, коллективизация – всё это отразилось в жизни нашего села.

В те годы и жил один из моих предков, которого я считаю героем, «человеком с большой буквы». Это мой прадед по маминой линии Марков Василий Петрович, участник Великой Отечественной войны.

Каким был прадедушка, я знаю совсем немного, только по воспоминаниям старших членов нашей семьи. Родился Василий Петрович в 1910 году в селе Горки, в крестьянской семье. С малых лет помогал родителям по хозяйству, успевал учиться в школе. Открыли её ещё в 1885 году, была она тогда филиалом Стриганской церковноприходской школы. В 1919 школа стала начальной, в ней и постигал науку юный Василий. А когда в Горках был создан колхоз, семья Марковых вступила в него. И закипела новая интересная жизнь…




  1. До войны.

Жизнь и действительно била, как говорится, ключом! Дел невпроворот, скучать было некогда. С появлением в деревне тракторов Василий Петрович окончил курсы трактористов и был одним из первых смельчаков, оседлавших «железного коня». С восхищением смотрели на парня земляки, ведь многие пугались звука гудящего мотора, где уж тут сладить с машиной! Гордились сыном родители. Всё в семье ладилось. Хозяйство становилось крепче.

Время шло, вскоре прадедушка женился. Красавица жена Наташа подарила ему двоих сыновей и доченьку. Старший из детей, Николай, был мой дедушка. Супруги работали, прадедушку назначили бригадиром тракторного отряда, прабабушка тоже трудилась в колхозе. Обзаводились хозяйством, хотели строить новый дом, ведь подрастали дети, Василий и Наталья мечтали, что будут жить долго и счастливо. Казалось, все условия для этого есть, казалось, так будет всегда…

Но всё хорошее очень быстро заканчивается. В одночасье мечты о будущей счастливой жизни рухнули. Мирные будни прервала война, которая началась 22 июня 1941 года. Все теперь мечтали об одном, поскорей одолеть врага, чтобы закончилась война. Мужчины, да и женщины тоже, уходили на фронт. Многие добровольцами!












  1. Горе «сороковых – роковых».

В каждый дом постучалась война. Не пощадила она и нашу семью. Моя мама никогда не видела своего дедушку: он погиб на фронте. Даже мой дед плохо помнил своего погибшего отца. Слишком маленьким он был, когда Василия Петровича провожали на войну.

Снимок «три на пять»

Памяти Маркова В.П.,

Погибшего в Карелии в 1942 году:

Живым отца я плохо помню –

Настолько мал тогда я был.

Обнял меня и поднял кверху,

Когда на фронт он уходил.

И в день Победы от экрана

Не выхожу я на крыльцо –

Вдруг среди хроники военной

Мелькнёт знакомое лицо.

Живым хочу увидеть снова

С ружьём в руках наперевес,

Когда февральским вьюжным утром

Бежит в атаку мой отец.

Служил он в матушке пехоте

И был обычным рядовым.

Я всё тогда отдать готов был,

Чтоб с фронта он пришёл живым.

Сейчас, когда на склоне лет

Отец мне вспомнится опять,

Альбом семейный открываю

С заветным снимком «три на пять».

Его рукой на обороте

Есть надпись – тридцать пятый год.

И он не знает, что так скоро

Сорок второй к нему придёт…

Сорок второй, когда не станет

Травы, деревьев и полей,

Когда он больше не увидит

Своих любимых сыновей.

Пускай война не повторится,

Чтоб больше не было сирот.

Мальчишка, за руку держась,

Пускай с отцом рядом идёт.

(Римма Маркова)

А могло сложиться совсем по-другому. Ведь когда началась война, прадедушка получил «бронь» как бригадир тракторной бригады, которая должна была собрать выращенный урожай. Это не менее важно, чем быть в действующей армии, на голодный желудок много не навоюешь. Понимая всю важность своего положения, всё же в декабре 1941 года Василий добился отправки на фронт: «Негоже мужику в тылу сидеть». К тому времени закончилась уборка, бригадир подготовил себе замену, молодых женщин обучили работе на тракторах. И со спокойным сердцем отправился на фронт.

2 декабря провожали отца. Обнял он маму, поцеловал нас и ушёл. А через несколько часов снегом замело его следы2.

Попал солдат на Карельский фронт, воевал рядовым 61 морской стрелковой бригады. Воевал недолго, жестокие там шли бои в первую военную зиму. Был Василий ранен и попал в госпиталь. С фронта успел написать всего два письма (они, к сожалению, не сохранились), а вскоре семья получила извещение, что он скончался от ран.

