СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс "Под зелёным парусом"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это конкурс для младших школьников, цель которого воспитание любви к лесным богатствам родного края, Кемеровской области.

Просмотр содержимого документа
«Конкурс "Под зелёным парусом"»

Конкурс «Под зелёным парусом»

Для младших школьников

Составитель: Антонович О.А., педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» Киселёвского городского округа


Цель конкурса: углубление знаний учащихся о лесах Кемеровской области, экологической роли зелёных растений.

Задачи:

  • повторить основные деревья наших лесов;

  • повторить животных, обитающих в лесах;

  • вспомнить правила поведения в лесу;

  • развивать умение определять животных и растения;

  • развивать умение работать в команде;

  • воспитывать любовь к природе и родному краю.

Оборудование: презентация, экран, проектор, карточки для задания «Лекарственные растения», ручки, листы бумаги, картинки на тему «Правила поведения в лесу», жетоны – рисунки ёлочек и берёзок (баллы) В викторине принимают участие 2 команды по 5 – 6 человек: «Берёзки» и «Ёлочки».

Педагог. Лес - это удивительный храм, который создала природа, показывая людям образец для подражания. Стволы деревьев уходят ввысь, подпирая купол небес. Лес полнится звуками и голосами жизни, и протягивая свои руки-ветви к чистой глади небесных морей, радуется свету и солнцу.

Лес — это не только скопление всевозможных пород деревьев, в первую очередь это дом для множества живых существ, обитающих в нём. Это целый мир, со своими правилами и обитателями. Леса на нашей планете, это гарантия наличия свежего воздуха, которым дышат все живые организмы.

К лесу нужно обязательно относиться бережно. И совсем неважно, что вы живете в городе и в лесу никогда не бывали или бываете здесь очень редко. Сюда может прийти любой человек и насладиться его тишиной и покоем, а также его красотой. Также вам не стоит забывать еще и о том, что лес беззащитный и его хрупкую красоту легко разрушить. Лес всем нам нужно беречь и охранять!

Сегодня мы будем говорить о лесных растениях и животных Кемеровской области. В конкурсе «Под зелёным парусом» будут соревноваться две команды - «Ёлочки» и «Берёзки». Мы узнаем, кто из участников лучше знает природу родного края?

Судить конкурс будет строгое и справедливое жюри. (Представление членов жюри).

Ход мероприятия

  1. Конкурс. Разминка (вопросы о растениях)

За каждый правильный ответ 1 балл.

  • Из какого дерева делают музыкальные инструменты? (Ель)

  • Какие деревья вырабатывают очень нужную смолу? (Хвойные)

  • Древесина какого дерева не гниёт? (Лиственница)

  • Из какого дерева делают спички? (Осина)

  • Почему заяц зимой гложет осину, ведь она горькая? (В осиновой коре со-держится 10% жира.)

  • Сосну сажают для укрепления песков, а ель нет. Почему? (У сосны глубокая корневая система, а у ели поверхностная.)

  • Какое дерево самый первый медонос? (Ива).

  • А какое самый лучший медонос? (Липа.)

  • Какое дерево поит нас сладким соком? (Береза.)

  • Какое дерево живет дольше других? (Дуб.)

  • Как называют плоды дуба? (Желуди.)

  • Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осины.)

  • Какое дерево называют поющим? (Ель.) Почему?

  • Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и берёзовые)

  • Почему лиственницу так называют? (Сбрасывает хвою на зиму, как лиственные деревья)

  • Какое дерево нельзя сплавлять по рекам и почему? (Лиственницу, т. к. у неё очень тяжёлая древесина и она тонет в воде).

  • Почему кедр называют кормильцем? (Кедровые орехи вкусное и полезное лакомство для людей и корм для многих животных и птиц.)

  • Из коры какого дерева в старину плели лапти? (Из лыка липы)

  • Какие леса самые тёмные? (Еловые)

  • Для чего растениям нужны семена? (С помощью семян растения размножаются.)


  1. Конкурс. Рассказ с ошибками

Нужно найти в рассказе экологические ошибки. За каждую ошибку 1 балл.


Летние месяцы Оксана проводила на даче. Недалеко от дома рос густой ельник, по которому она любила бродить в жаркий июльский день. Можно было вдоволь наесться черники и клюквы, собрать красивые букеты из цветов: ромашек, васильков, медуницы.

Тишину елового леса нарушали трели соловья, крики чаек, кваканье лягушек. Под пологие леса спряталась ароматная черёмуха и сирень. У самой дачи цвела белым цветом крапива. «Вкусные из неё будут щи», - подумала Оксана.

