СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсная работа. Методическая разработка "В гостях у сказки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказки и их виды. Дидиктическая игра по сказкам.

Просмотр содержимого документа
«Конкурсная работа. Методическая разработка "В гостях у сказки"»


Методическая разработка для учащихся 1-2 классов

«В гостях у сказки»

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №4 г. Бирска, РБ

Печёнкина Елена Сафаевна

Цели урока:

  1. Образовательные - дать социокультурное наполнение категории: «сказка», раскрыть смысл понятий: «поучение сказки», «трудолюбие», «добро»,

  2. Формирование интереса к сказке, как источника мудрости, кладезя народных традиций, самобытности.

  3. Развитие аналогового общения в группе.

Оборудование и инструментарий:

  1. Выставка книг со сказками.

  2. Карточки с частями высказываний:1) Сказка -; 2) ложь,; 3) да; 4) в; 5) ней; 6) намёк -; 7) добру; 8) молодцу-; 9) урок.

  3. Карточки для проведения тренингов (содержание смотри в приложении №1)

  4. Вырезанные из бумаги «зёрнышки» зелёного и жёлтого цвета для рефлексии по занятию.

  5. Костюмы и реквизит для инсценировки украинской народной сказки «Колосок»

  6. Проектор со слайдами.

  7. Доска оформлена в виде русской избы.

  8. Клубок грубой шерсти серого цвета.


План урока:

1. Вступление в тему.

- Присоединение: прослушивание песни «В мире много сказок», вступительное слово учителя и присказка, рассказанная бабушкой с использованием лексического аппарата, воздействующего на все модальности для создания комфортной ситуации;

- актуализация чувственного опыта в диалоге бабушки внучкой; в ресурсном круге «Моя любимая сказка»

2. Основной этап.

    1. актуализация знаний детей о видах сказки: волшебные сказки, сказки о животных через фронтальную беседу;

    2. связь социокультурного опыта прошлого с опытом настоящего, выход их на истинные человеческие качества, которые ценятся в людях испокон веков, присоединение детей к единым духовным ценностям, заложенным в сказках через:

      • Д/игры «Собери высказывание», «Узнай сказку Пушкина»;

      • «Почему взрослые и дети так любят сказки?»;

      • создание выставки книг со сказками;

3) раскрытие смысла понятия «поучение в сказке» через:

      • постановку проблемного вопроса: «Почему А. С. Пушкин назвал сказку уроком?»;

  • беседу на темы: «О чём ваши любимые сказки?»,

  • создание проблемной ситуации, когда бабушка просит ещё раз объяснить ребят, почему А. С. Пушкин сказал: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок».

4) работа над главной мыслью народной сказки «Колосок», развитие умения слушать, получать недостающие знания из разных источников, развитие умения общаться в паре и достигать результата (наполнение понятия «трудолюбие», «добро»), обогащение собственного опыта общечеловеческими нормами и принципами, взаимообогащение социокультурного опыта через:

  • просмотр инсценировки сказки учащимися;

  • использование социокультурного тренинга «Чему учит сказка «Колосок» (работа в парах)

3. Заключительный этап.

1) самооценка учащимися своей работы (жёлтые и зелёные зёрнышки от колоска)

2) рефлексия: положительная оценка бабушкой работы всех детей на занятии, постановка вопроса: «Что вас порадовало на занятии, что вам было особенно интересно, что понравилось?»

3) нацеливание ребят на дальнейшее самостоятельное чтение сказок;

4) вознаграждение всех присутствующих пирожками от героев сказки Круть и Верть


















Ход урока

Этап занятия

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

Примечание.

1.Присоеди

нение.

















































Р\круг. «Моя любимая сказка».



























Д\И «Собери высказыва

ние»













Д\И «Узнай сказку»





















Дискуссия по проблемному вопросу.










Ф/минутка «Волшебное число- 3»






























































































Инсценировка сказки «Колосок».



Тренинг «Чему учит сказка «Колосок»?










































































Итог.


Рефлексия «Колосок»



Учитель: Добрый день, ребята и уважаемые гости. Мы рады видеть вас на нашем очередном занятии кружка. На улице март месяц, то снег, то дождь. Сыро, неуютноно улице. Именно в такие дни или вечера особенно приятно сидеть в кругу семьи или друзей, в уютной теплой комнате или около горячей печки, в которой потрескивают дрова. (Учитель обращает внимание детей на макет русской избы)

Соберутся вот так ребятишки в кружок около бабушки и ждут, затаив дыхание, когда она начнёт рассказывать им любимую сказку…

Бабушка: Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок, Чудес и Волшебства. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Потому что деревья там самые причудливые, горы – самые высокие, терема – самые расписные, птицы - самые звонкие, а чудища -  самые страшные.

А какую сказку?

А какая сказка у вас самая любимая? Расскажите мне. Вот я и клубочек из сказки прихватила, что путь-дорожку указывает. Пусть он и вам поможет.

(Учитель первый называет любимую сказку и передает клубок ученику).

Учитель: Много сказок вы знаете. Все они разные. Одни сказки могут превратить лягушку в царевну, лебедя в девицу, молодца в комара. Это какие сказки?