«Рядовой, стрелок 61 морск. Стр. бригады. 1910 г.р., с. Горки Зайковского района Свердловской обл. призван 2 декабря 1941 г. умер от ран 7 февраля 1942 г. в лечебном учреждении Массильской опергруппы войск. Захоронен: Карелия, Медвежьегорский р-он, пос. Сегеж, кладбище. (по тексту)3

Именно там пришлось нашим солдатам стоять стеной под натиском отборных финских войск, которыми руководил маршал Маннергейм. Так уже 3—10 января 1942 г. Массильская оперативная группа под командованием генерал-майора Г. А. Вещезерского (186-я, 289-я и 367-я стрелковые дивизии, 61-я и 65-я морские стрелковые бригады) и Медвежьегорская оперативная группа под командованием генерал-майора С. Г. Трофименко (71-я и 313-я стрелковая дивизии, 1-я лыжная бригада в составе восьми батальонов) провели медвежьегорскую наступательную операцию с целью окружения и ликвидации крупной группировки финских войск, обладавших превосходством в силах и средствах. 3 января части Массильской оперативной группы после короткой артиллерийской подготовки перешли в наступление, а части Медвежьегорской оперативной группы начали разведку боем. В ночь на 4 января финское командование, подтянув ближайшие резервы, предприняло несколько сильных контратак. Завязались ожесточённые упорные бои, продолжавшиеся до 10—11 января. С подходом резервов противника соотношение сил существенно изменилось в его пользу. Советские войска стали испытывать недостаток в боеприпасах и горючем, поэтому по просьбе командования Карельским фронтом Ставка Верховного Главнокомандования разрешила прекратить наступление.4

В каких условиях шли военные действия, более подробно с нами поделился гвардии подполковник в отставке Бутаков Пётр Матвеевич (см. Приложение 3), однополчанин Маркова Василия Петровича.

Карелия – край озёр, болот, лесов. Фронт проходил только на отдельных направлениях. Нам противостояли финские войска под командованием маршала Маннергейма. Противник был укомплектован лучше, каждый солдат имел лыжи, белый маскхалат, автомат. Пушки и санитарные фургоны поставлены на лыжи. Стреляли финны разрывными пулями, которые наносили большие повреждения раненым.

  31 декабря 1941 года 61-я бригада совершила марш в район Карбозеро.

Стояли жестокие морозы -30, -35 градусов. Руки прилипали к металлу. Мы были одеты в шинели, сапоги, шапки–ушанки. Всем выдали каски и шерстяные подшлемники. В начале января 1942 года бригада стала готовиться к наступательным боям. Предстояло сломить вражескую оборону на Медвежьегорском направлении. 5 января 1942 года солдаты, утопая по пояс в снегу, начали атаку переднего края обороны противника. Артиллерия обрушила на врага огневой вал. Мы заняли высоту, но финны отчаянно сопротивлялись. Наступление развивалось с большим трудом и вскоре заглохло. Мы несли большие потери. 7 января продолжалось наступление. Пока солдаты добирались до рубежа, переходя в атаку, финны могли спокойно расстрелять добрую половину наступавших бойцов. Но наступление диктовалось суровой необходимостью. Василий Петрович мог быть ранен в боях 5 – 7 января или в ночном бою, когда четвёртая рота ходила в баню. Солдаты нуждались в помывке, и было решено оставить наблюдателей, а пулемётчиков, часть стрелков и четвёртую роту сводить в баню. Рота, тихо снявшись с позиций, пошла в баню. Но без бряцания оружия и котелков не обошлось. Противник тут же вклинился в нашу оборону, завязался тяжёлый ночной бой, противник был отброшен. Но без потерь не обошлось. Финские солдаты стреляли разрывными пулями, раны от таких пуль были ужасные. Я был всегда уверен, что солдаты, попавшие в руки медиков, будут спасены. Но Василий Петрович, пролечившись почти месяц, скончался от тяжкого ранения.

Январское наступление не выполнило своей задачи. Люди гибли десятками, сотнями… А вместо погибших бойцов поступали новые части с Урала5.

Вот там-то, в Карелии, и остались навечно воины-уральцы, призванные в первые дни войны, а среди них и наши земляки – Марков Василий Петрович, Скутин Кондрат Кузьмич, Карфидов Семён Максимович6.