Ошибки: черника не растёт в еловом лесу, т. к. там темно; клюква растёт на болотах; цветы тоже не растут, еловые леса самые тёмные; соловей живёт в лиственных лесах и кустарниках; чайки живут около воды; лягушки тоже водные животные; черёмуха не растёт в еловом лесу; сирень - это не лесное растение, а декоративное; из цветущей крапивы не варят щи, а только весной из молодой крапивы. (9 ошибок)




  1. Конкурс. Эко-задачи


Каждой команде задаются задачи по очереди. За правильный ответ – 2 балла. Ели команда не знает ответ, то команда соперников может ответить и заработать дополнительные баллы.


  • Нередко можно услышать: неужели современная наука не может найти средство для уничтожения комаров, ведь от них столько неприятностей человеку и животным. Представьте себе, что такое средство найдено. Правильно поступит человек, если им воспользуется?

Ответ: Нет. Комары занимают определенное место в сообщество организмов. Взрослыми особями питаются птицы, личинками и куколками – водные животные. Даже погибшие комары приносят пользу – обогащают почву микроэлементами.

  • Ребятам очень хотелось, чтобы в комнате у них всю зиму зеленела листьями березка. Летом они осторожно выкопали небольшую березку, пересадили в кадку с землей, перенесли в комнату и поставили около солнечного окна. Деревце прижилось. Но осенью, несмотря на хороший уход, листья стали желтеть и опадать. Почему?

Ответ: Осеннее сбрасывание листьев не является прямым следствием наступления неблагоприятных условий. Способность к листопаду сформировалась исторически и передается от одного поколения растений к другому (по наследству).

  • Иногда на значительном расстоянии от кедровника можно увидеть такую картину: отворочен камень, и там растет молодой кедр (сосна сибирская). Как он сюда мог попасть?

Ответ: Бурундуки или белки, кедровки делают запасы иногда и далеко от кедровника (под камнями). Запасы бурундуков часто «грабят» медведи, переворачивая камни. Съедая орехи, несколько штук втопчут в землю – они-то и прорастут.

  • Из сотен тысяч всходов деревьев, заселяющих лесную вырубку или гарь, через 20 лет остаётся на гектаре около 10 тысяч, а к 120 годам – всего 400 - 500 стволов. Начинают жить миллионы, а достигают зрелости сотни. Как вы это объясните?

Ответ: Выживают наиболее приспособленные и сильные деревья. Деревца, не выдержавшие конкуренцию, погибают и снабжают лесную почву органическим веществом в таких количествах, что она не истощается.

  • Однажды в лесу, грибник удивился, наткнувшись на массу поваленных, но не срезанных свежих грибов. Кто же так делает? Стал наблюдать, притаившись за кустом. Смотрит: прилетела ворона, обходит грибы и сбивает их ударом клюва. Некоторые оставляет нтронутыми, а некоторые раздалбливает клювом. Объясните поведение вороны.

Ответ: Она раздалбливает червивые грибы и выклёвывает червей.

  • Если вы бывали в еловом лесу, то видели, что там сумрачно и мало травянистых растений. Чаще всего встречается папоротник, кислица, копытень. Почему в еловых лесах мало травянистых растений?

Ответ: Еловые леса самые тёмные, под пологие леса очень мало света, поэтому мало травянистых растений, выживают только самые теневыносливые.


4 Конкурс. Защитим лес

Команды по очереди берут картинки с правилами поведения в лесу и поясняют их. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Вторая часть задания: нужно ответить на вопрос «Что нужно делать, чтобы уменьшить количество лесных пожаров?». Даётся время на размышление 2 минуты. За каждый верный вариант ответа команда получает 1 балл.


5 Конкурс. Лови ошибку!

Ребята отвечают, верное или неверное утверждение. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Лиственница – это хвойное дерево.

  2. Тополь и берёза – это лиственные деревья.

  3. Кустарники – это растения с несколькими древесными стволами.

  4. Зелёные части растений вырабатывают кислород.

  5. Деревья – это растения с зелёным гибким стеблем.

  6. Хвойные растения – это деревья и кустарники, у которых листья в виде хвои.

  7. Без растений не было бы жизни на Земле.

  8. Тополь – считается символом нашей Родины.

  9. Из осины делают спички.

  10. Малину нельзя встретить в лесу.

  11. Гулять в лесу лучше по шелковистой траве.

