Умники и умницы. 5кл.
Соревнуются две команды из параллельных классов.
1-й конкурс. Приветствие
Команды исполняют заранее подготовленные приветствия
1) Представление команд
1. Мы команда «Знатоки»,
Быть в хвосте нам не с руки.
Мы должны дружнее быть,
Чтоб в сегодня победить!
2. У «Лингвистов» нет проблем,
Пусть начнётся КВН,
И мы сможем доказать,
Что нас трудно обыграть!
Самореклама
В этом конкурсе команды должны представить свое название, песню команды, девиз, т. е. сделать себе рекламу.
Конкурс «Путаница»
Прочитать стихотворение К.Чуковского. Разделить его на предложения, поставить, где надо, точки.
В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова.
2)Переставьте буквы
Ведущий: Я тут принесла задание со словами...
Слова:
Опле
Рванья
Бадусь
Лауци
Ведущий: Странно... Видно, я очень торопился, поэтому все буквы местами переставил. Но так даже интереснее! Итак, вот вам целых два задания! Переставьте буквы таким образом, чтобы слова стали понятными! А потом придумайте с ними предложение! Итак, чья команда быстрее?
(Поле, январь, улица, судьба. «Пошел бы в поле гулять, да январь на улице, так что не судьба».)
Ведущий: Понравилось? Мне тоже. А давайте еще раз!
Слова: шана, ятна, гомрок, теплач.
А теперь переставьте буквы местами! Что получилось?
(Наша Таня громко плачет.)
Ведущий: Вот как важно, чтобы каждая буква стояла строго на своем месте!
Конкурс «Черный ящик»
Учитель в ящике прячет яблоко, хлеб, иглу и соль. Затем читает по одной подсказке лексическое значение этих слов. Если ребята сразу отгадывают, то получают 3 балла, если две, то два балла.
1. Из-за него начинается вражда. Когда тесно, то ему негде упасть (Яблоко)
2. Он бывает насущный, бывает чужой. Он дружит с солью. По-немецки «брод» (хлеб)
3.Глупый человек будет искать ее в скошенной траве, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть (игла)
4 Ее нужно съесть 16,38 кг, чтобы чему – нибудь научиться. Давным-давно она была на вес золота. Она была только у богатых (соль)
Дополнительный вопрос назовите фразеологизм « Не солоно хлебавши» Объясните
Конкурс «Объяснялки»
Ведущий: Мы так привыкли пользоваться речью, что даже не задумываемся о том, каким огромным сокровищем обладаем. А теперь давайте представим на несколько минут, что мы разучились говорить и вынуждены общаться жестами.
Необходимо показать с помощью жестов и телодвижений смысл пословицы. Одна команда показывает по две пословицы, другая пытается их разгадать.
Пословицы:
1. Любишь кататься — люби и саночки возить.
2. Сытый голодного не понимает.
3. Мягко стелет, да жестко спать.
4. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
Конкурс «Грамотеи»
. Прочитайте фонетическую транскрипцию. Запишите предложение без ошибок. (7 баллов)
[ быт' ч'илав'экам ф ч'илав'эч'искам общ'иств'э вофс'и нит'ашкай'а аб'азанаст'/ апрастой'э разв'ит'ийэ внутр'ин'эй' патр'эбнаст'и/ н'икто н'игавар'ит што напч'ил'э л'ижит св'ищ'эный' долк д'элат' м'от/ патамушта ана пч'ила// ]
А.И. Герцен
Ответ:
Быть человеком в человеческом обществе вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности. Никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мёд, потому что она пчела.
5.Конкурс «Мощный интеллект»
Найдите способ прочитать написанное. Запишите фразу. (5 баллов)
К | Й | Г | А | И |
Ы | И | О | Н | Б |
З | Ч | М | Е | Ю |
Я | У | Ш | Т | Л |
Ответ:
Любите наш могучий язык (каждый столбик читается снизу вверх).
6.Конкурс «Подумаешь, описка!»
Ведущий: Часто некоторые люди думают: «Для чего так уж обязательно соблюдать все эти орфографические и синтаксические правила. Подумаешь, сделал несколько ошибок! Главное, все равно все понятно!» Но на самом деле даже одна не в том месте поставленная запятая, даже одна неправильно вставленная буква могут; полностью исказить смысл написанного. От запятой может зависеть даже жизнь человека! (Показывает табличку с предложением «Казнить нельзя помиловать».) Чего не хватает в этом предложении?
Школьники: Запятой!
