СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсная программа "Физика рядом - знать ее надо!"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

- развитие интереса к предмету «Физика»

- развитие познавательной деятельности учащихся

- воспитание умения учащихся общаться с другими.

Просмотр содержимого документа
«Конкурсная программа "Физика рядом - знать ее надо!"»

Конкурсная программа для учащихся 9 класса

«Физика рядом – знать её надо!»

То, что Вы вынуждены открыть сами,

оставляет в Вашем уме дорожку,

которой Вы сможете снова воспользоваться,

когда в этом возникнет необходимость.

(Г. Лихтенберг)

Цель:

- развитие интереса к предмету «Физика»

- развитие познавательной деятельности учащихся

- воспитание умения учащихся общаться с другими.


Ход мероприятия:

(дети поделены на 3 команды по 6 человек, проведена жеребьевка – определена последовательность дачи заданий, столы-парты расставлены)

Названия команд: «Термометр», «Барометр», «Спидометр».


Ведущий: Добрый день, дорогие друзья – участники мероприятия «Физика рядом – знать её надо!». Сегодня будут конкурсы, участвуя в которых вы поймете, что где бы вы ни были - физика всюду с вами рядом. В конкурсной программе участвуют три команды: «Термометр», «Барометр» и «Спидометр». Желаю, чтобы наше мероприятие прошло в теплой обстановке, в доброжелательной атмосфере взаимоуважения и взаимопонимания и, чтобы ваши слова не опережали ваши мысли.

Представляю вам наше судейское жюри:……………………


1.Конкурс «Разминка»   Решите устно задачи.

Каждой команде – по 1 задачи (1 балл):

1. Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? (притяжение молекул)

2. Четырехлетняя Маша подкралась у мамы за спиной к зеркалу, и, действуя совершенно бесшумно, вылила себе на голову три флакона французских духов. Как мама, сидя к Маше спиной, догадалась о случившемся? (явление диффузия)

3. В первом утюге молекулы танцуют медленное танго, как учительницы на выпускном вечере, а во втором прыгают, как первоклассницы на переменке. . Каким утюгом можно быстрее погладить рубашку - первым или вторым?

Это интересно: на одной из своих лекций Давид Гильберт (выдающийся немецкий математик) сказал: «Каждый человек имеет некоторый определенный горизонт. Когда он сужается и становится бесконечно малым, он превращается в точку». Тогда человек говорит: «Это моя точка зрения».


Ведущий: Сейчас мы услышим вашу точку зрения на то, какими физическими законами (понятиями) объясняется то или иное природное явление.


2. Конкурс «Физические явления в природе»  (каждой команде по 2 явления – по 1

баллу за каждое правильное истолкование)

  1. Голубизна небосвода – законы рассеяния света;

  2. Радуга - дисперсия света в каплях влаги;

  3. Молния – гигантский электрический искровой разряд в атмосфере

  4. Мираж - преломлением света;

  5. Роса – конденсация водяного пара;

  6. Приливы и отливы – изменение положения Луны и Солнца относительно Земли


Это интересно: Надо отметить, что физика и музыка очень тесно связаны, можно даже сказать, взаимообусловлены. По свидетельству австрийского писателя Роберта Юнга, автора книги «Ярче тысячи солнц», итальянский физик Вольфганг Паули получил Нобелевскую премию благодаря посещению … театра.


Ведущий: Даем вам возможность блеснуть знаниями по физике и музыке.


3. Конкурс «Физика и музыка»


Задание: командам дается подсказка и минусовка песни, с помощью которых они должны угадать песню. Та команда, которая быстрее всех, даст сигнал и правильный ответ – получает 1 балл.

  1. Песня про страшное скопление водяных паров в атмосфере. (Тучи)

  2. Песня про отсутствие движения наземного и воздушного транспорта в город русской глубинки. (Мальчик хочет в Тамбов)

  3. Песня про рисунок в виде небесного светила, удаленного от нас на одну астрономическую единицу. (Солнечный круг)

  4. Песня, в которой многократно повторяется числительное, соответствующее греческой приставке мега-. (Миллион алых роз)

  5. Песня про обман зрения, который приводит к личным переживаниям. (Девочка-видение).


Это интересно: «Физика и музыка» - это не только название нашего конкурса и известной книги Т. Анфилова, это еще и памятник звуку, сооруженный физиками Австралии. Он представляет собой две полусферы. Если войти в промежуток между ними и произнести что-нибудь, то звук «живет» там несколько суток.


Ведущий:

4. Конкурс «Литературный» (каждой команде 1 вопрос: правильный ответ – 1балл)


Это интересно: подшучивая над американским физиком Робертом Милликеном, его сотрудники предложили ввести новую единицу – кен – для измерения разговорчивости. Ее тысячная часть – милликен – должна была превышать разговорчивость среднего человека. Кстати, считается, что разговорчивость человека зависит напрямую от числа прочитанных им книг.


  1. Л.Н.Толстой. «Лёд, пар и вода».

«Паром греют вот как: напустят пару в холодный дом. Пар станет охолаживаться, каплями потечет к низу и станет водой. Воду эту выносят и в доме становится теплее».


Вопрос: Какое природное явление согревает холодный дом?

Ответ: При переходе пара в воду происходит конденсация. Внутренняя энергия воды увеличивается, выделяется энергия, которая обогревает холодный дом.