  12. В лесу надо вести себя как в гостях, быть культурным и вежливым.

6 Конкурс. Блиц-вопросы

  1. Что делает ёж зимой? (Спит)

  2. Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (Белка)

  3. Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

  4. Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)

  5. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)

  6. Назовите светолюбивое хвойное дерево. (Сосна)

  7. Какое хвойное дерево сбрасывает хвою (Лиственница)

  8. Как называется лес, в котором растут только сосны (Бор)

  9. Как называется наиболее могучий, развитый стебель дерева (Ствол)

  10. Как называется дерево с белой корой (Берёза)

  11. Народное название сибирской сосны (Кедр)

  12. Как называется лес, состоящий из дуба (Дубрава)

  13. О каком дереве говорят, среди лета метелица, снег летит и стелиться (Тополь)

  14. Какие звери делают запасы на зиму? (белка, бурундук, мышевидные грызуны, барсук, хомяк, суслик)

  15. Какие звери зимой спят? (медведь, ёж, змеи, ящерицы, лягушки, барсук, сурок)


7 Конкурс. Фото-загадка

На слайдах фотографии лесных растений и животных, нужно узнать их по описанию. За каждый правильный ответ – 2 балла.

  1. О каком дереве идёт речь? Живёт 400 – 500 лет. Древесина практически не знает пределов службы. Со временем древесина приобретает ещё большую прочность и оригинальную окраску. (Лиственница)

  2. Наша область занимает 2 место по запасам древесины этого дерева. Это самое распространённое дерево в лесах нашей области. Стройматериалы, целлюлозу, бумагу, искусственный шёлк, спирт, пластмассу, скипидар, канифоль, целебное масло дарит человеку это дерево. (Пихта)

  3. Этот зверь очень осторожный и смелый хищник. Похож на молодого медведя. Его боится даже рысь, оставляет добычу. Мех этого зверя, в отличие от других животных, не индевеет на морозе. (Росомаха)

  4. Этот небольшой зверёк делает запасы на зиму, собирая орешки и ягоды в защёчные мешки. Гнездо у него в норке на земле, поэтому его называют земляной белкой. По деревьям он тоже хорошо лазает. (Бурундук)

  5. Эта птица поселяется около рек, в крутых берегах роет себе гнездо, которое выстилает рыбьими костями и чешуёй. За красивое оперение её называют «райской» птицей наших краёв. (Зимородок)

  6. Истинно русский пушной зверь, обитатель сибирских лесов. Знаменитая шапка Мономаха, которой венчали на царство русских царей, опушена мехом этого зверя. О каком звере идёт речь? (Соболь)

  7. Это самый крупный олень наших лесов. Размах рогов самца достигает 2 м. за такие рога его прозвали «сохатый», т. к. они похожи на соху, орудие для пахоты. Может ходить по рыхлому снегу и по болоту, потому что имеет широкие большие копыта. (Лось)

  8. Это опасный зверь. Лапы у него очень сильные. Днём лежит на толстой ветке или в яме, а ночью выходит на охоту. Осторожно идёт, прислушивается и подкрадывается. А иногда сидит на большой ветке и смотрит на тропу, где звери идут к водопою. Оленя увидит, прыгнет ему прямо на спину и вопьётся зубами в шею. (Рысь)




8 Конкурс. Ассоциации

Называются несколько слов, которые вызывают ассоциации с тем или иным деревом. Команды должны сразу сказать, какое дерево имеется в виду. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  • Резные листья, могучий, стоит у лукоморья зеленый, желуди, дубильные вещества. (Дуб)

  • Мягкие иголки, сбрасывает иголки на зиму, не колется. (Лиственница)

  • Смоляной запах, смола, строительный материал, бор, янтарь. (Сосна)

  • Дрожит, кол, подосиновик, спички. (Осина)

  • Пух; сережки, похожие на гусениц; высокий, пирамидальный. (Тополь)

  • Лучший мед, пчелы, чай, лапти, лыко, мочало. (Липа)

  • Плакучая, прутья, корзина (Ива)

  • Орешки, масло, Сибирь, часто дают неправильное название. (Кедровая сосна)

  • Веники, сережки, береста, русская красавица, белая подруга, роща. (Береза)

  • Новый год, шишки, лапник, вечнозеленая. (Ель)

Жюри подводит итоги, награждает победителей.

Педагог. Ребята, на этом наш конкурс заканчивается, думаю, что он был полезным и интересным для вас. Все мы обязаны помнить, что лес нужно беречь!

До свидания. До новых встреч.





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!