СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсная работа "Лапти -обувь наших предков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данный материал  полезен  для руководителей музеев, краеведов

Просмотр содержимого документа
«Конкурсная работа "Лапти -обувь наших предков"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Шушнур»

муниципальный район Краснокамский район

Республика Башкортостан





Конкурс юных экскурсоводов

«По малой родине моей»



Номинация «Музейная экскурсия»



«Лапти – обувь наших предков»



Выполнила:

Сапаева Ольга

Ученица 11 класса

МБОУ СОШ с.Шушнур

Руководитель:

Александрова Лилия Ахмадхановна

Учитель МБОУ СОШ с.Шушнур

89174638493






















Шушнур - 2017

Цель:  познакомить с экспозицией школьного музея «Лапти - обувь наших предков»

Задачи:

1) информационная:

  • Знакомство с историей села Шушнур на примере легенды;

  • Знакомство с экспозицией школьного музея «Лапти – обувь наших предков» и рассказать о создании и использовании лаптей в быту народов нашего края;

2) воспитательная:

  • Сохранение исторического и культурного наследия народа, бережного отношения к истории своего села и своей страны;

3) развивающая:

  • Стимулирование интереса обучающихся к практической деятельности по организации экскурсий;

  • Развитие и совершенствование коммуникативных навыков обучающихся, совершенствование культуры речи.

Возрастная категория слушателей: ученики 4 - 9 классов

Перечень экспонатов, используемых на экскурсии:

  • Материалы из архива семей обучающихся школы (воспоминания, документы, фотографии, вырезки из газет и др.)

  • Исследовательские и творческие работы обучающихся об истории и развитии села Шушнур.



























1.Вступление.

-Добрый день, дорогие гости! Сегодня я приглашаю вас совершить небольшую экскурсию по нашему школьному музею. Мы находимся в этнографическом зале школьного музея.

-Меня зовут Сапаева Ольга Германовна, я учусь в 11 классе и являюсь экскурсоводом музея.

-Вначале вспомним правила поведения в музее.

  • По залам музея или выставки следует передвигаться бесшумно.  

  • Громко разговаривать или кричать, подзывая знакомого или друга недопустимо.   

  • Нельзя трогать экспонаты руками.

  • При передвижении по залу, старайтесь не мешать окружающим.

-Я приглашаю вас в музей МБОУ СОШ с. Шушнур.

Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час
Встречу добрую и тёплую. 
Я готовила для вас!

Народная мудрость гласит: «Не забывай старь – она новизну держит».

В ходе экскурсии мы с вами ознакомимся с экспозицией нашего музея «Лапти - обувь наших предков», узнаем много интересного из истории плетения и использования лаптей в XIX-XX вв., также историю села Шушнур.

-Посмотрите, в нашем музее есть и утюги, и старинная прялка резная, ткацкий станок, деревянная утварь, лапти (рис.1).
- Можно ль любить свой край, не зная историю своего села?

Экскурсию я начну с рассказа об истории нашего села.

























2.Основная часть.

-Самым старым по возрасту населенным пунктом на Краснокамской земле считается деревня Еноктаево (Чормак), которая была основана в 1652 году.

Наше родное село Шушнур было основано между 1742 и 1755 годами. Шушнур, как деревня есть на карте Красильникова 1755 года. Марийское название звучало Сузло, что в переводе означает «кочедык».

- Вот он этот инструмент, которым плели лапти в старину (рис.2).

Сохранилась легенда о возникновении деревни Сузло.

Говорят, давным-давно в эти красивые места забрел мужик. Никакой деревни тогда не было. Ему понравилась сама местность, тем более рядом речка текла. Решил он обосноваться здесь, построил шалаш и остался зимовать. Тогда зимы были холодными. На том месте, где жил кода-то мужик, после вьюги и затяжных морозных дней нашли замерзшего человека. А при нем тот самый инструмент для плетения лаптей - кочедык. С тех пор на этом месте появилась деревня Сузло. Старшее поколение до сих пор называют свое село не иначе, как Сузло ( в переводе с марийского языка- кочедык).

Сейчас я представлю вашему вниманию экспозицию, которая всегда вызывает живой интерес у всех, независимо от возраста.