  1. И. Северянин. «Чайная роза».

Есть небольшой уютный дом,

И перед домом - роза чайная.

Над нею веера стрекоз -

Как опахала изумрудные;

Вокруг цветы струят наркоз

И сны летают непробудные.


Вопрос: Какое физическое явление описано в этих поэтических строках?

Ответ: Явлением диффузии можно объяснить распространение аромата роз.


  1. С.Н. Марков. «Знаю я - малиновою ранью…»

Зимний ветер и упруг и свеж,

По сугробам зашагали тени,

В инее серебряном олени,

А мороз всю ночь ломился в сени.


Вопрос: Почему олени в «серебряном инее»?

Ответ: Влага, возникающая на теле оленя кристаллизуется, превращается в «серебряный иней».


5. Конкурс «Мультфильмы» (для каждой команды мультфильм,

правильный ответ – 1 балл)


  1. Эпизод из мультфильма «Приключения Барона Мюнхгаузена»

Барон Мюнхгаузен утверждал, что вытащил сам себя из болота за волосы.

Обоснуйте невозможность этого.


Ответ: Это противоречит 3 закону Ньютона. Никакие внутренние силы не могут сообщить телу движение. Они могут сместить отдельные части тела, а его центр тяжести остаётся на месте. Силы взаимодействия между телами замкнутой системы не могут изменить положения центра масс системы.


  1. Эпизод мультфильма «Ну, погоди!».

Не закралась ли в эпизод мультфильма физическая ошибка?


Ответ: По третьему закону Ньютона, выходящий из «волка» воздух действует на него с той же по модулю силой, с какой волк воздух выдыхает. И именно с этой силой воздух действует на парус. Но волк и лодка с парусом – единое целое. Силы оказываются приложенными не к разным телам, а к одному. Эти силы равны по модулю и противоположны по направлению. Их равнодействующая равна нулю. А по первому закону Ньютона, скорость тела при этом – величина постоянная, в данном случае нуль.


  1. Анимационный фильм «Лебедь, рак и щука».

Результат: « а воз и ныне там».

Но если рассматривать эту басню с точки зрения механики, результат получается вовсе не похожий на вывод баснописца Крылова. Прав ли автор, утверждая, что «воз и ныне там»?


Ответ: Басня утверждает, что "воз и ныне там", другими словами, что равнодействующая всех приложенных к возу сил равна 0. Лебедь помогает раку и щуке его тяга направлена против силы тяжести, она уменьшает трение колёс о землю и об оси, облегчая тем самым вес воза. Остаются две силы: тяга рака и тяга щуки. Они направлены под углом друг к другу, и их равнодействующая не может быть равна 0.


Дополнительный вопрос: Скажите, ребята, а в какой русской народной сказке речь тоже идет о равнодействующей? («Репка»)


Это интересно: Кстати, из биографии Ньютона известно, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика – отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника. С того счастливого для мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого.


6. Конкурс «Домашняя физика»

Ведущий: конкурс будет состоять из двух этапов: теория и практика.


Этап 1: Задание: дайте правильный совет (каждой команде жизненная ситуация, правильный совет - 1 балл)

  1. «Блины вкусны тогда, когда горячие», - скажет вам любая хозяйка, приглашая к столу. Чтобы они дольше оставались горячими, некоторые хозяйки ставят тарелку с блинами на плетенный из проволоки поднос. А ваш совет?

Совет: Лучше их ставить на деревянную подставку, т.к. теплопроводность дерева много меньше теплопроводности металла, поэтому блины дольше будут оставаться горячими.

  1. В летнюю жаркую погоду лучше всего надевать одежду из легкого тонкого материала. А ваш совет?

Совет: Лучше белого цвета. Белая поверхность отражает солнечные лучи, поэтому в белой одежде не так жарко, как в черной, пусть даже тонкой.

  1. «Чтобы хлеб не черствел», - сказала продавец магазина. – «его надо покупать ровно столько, сколько съешь». А ваш совет?

Совет: можно хлеб положить в пакет или хлебницу, т.к. он черствеет потому, что по мере испарения частичек жидкости в хлебе, находящаяся в нем клейковина затвердевает. Значит необходимо уменьшить испарение жидкости.


Этап 2: Задание:

  1. с помощью подручных инструментов и приборов, которые вы видите на столе необходимо определить силу, с которой Земля притягивает к себе вашу команду;

  2. определить плотность картофелины – продукта, который вы употребляете в пищу практически каждый день в том или ином виде.


Ведущий: пока жюри будет подводить итог мероприятия - загадка «И в шутку, и в серьез»:

На яхте в море вышли: глухонемой профессор, голодный студент-дистрофик, толстяк-доцент, подслеповатый аспирант и облысевший лаборант-физик. Вдруг у профессора за борт падает ценный прибор. Кого лучше всего послать в воду за прибором?


Ответ: Подслеповатого аспиранта, так как показатель преломления кристаллика глаза больше показателя преломления воды, поэтому близорукие люди видят под водой более-менее нормально.


Ведущий: слово предоставляется жюри.

Жюри подводит итоги, и награждает команды.


Ведущий: Хочется надеяться, что наше мероприятие разбудит у Вас жажду новых познаний ведь “великий океан истины” по-прежнему расстилается перед Вами неисследованным до конца.


Спасибо за внимание!

До встречи на уроках физики!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!