В других сказках нет волшебства, но эти сказки забавные, в них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, а волк злой. И это сказки…

Бабушка: И каждая из них достойна внимания и уважения. Ведь в сказки хранят мудрость народа, его историю, мечты и надежды. Не зря говорят.… Ой, что-то запамятовала! Вот старость – нерадость. Все слова разбежались. А ну-ка, ребятишки, помогайте, слова известного всему миру человека, Александра Сергеевича Пушкина, собирайте.

Учитель: Давайте поможем бабушке, найдите в классе слова и составьте из них высказывание.

Бабушка: Спасибо, ребятки, помогли мне.

Много слышал сказок в детстве Александр Сергеевич Пушкин от своей няни Арины Родионовны, так полюбились они ему, что сам сказки сочинять начал. Да какие сказки! Всему миру известны его строки:

«Жил старик со своею старухой у самого синего моря…». Узнали?

«Жил-был поп, толоконный лоб. Пошёл поп по базару посмотреть кой-какого товару…»

А это что за сказка?

«Ель растёт пред дворцом, а под ней хрустальный дом. Белка там живёт ручная, да затейница какая! Белка песенки поёт да орешки всё грызёт»….

Учитель: Всему миру известны такие замечательные сказки. А почему А. С. Пушкин сказки назвал уроком?

А о чём ваши любимые сказки?

Учитель: А теперь послушайте мою сказку. В ней есть магическое число. Какое число волшебное во всех русских народных сказках?

Встаньте и послушайте, а как число 3 услышите, сразу же на место садитесь, да слова волшебные говорите: «Чур, не меня!»

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него ТРИ сына. Вот решил отец женить трех сыновей. Дал им лук и дал по ТРИ стрелы. Первым стрелял старший сын. Все ТРИ стрелы упали на княжеский двор. Вторым стрелял средний сын. ТРИ стрелы улетели на боярский двор. Третьим стрелял младший сын. ТРИ раза он натягивал тетиву, ТРИ раза улетала его стрела в тридевятое царство в тридесятое государство. А жил в этом царстве змей-Горыныч трёхголовый. Одной головой он огнём палил, второй головой водой студёной поливал, третьей головой так сильно свистел, что падал лес за ТРИ версты. Собрался младший сын. Шёл он ТРИ дня и ТРИ ночи, стёр ТРИ пары сапог, съел ТРИ каравая, выпил ТРИ бочонка воды. А когда до царства змея-Горыныча дошел, увидел он пред собой ТРИ рва. Первый ров огнём полыхал, второй ров змеями – гадами кишел, а через третий ров мостик был перекинут. А что было дальше, придумайте сами и сроку вам на это ТРИ дня.

Интересно было?

А почему все и взрослые, и дети любят сказки?








Теперь, я думаю, многим стали понятны слова А. С. Пушкина: «Сказка - ложь, да в ней намек – добру молодцу урок».

Бабушка: Нет, а вот мне что-то не понятно. Видно, уж я старая стала. Объясните-ка мне ребятки, что имел в виду А. С.Пушкин, называя сказку уроком.

Учитель: А ещё вы, ребята, знаете, что во многих русских народных сказках у героев двойные имена – прозвища. Давайте и мы с вами разобьемся на сказочные пары. У вас есть карточки с именами сказочных героев. Найдите свои половинки. Встаньте ребята, у которых на карточках красный кружочек, прочитайте своё имя. А остальные слушайте внимательно и ищите свою «половинку»

Ой! Как с вами интересно! С разговором я забыла и о вашей просьбе. Вы же сказку просили. Так вот, садитесь поудобнее, внимательно смотрите, слушайте и думайте. О чём эта украинская народная сказка «Колосок»? Чему она учит?

Учитель: Понравилась сказка? А как артисты играли? А чему учит эта сказка, поняли? Перед вами карточки с тренингом «Чему учит сказка «Колосок»?

Прочитайте, что нужно выполнить на первом шаге?

Его вы выполняете, пока не прозвенит колокольчик.

Что нужно сделать на 2 шаге?

2 шаг выполняете в паре. Постарайтесь прийти к одному решению, прислушивайтесь к мнению товарища, помните народную пословицу: «Одна голова хорошо, а две – лучше».

Что нужно сделать на 3 шаге?

Приступили к работе.

Бабушка присоединяется к одной из пар и помогает в работе.

- Бабушка: Ну, ребятки, покажите, что вы внимательные слушатели, знаете и понимаете народную сказку. Поделитесь результатами своей работы.

Молодцы, ребята! Оказывается, вы действительно любите, знаете и понимаете сказки.

Учитель: Посмотрите, ребята, на экране - правильное решение. Совпадает оно с нашим?

Мы проделали с вами большую работу. А результатом нашего общего труда будет колосок, который рос вместе с вами. Перед вами зёрнышки из колоска: зеленые, ещё не созрели, а жёлтые уже налились и ждут - не дождутся, когда их соберут. Если вам сегодняшнее занятие понравилось, вам было приятно общаться с друзьями, то вы приклеиваете жёлтое зёрнышко. Если вам было что–то непонятно, вам было скучно – вы напишите свои сомнения на зелёном зёрнышке. Я прочитаю и на следующем занятии Ии обязательно во всём разберёмся.