Получив «похоронку», горевали родные, но жить надо. Трудным было детство тех, у кого отцы погибли на фронте. Работа в тылу тяжёлая, легла она на плечи стариков, женщин и детей. Подростки трудились наравне с взрослыми, да и дети в школьные каникулы по три, четыре месяца работали в колхозе по полному рабочему дню там, куда пошлёт бригадир. А работникам этим было по 9 – 10 лет, но они безропотно выполняли любую порученную им работу: боронили, сеяли, возили копны на покосе, пасли скот, пропалывали поля от сорняков, собирали колоски, оставшиеся на поле после уборки. Среди этих детей были Николай и Иван – сыновья Василия, который погиб в далёкой Карелии и не мог помочь своим детям.

« Детям войны…»

Как хорошо под мирным небом жить,

Когда не рвутся пули и снаряды.

И не приходится голодной быть

Переживая страшную блокаду.


Но не всегда так жили, не везде…

Была в стране лихой войны година.

Жена теряла мужа на войне,

Старушка мать единственного сына!


Разруха, голод и войны пожар

Украли у детей забавы детства.

Они день ото дня становятся взрослей,

Ведь на плечо отца не могут опереться.


«Работать надо, сил нет никаких,

А на обед крапивные лепёшки.

Худые плечики, не можем уж тянуть,

Одно хоть хорошо, что нет бомбёжки!».


- Рассказывала бабушка моя,

И по рассказам только знаю я,

Как трудно было, есть хотелось, пить…

Как умирая, всем хотелось жить!

(Любовь Брюханова)





















  1. Память жива.

Погиб солдат, шли годы, но не заживала рана от утраты близкого человека, хотя долгое время о нём ничего больше не знали, помнили всегда. Прошли годы, нам захотелось узнать, сохранилось ли место захоронения Василия Петровича. Написали в военкомат и получили ответ, что таковой в списках погибших не значится, единственная информация – служил на Карельском фронте. Разыскать могилу прадеда решила тётя моей мамы Римма Степановна Маркова. Ей удалось выяснить, что останки умерших в том госпитале бойцов перенесены в братскую могилу. Но имени моего прадеда на плитах мемориала не оказалось. Он попал в число 55 солдат, захороненных как «неизвестные».

Поиски начались в 2003 году и только спустя несколько лет, к 2010 году имя прадеда увековечено – оно выбито на одной из плит мемориала над братской могилой в г. Сегежа. (см. Приложение 4)

Имя Василия Петровича есть и на памятнике (см. Приложение 5) в селе Горки, откуда он ушёл воевать и где сейчас живём мы, его дети, внуки, правнуки и даже праправнуки. Каждый год 9 Мая мы приходим к обелиску, вспоминаем тех, кто не вернулся с фронта, тех, кто погиб уже после войны, всех тех, кто выстоял и победил!

«Память»

Я однажды пришла к обелиску,

Что стоит в самом центре села.

Захотелось узнать для чего он,

Своей маме вопрос задала.


Она долго молчала, ей трудно

Было мне в тот момент объяснить,

Те слова, что все слышали с детства

«Из героев никто не забыт!»


Это память людская и боль,

Что живёт, по сей день в нашем сердце.

Положив к обелиску венок,

Ты попробуй душой отогреться.


Павших в битвах, ты вспомни

Они, твоё детство тебе подарили,

И поверь мне, достойны того,

Чтоб о них никогда не забыли!

(Любовь Брюханова)

Несколько лет назад появилась традиция «Формирование бессмертного полка». В этом ряду и мой прадедушка. Я горжусь тем, что могу нести его фотографию, быть наследницей Великой Победы! (см. Приложение 6)

Мой прадедушка отдал свою жизнь за меня и всех ныне живущих. Разве такое можно позабыть?! Разве можно этим не гордиться?! Так кто он - мой прадедушка? Разве не герой!















Заключение.

Вот и подошла к концу моя работа, в ходе которой я узнала более подробно о жизни старшего поколения моей семьи. Всего несколько строк записано в «Книге памяти» о моём прадеде Маркове В.П., но я точно знаю, что даже самый маленький вклад в Великую Победу приближал её!

Марков Василий Петрович участвовал в Великой Отечественной войне. Всего два месяца воевал он на фронте и сложил свою голову в далёкой Карелии, защищая Родину.

Карельский фронт не был главным в ходе войны. Судьба России решалась на других фронтах, таких, как Сталинградский. Но Карельский фронт был самым длинным по времени, он действовал три с половиной года – дольше других фронтов. Имел самую большую протяжённость – около 1500 км от Ладожского озера до Белого моря. С декабря 1941 года по июнь 1944 года вражеские войска не могли продвинуться ни на шаг. А воины Карельского фронта во главе с его командующим маршалом Кириллом Мерецковым первыми открывали Парад Победы 24 июня 1945 года в Москве.7

Работая над раскрытием задач, поставленных в ходе изучения темы, я сделала вывод о том, что память остается жива, по сей день. Боль тех, чьи родные и близкие, павшие в боях, уже никогда не вернутся домой, не утихнет никогда.

