Конкурсная программа для учащихся 9 класса
«Физика рядом – знать её надо!»
То, что Вы вынуждены открыть сами,
оставляет в Вашем уме дорожку,
которой Вы сможете снова воспользоваться,
когда в этом возникнет необходимость.
(Г. Лихтенберг)
Цель:
- развитие интереса к предмету «Физика»
- развитие познавательной деятельности учащихся
- воспитание умения учащихся общаться с другими.
Ход мероприятия:
(дети поделены на 3 команды по 6 человек, проведена жеребьевка – определена последовательность дачи заданий, столы-парты расставлены)
Названия команд: «Термометр», «Барометр», «Спидометр».
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья – участники мероприятия «Физика рядом – знать её надо!». Сегодня будут конкурсы, участвуя в которых вы поймете, что где бы вы ни были - физика всюду с вами рядом. В конкурсной программе участвуют три команды: «Термометр», «Барометр» и «Спидометр». Желаю, чтобы наше мероприятие прошло в теплой обстановке, в доброжелательной атмосфере взаимоуважения и взаимопонимания и, чтобы ваши слова не опережали ваши мысли.
Представляю вам наше судейское жюри:……………………
1.Конкурс «Разминка» Решите устно задачи.
Каждой команде – по 1 задачи (1 балл):
1. Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? (притяжение молекул)
2. Четырехлетняя Маша подкралась у мамы за спиной к зеркалу, и, действуя совершенно бесшумно, вылила себе на голову три флакона французских духов. Как мама, сидя к Маше спиной, догадалась о случившемся? (явление диффузия)
3. В первом утюге молекулы танцуют медленное танго, как учительницы на выпускном вечере, а во втором прыгают, как первоклассницы на переменке. . Каким утюгом можно быстрее погладить рубашку - первым или вторым?
Это интересно: на одной из своих лекций Давид Гильберт (выдающийся немецкий математик) сказал: «Каждый человек имеет некоторый определенный горизонт. Когда он сужается и становится бесконечно малым, он превращается в точку». Тогда человек говорит: «Это моя точка зрения».
Ведущий: Сейчас мы услышим вашу точку зрения на то, какими физическими законами (понятиями) объясняется то или иное природное явление.
2. Конкурс «Физические явления в природе» (каждой команде по 2 явления – по 1
баллу за каждое правильное истолкование)
Голубизна небосвода – законы рассеяния света;
Радуга - дисперсия света в каплях влаги;
Молния – гигантский электрический искровой разряд в атмосфере
Мираж - преломлением света;
Роса – конденсация водяного пара;
Приливы и отливы – изменение положения Луны и Солнца относительно Земли
Это интересно: Надо отметить, что физика и музыка очень тесно связаны, можно даже сказать, взаимообусловлены. По свидетельству австрийского писателя Роберта Юнга, автора книги «Ярче тысячи солнц», итальянский физик Вольфганг Паули получил Нобелевскую премию благодаря посещению … театра.
Ведущий: Даем вам возможность блеснуть знаниями по физике и музыке.
3. Конкурс «Физика и музыка»
Задание: командам дается подсказка и минусовка песни, с помощью которых они должны угадать песню. Та команда, которая быстрее всех, даст сигнал и правильный ответ – получает 1 балл.
Песня про страшное скопление водяных паров в атмосфере. (Тучи)
Песня про отсутствие движения наземного и воздушного транспорта в город русской глубинки. (Мальчик хочет в Тамбов)
Песня про рисунок в виде небесного светила, удаленного от нас на одну астрономическую единицу. (Солнечный круг)
Песня, в которой многократно повторяется числительное, соответствующее греческой приставке мега-. (Миллион алых роз)
Песня про обман зрения, который приводит к личным переживаниям. (Девочка-видение).
Это интересно: «Физика и музыка» - это не только название нашего конкурса и известной книги Т. Анфилова, это еще и памятник звуку, сооруженный физиками Австралии. Он представляет собой две полусферы. Если войти в промежуток между ними и произнести что-нибудь, то звук «живет» там несколько суток.
Ведущий:
4. Конкурс «Литературный» (каждой команде 1 вопрос: правильный ответ – 1балл)
Это интересно: подшучивая над американским физиком Робертом Милликеном, его сотрудники предложили ввести новую единицу – кен – для измерения разговорчивости. Ее тысячная часть – милликен – должна была превышать разговорчивость среднего человека. Кстати, считается, что разговорчивость человека зависит напрямую от числа прочитанных им книг.
Л.Н.Толстой. «Лёд, пар и вода».
«Паром греют вот как: напустят пару в холодный дом. Пар станет охолаживаться, каплями потечет к низу и станет водой. Воду эту выносят и в доме становится теплее».
Вопрос: Какое природное явление согревает холодный дом?
Ответ: При переходе пара в воду происходит конденсация. Внутренняя энергия воды увеличивается, выделяется энергия, которая обогревает холодный дом.
И. Северянин. «Чайная роза».
Есть небольшой уютный дом,
И перед домом - роза чайная.
Над нею веера стрекоз -
Как опахала изумрудные;
Вокруг цветы струят наркоз
И сны летают непробудные.