Давайте посмотрим на результаты нашего труда?!

Бабушка: Вот это колосок! Хорошо потрудились. С пользой провели время. И мне с вами было интересно работать, слушать вас. Я узнала много новых сказок и обязательно их прочитаю.

А что вас порадовало на занятии, что вам было особенно интересно, что понравилось?

Учитель: Большинство зёрнышек на нашем колоске созрело. Значит, мы с сегодняшнего дня ещё внимательнее и большим интересом будем читать сказки. Ведь не зря А. С. Пушкин восхищался: «Что за прелесть эти сказки!».

Заканчивается наш урок – необычное путешествие по сказкам. Но зато теперь вы можете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник сказок, и в путь! А В дорожку прихватите пирожок, от мышат Круть и Верть, чтобы не проголодались и гостей наших угостим.

Ребята заходят под песню «В мире много сказок», рассаживаются по кругу.


































Бабушка, расскажи нам сказку.


Самую любимую.




Ученик называет любимую сказку и передает клубок товарищу.








Волшебные сказки.






Сказки о животных.














Ученики ищут развешенные части высказывания и собирают его.












«Сказка о рыбаке и рыбке»


«Сказка о попе и работнике его Балде».


«Сказка о царе Салтане и сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».










Сказки нас учат.


Выступление детей: «О чём моя любимая сказка»







Число – 3.






Ученики встают и слушают сказку при слове «ТРИ» садятся и говорят «Чур, не меня!»,











































Предполагаемые ответы детей:

-Интересно слушать.

-В сказке происходят чудеса.

- В сказке добро побеждает зло.

- Красавица находит себе прекрасного принца.

- Все герои получают по справедливости.










Объяснение учениками вывода всей дискуссии.




Дети, на карточках которых нарисован красный кружочек, по очереди зачитывают «половинки» сказочных имён. Остальные присоединяются к своей паре.

Группа учеников показывают сказку «Колосок»






Ученики зачитывают содержание 1 шага тренинга.



Ученики зачитывают содержание 2 шага тренинга.




Ученики зачитывают содержание 3 шага тренинга.








Выступают 4 -5 пар, остальные присоединяются к ответам товарищей или предлагают своё решение вопроса.










Ученики оценивают себя, выбирают зернышко и приклеивают его к общему колоску.















Выступление ребят.





































Круть и Верть угощают всех пирожками.


Доска оформлена в виде крестьянской избы. На экране слайд с изображением иллюстраций из сказок и темой занятия




















































На экране фрагменты сказок.







На экране появляется портрет А. С. Пушкина. По классу развешаны слова из высказывания:

«Сказка -

ложь, да в ней намек – добру молодцу урок».


После того как выполнено задание, на экране появляется запись: «Сказка -

ложь, да в ней намек – добру молодцу урок».





На экране иллюстрации к цитируемым сказкам. После узнавания сказки на экране появляется заголовок сказки.











На экране, по ходу беседы, появляются микро выводы высказываний детей:

В сказках:

- высмеивается глупость, хвастовство, хитрость;

Сказки учат:

- добру,

-справедливости;

- понимать чужую беду;

- трудолюбию;

- помогать друг другу;

- бороться со злом.












































Сказочные пары:

Змей - Горыныч, Иван-Царевич, Лягушка-Квакушка, Муха-Цокотуха,

Мышка-Норушка, Василиса -Прекрасная, Кощей Бессмертный, Красная Шапочка, Лисичка-Сестричка, Снежная королева, Комар-Пискун, Баба-Яга.










Во время выполнения тренинга учитель структурирует время работы по шагам. Содержание тренинга смотри в приложении.



Правильное решение тренинга на экране.




Приложение:

Тренинг: «Чему учит сказка «Колосок»?


1 шаг – индивидуально. Выбери, чему учит сказка «Колосок». Подчеркни ответ, который ты считаешь правильным.

БОРОТЬСЯ СО ЗЛОМ.

УМЕТЬ ПРОЩАТЬ.

ПРЕЗИРАТЬ ХИТРЕЦОВ И ЛГУНОВ.

ТРУДОЛЮБИЮ.

ПОМОГАТЬ ДРУГ ДРУГУ.

ПОНИМАТЬ ЧУЖУЮ БЕДУ.

БЫТЬ ДОБРЫМ.

2 шаг – в парах. «Чему учит сказка «Колосок»?

Обсудите выбранные варианты, постарайтесь прийти к общему мнению.

БОРОТЬСЯ СО ЗЛОМ.

УМЕТЬ ПРОЩАТЬ.

ПРЕЗИРАТЬ ХИТРЕЦОВ И ЛГУНОВ.

ТРУДОЛЮБИЮ.

ПОМОГАТЬ ДРУГ ДРУГУ.

ПОНИМАТЬ ЧУЖУЮ БЕДУ.

БЫТЬ ДОБРЫМ.

3 шаг - Озвучьте свой выбор перед классом.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!