Поставленная цель – изучение жизни участника войны достигнута. Даже самый малый вклад в Победу, достоин памяти. Не будь простого солдата, такого как мой прадед, его жизни, принесённой в жертву, не было бы Победы, не было бы нас, ныне живущих!

В результате поиска, было установлено, что рядовой Марков В.П. покоится в братской могиле г. Сегежа, в числе безымянных солдат. К 65-летию Победы имя Василия Петровича увековечено – записано на одной из плит Мемориала братской могилы г. Сегежа. Память о нём жива!


Я считаю, что моя работа не была напрасной. Я узнала много интересных фактов из жизни моих родственников, записала эти сведения и по примеру Риммы Степановны тоже начала создавать семейный архив. Ещё много я не знаю о старшем поколении моей семьи. Ведь также как и Марков Василий Петрович, погиб на фронте ещё один мой прадед Шмаков Денис Павлович, о его гибели известно ещё меньше. Так что поиск должен быть продолжен.























Библиографический список.

Источники:

  1. Архив семьи Марковых.

  2. Государственный архив в городе Ирбите.

  3. Ирбитская книга памяти. – Ирбитская типография, 1994.

  4. Память: Свердловская область. Т. VI. – Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1994.

Литература:

  1. Крапивин В. И. 313-я Петрозаводская / - 2-е изд., исп. и доп. - Петрозаводск: Карелия, 1971.

  2. Маркова Р. С. С чего начинается Родина…/ - изд-во «Вик. и К». Ирбит, 2010.



















Приложения.

Приложение 1. Марков В. П.



Приложение 2. Маркова Р.С.

Приложение 3. Бутаков П.М.





Приложение 4. Мемориал в г. Сегежа

Приложение 5. Обелиск в с. Горки

Приложение 6. «Бессмертный полк»

1 Данные Государственного архива в городе Ирбите

2 Из воспоминаний Маркова Николая Васильевича

3 Из Ирбитской книги памяти

4 Крапивин В. И. 313-я Петрозаводская

5 Из личной переписки Марковой Р.С. и Бутакова П.М.

6 Из книги Память: Свердловская область

7 Из личной переписки Марковой Р.С. и Бутакова П.М.

23


Просмотр содержимого презентации
«персона»

Муниципальный этап областного конкурса  «PERSONA»  «ПАМЯТЬ ЖИВА!» Автор: Брюханова Любовь, ученица 6 класса МКОУ Горкинской СОШ. с. Горки, 2016 г.

Муниципальный этап областного конкурса «PERSONA» «ПАМЯТЬ ЖИВА!»

Автор: Брюханова Любовь,

ученица 6 класса

МКОУ Горкинской СОШ.

с. Горки, 2016 г.

Объектом моего исследования стало изучение этапа Великой Отечественной войны
  • Объектом моего исследования стало изучение этапа Великой Отечественной войны

(война на Карельском фронте.

Зима 1941 – 1942 г.).

Предмет изучения - биография участника Великой Отечественной войны, моего прадедушки Маркова Василия Петровича.

Предмет изучения -

биография участника Великой Отечественной войны, моего прадедушки Маркова Василия Петровича.

Цель:

Цель:

  • изучить жизнь участника Великой Отечественной войны и доказать, что каждый солдат внёс личный вклад в общую победу, а значит, никто не должен быть забыт.  
Задачи:

Задачи:

  • изучить источники и литературу о Великой Отечественной войне (Карельский фронт зима 1941 – 1942 г.);
  • на основе анализа воспоминаний родственников, семейных архивов документальных источников составить историю жизни и гибели Василия Петровича;
Методы исследования:

Методы исследования:

  • систематизация и обобщение воспоминаний о войне,
  • анализ литературы, семейного архива, фото и документальных источников
Маркова Римма Степановна Предоставила материалы для моей работы, помогла проанализировать документы из семейного архива.

Маркова

Римма

Степановна

Предоставила материалы для моей работы, помогла проанализировать документы из семейного архива.

Бутаков Пётр Матвеевич В личной переписке поделился сведениями о времени и месте боёв, в которых воевал и был ранен мой прадед.

Бутаков

Пётр

Матвеевич

В личной переписке поделился сведениями о времени и месте боёв,

в которых воевал и был ранен мой

прадед.

Заключение.

Заключение.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!