Подходи, честной народ!

О лаптях рассказ пойдет!

В давние времена не могли обойтись без лыка – липовой коры.

И необязательно липовой… Лыко – это внутренний (лубяной) слой коры любых молодых лиственных деревьев (рис. 3).

Из лыка плелись коробки, туески и основная обувь русских крестьян – лапти.

Ла́пти — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, но тем не менее бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930 годов, сплетённая из древесного лыка или бересты.

Лапти были незаменимой обувью на все времена года. В липовых лаптях взрослые работали круглый год в любую погоду. В церковь непременно надевали новые лапти.

Притом женщины любили вязовые или, как их называли «красные», из-за красно-коричневого цвета вязового лыка. Вязовые лапти можно было носить только в сухую погоду.

Красноватый цвет получали лапти после того, как их опускали в горячую воду. Для весенней и осенней распутицы предназначались лапти на колодках.

В холодное время года лапти надевали на онучи, сотканные из чистой белой шерсти, а летом – на посконные простые портянки. Крепились лапти оборами.

Онуча - кусок плотной суконной материи, навертываемый на ногу при ношении лаптей или сапог (рис.4)

Оборы - особым способом сплетенные веревки, завязки у лаптей. Женщины носили шерстяные чулки, оборы плели из шерстяных ниток (рис. 5).

Для изготовления лаптей нужно было заготовить лыко. Его заготавливали с молоденьких деревьев, растущих в лесу. Затем заготовленное лыко нужно было замочить, а потом раскатать в каталки. После высыхания острым ножом нарезать из него концы для будущих лаптей.

Осталось сделать колодку нужного размера и приготовить инструменты: кочедык и остро отточенный нож. Вместо металлического или костяного можно было сделать деревянный кочедык, если найти сучок крепкого кустарника с подходящим отростком (рис.6).

После того, как «плетухан» сплетёт свой первый лапоть, нужно было, по законам предков, поставить лапоть в печь на сковороде. После того, как лапоть превратится в пепел, его собирали ложкой и закатывали в хлебный мякиш. «Плетухан» должен был съесть получившийся колобок, для того чтобы на всю жизнь запомнить, как плести лапти (рис.7).

Сегодня лапти полностью вышли из употребления. Их можно встретить изредка висящими на стенах квартир в качестве сувениров или оберегов, как дефицитный предмет театрального реквизита или как музейный экспонат. Лапти ушли в забвение.

В нашем Краснокамском районе есть еще марийские фольклорные коллективы, которые тоже используют в своем наряде лапти при выступлениях (рис. 8). Мы не призываем вас носить лапти: в магазинах много удобной и красивой обуви. Мы хотим, чтобы вы и ваши дети знали, какую обувь носили наши предки. И если мы своей экскурсией вам в этом помогли, то мы будем очень рады.



















3.Заключение.

Музейная экскурсия подошла к концу, но краеведческая работа продолжается. Мы надеемся, что вы не окажетесь равнодушными к тому, о чём узнали сегодня. Земля, на которой мы живём, таит в себе много загадок и исторических находок. Любите свой край, своё село, делайте его лучше, красивее. Старое уходит, но его важно знать и беречь. Старина вся пронизана добром. Я тоже желаю вам добра и надеюсь, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас! Всех гостей, которые к нам приходят, мы просим приносить в наш музей старинные вещи, которые мы потом сможем показывать другим гостям. Мы будем рады, если вы принесете в наш школьный музей новые экспонаты. (Экскурсовод раздает гостям «памятку – просьбу о сборе старинных вещей для школьного музея») (рис.9).

Мы ждем вас на следующей экскурсии, которая будет посвящена истории возникновения марийского национального костюма. А сейчас можете посмотреть более подробно материалы по теме нашей экскурсии. Благодарю за внимание! До свиданья, до скорых встреч.































5. Технологическая карта экскурсии

Название

«Лапти - обувь наших предков»

Тема

«Из истории лаптей»

Вид

музейная

Состав

для учеников 4-6 классов

Протяженность


Продолжительность

45 мин.

Маршрут

Этнографический зал школьного музея

Остановки

Этнографический зал


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!