Ведущий: А вот от того, в каком месте вы ее поставите, зависит, чего делать нельзя — казнить или помиловать. А теперь следующее задание.
(на слайде)
Мальчик полоскал собаку.
Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону.
Все уже спустились с горы, а Витя все слизал.
Мама отварила дверь.
Девушка любит братца за любую работу.
Ей сегодня не спица.
Выходной переносица на пятницу.
Ведущий: Кто быстрее найдет ошибки и объяснит, к какой путанице они привели, тот и победит.
7.Конкурс «Поэтический перевёртыш»
Злой кабан сидел на ветке
Пароход томился в клетке
Соловей точил клыки
Дикобраз давал гудки
Кошка физику учила
Маша хвостик свой ловила
Буратино сшил себе штаны
Портной все поел блины
Ёж накрыт к обеду был
Чиж усами шевелил
Рак летал под облаками
Стол гонялся за мышами
Чайник прыгал во дворе
Мальчик булькал на костре
Приглашаются по одному человеку от команды.
Задание: строчки перепутались. Задача участника – расположить строки правильно.
8.Конкурс
Дается задача: (слайд)
1.Отделите плод от растения
СОШИСНШАКА (сосна, шишка)
2. Растворите белое в прозрачном
СВОАДХАРА (вода, сахар
Я называю старорусские слова, а вы показываете:
1 выя - шея; десница- правая рука; очи-глаза; шуйца- левая рука; чело-лоб; уста-губы, ланиты-щеки
9.Конкурс «Говорим правильно»
1 задание: прочитать слова с верным ударением. Перед командой карточки со словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), игроки могут совещаться между собой, один из них после обсуждения читает слова. .
Диспансер, столяр, добела, торты, иконопись, тотчас, каталог, взята, фронты, газопровод, крапива, кроить, гербовый, договор, приняла, надолго, загнутый, засмолит, банты.
Ответ:
ДиспансЕр, , добелА, столЯр, тОрты Иконопись, тОтчас, каталОг, взятА, фронтЫ, газопровОд, крапИва, кроИть, гЕрбовый,договОр, принялА, надОлго, зАгнутый, засмолИт, бАнты.
2 задание: фраза «Теперьяподнимитетоже» (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) может обозначать несколько речевых ситуаций (т.е. смысловых вариантов), которые отличаются интонационно (постановкой пауз, логическим ударением), а также знаками препинания и орфографическим оформлением. Определите эти варианты.
Теперь я, под ними те тоже.
Теперь я, поднимите тоже.
Теперь я, подними те тоже.
Теперь я под ними, те тоже.
Теперь я под ним, и те тоже.
Те перья подними, те тоже.
Те перья под ними, те тоже.
Те перья под ним, и те тоже.
Те перья поднимите тоже.
Дополнительный конкурс.
Вопросы-шутки.
1. Какие местоимения самые чистые?
(Вы-мы-ты.)
2. В каком слове семь одинаковых букв?
(Семь-я.)
3. Назовите местоимения, которые мешают водителям на дороге.
(Я-мы.)
4. Назовите слова, в которых сто одинаковых букв.
(Сто-н, сто-п, сто-й, сто-к, сто-л.)
5. Что общего между канарейкой и Канарскими островами?
(Она оттуда родом.)
6. С птицы начинается, зверьком кончается, как го род называется?
(Ворон-еж.)
7. Чем кончаются день и ночь?
(Буквой «ъ».)
8. Что стоит посредине земли?
(Буква «м».)
9. Чем кончается лето и начинается осень?
(Буквой «о».)
10. В каком слове 40 букв «а»?
(Сорока.)
Жюри подводит итоги, называет победителей.
Перевёртыши-пословицы.
Пример:Не надо ползать красиво водителям по снегу. – Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам. Или: Безделью часы – слезам год. – Делу время – потехе час.
Счастье перемещается кучами. – Беда не ходит в одиночку.
Уйти от новой стиральной машины. – Остаться у разбитого корыта.
Лысина – мужское безобразие. – Коса – девичья краса.
От смелости затылок мал. – У страха глаза велики.
Чужие ботинки дальше от ног. – Своя рубашка ближе к телу.
На полицейском валенки мокнут. – На воре шапка горит.
Ниже пяток не опустишься. – Выше головы не прыгнешь.
Курица кабану подружка. – Гусь свинье не товарищ.
Уговори умного к чёрту послать, так и нога заживёт. – Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт.
Собак не страшиться – по городу гулять. – Волков бояться – в лес не ходить.
Начал развлечение – робко работай. – Кончил дело – гуляй смело.