Вопрос: Какое физическое явление описано в этих поэтических строках?
Ответ: Явлением диффузии можно объяснить распространение аромата роз.
С.Н. Марков. «Знаю я - малиновою ранью…»
Зимний ветер и упруг и свеж,
По сугробам зашагали тени,
В инее серебряном олени,
А мороз всю ночь ломился в сени.
Вопрос: Почему олени в «серебряном инее»?
Ответ: Влага, возникающая на теле оленя кристаллизуется, превращается в «серебряный иней».
5. Конкурс «Мультфильмы» (для каждой команды мультфильм,
правильный ответ – 1 балл)
Эпизод из мультфильма «Приключения Барона Мюнхгаузена»
Барон Мюнхгаузен утверждал, что вытащил сам себя из болота за волосы.
Обоснуйте невозможность этого.
Ответ: Это противоречит 3 закону Ньютона. Никакие внутренние силы не могут сообщить телу движение. Они могут сместить отдельные части тела, а его центр тяжести остаётся на месте. Силы взаимодействия между телами замкнутой системы не могут изменить положения центра масс системы.
Эпизод мультфильма «Ну, погоди!».
Не закралась ли в эпизод мультфильма физическая ошибка?
Ответ: По третьему закону Ньютона, выходящий из «волка» воздух действует на него с той же по модулю силой, с какой волк воздух выдыхает. И именно с этой силой воздух действует на парус. Но волк и лодка с парусом – единое целое. Силы оказываются приложенными не к разным телам, а к одному. Эти силы равны по модулю и противоположны по направлению. Их равнодействующая равна нулю. А по первому закону Ньютона, скорость тела при этом – величина постоянная, в данном случае нуль.
Анимационный фильм «Лебедь, рак и щука».
Результат: « а воз и ныне там».
Но если рассматривать эту басню с точки зрения механики, результат получается вовсе не похожий на вывод баснописца Крылова. Прав ли автор, утверждая, что «воз и ныне там»?
Ответ: Басня утверждает, что "воз и ныне там", другими словами, что равнодействующая всех приложенных к возу сил равна 0. Лебедь помогает раку и щуке его тяга направлена против силы тяжести, она уменьшает трение колёс о землю и об оси, облегчая тем самым вес воза. Остаются две силы: тяга рака и тяга щуки. Они направлены под углом друг к другу, и их равнодействующая не может быть равна 0.
Дополнительный вопрос: Скажите, ребята, а в какой русской народной сказке речь тоже идет о равнодействующей? («Репка»)
Это интересно: Кстати, из биографии Ньютона известно, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика – отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника. С того счастливого для мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого.
6. Конкурс «Домашняя физика»
Ведущий: конкурс будет состоять из двух этапов: теория и практика.
Этап 1: Задание: дайте правильный совет (каждой команде жизненная ситуация, правильный совет - 1 балл)
«Блины вкусны тогда, когда горячие», - скажет вам любая хозяйка, приглашая к столу. Чтобы они дольше оставались горячими, некоторые хозяйки ставят тарелку с блинами на плетенный из проволоки поднос. А ваш совет?
Совет: Лучше их ставить на деревянную подставку, т.к. теплопроводность дерева много меньше теплопроводности металла, поэтому блины дольше будут оставаться горячими.
В летнюю жаркую погоду лучше всего надевать одежду из легкого тонкого материала. А ваш совет?
Совет: Лучше белого цвета. Белая поверхность отражает солнечные лучи, поэтому в белой одежде не так жарко, как в черной, пусть даже тонкой.
«Чтобы хлеб не черствел», - сказала продавец магазина. – «его надо покупать ровно столько, сколько съешь». А ваш совет?
Совет: можно хлеб положить в пакет или хлебницу, т.к. он черствеет потому, что по мере испарения частичек жидкости в хлебе, находящаяся в нем клейковина затвердевает. Значит необходимо уменьшить испарение жидкости.
Этап 2: Задание:
с помощью подручных инструментов и приборов, которые вы видите на столе необходимо определить силу, с которой Земля притягивает к себе вашу команду;
определить плотность картофелины – продукта, который вы употребляете в пищу практически каждый день в том или ином виде.
Ведущий: пока жюри будет подводить итог мероприятия - загадка «И в шутку, и в серьез»:
На яхте в море вышли: глухонемой профессор, голодный студент-дистрофик, толстяк-доцент, подслеповатый аспирант и облысевший лаборант-физик. Вдруг у профессора за борт падает ценный прибор. Кого лучше всего послать в воду за прибором?
Ответ: Подслеповатого аспиранта, так как показатель преломления кристаллика глаза больше показателя преломления воды, поэтому близорукие люди видят под водой более-менее нормально.
Ведущий: слово предоставляется жюри.
Жюри подводит итоги, и награждает команды.
Ведущий: Хочется надеяться, что наше мероприятие разбудит у Вас жажду новых познаний ведь “великий океан истины” по-прежнему расстилается перед Вами неисследованным до конца.
Спасибо за внимание!
До встречи на уроках физики!