муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Черницынская средняя общеобразовательная школа»
Октябрьского района Курской области
Конкурс профессионального мастерства
«Воспитание чувства патриотизма и любви к малой Родине
через проектно-исследовательскую работу»
Выполнила:
Учитель биологии первой квалификационной категории
Градинар Елена Васильевна
С. Черницыно 2024
«Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы, — это воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей. Точнее: это — сознание единства со всем, скрываемое от нас временем.»
(Толстой Л. Н.)
Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного
мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной
деятельности.
Проектная деятельность достаточно прочно вошла в педагогическую практику, но по-прежнему остается актуальной, т.к. отвечает основным требованиям ФГОС: выявляет запросы личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования и ориентирует на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.
В связи с ограниченным временем на уроке, ее, как правило, переносят во внеурочную деятельность. За время моей работы мы с ребятами многое исследовали и написали немало проектных работ. «Биологический мир запахов», «Вегетарианство. Польза или вред?», «Типы взаимоотношений между микроорганизмами». «Такие интересные пчелы», «Диетическое французское лакомство или нет?» и другие.
Сейчас я бы хотела рассказать о проекте, который направлен на воспитание чувства патриотизма и любви к родному краю. Я родилась и живу в сельской местности и каждый день наблюдаю красоту родного края. На уроках экологии и биологии я пытаюсь привить обучающимся значимость родного края в жизни каждого человека, рассказать о красоте и уникальности нашей местности. Патриотическое чувство и любовь к родному краю не возникают сами по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей школьного возраста становится одной из актуальных.
По мнению президента России В.В.Путина, «…нельзя заставить людей любить Родину, но можно и нужно создавать условия, чтобы молодой человек знал и понимал, где он живет, и дорожил тем, что ему досталось от предков. Без этого человек не может существовать и будет жить как перекати-поле…».
На уроках биологии в 5-7 классах мы постоянно объекты растительного и животного происхождения, встречающиеся в нашей местности. Также изучаем биоценозы, встречающиеся в нашем селе с их флорой и фауной. Ходим на экскурсии, чтобы воочию увидеть всю красоту родного края. К сожалению, погодные условия не всегда благоприятствуют этому. Поэтому у нас родилась идея, создать виртуальную экскурсию по родному краю.
В этом учебном году мы с ученицей 9 класса работали над проектом «Экологический маршрут по родному краю». Тема тоже появилась не случайно, в условиях дистанционного обучения, обучающиеся испытывают потребность в общении и разнообразии уроков. Виртуальная экскурсия как раз поможет решить эти проблемы.
Мы наметили план работы. Выбрали объекты для виртуальной экскурсии. Подготовили исторические и научные справки по данным объектам. Изучили типы и виды экологических маршрутов. Разработали маршрут по данным точкам, составили его карту. Проехали по всем точкам маршрута. Сняли все на видео.
Результатом нашей работы стало участие в финале регионального трека Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы», проводимого региональным центром выявления и поддержки одаренных детей «Успех» ОБОУ «Лицей-интернат №1 г. Курска
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | «Экологический маршрут по родному краю» |
Тип проекта | Исследовательский, практико-ориентированный, индивидуальный |
Участники | Обучающаяся 9 класса |
Сроки реализации | Сентябрь2023-февраль2024 года |
Цели проекта | Формирование познавательной активности и желания у учащихся всесторонне изучать свою малую Родину. Воспитание чувства патриотизма и любви к малой Родине у подрастающего поколения |
Задачи проекта | Создать условия для формирования у учащихся интереса к изучению своего края Создать условия для формирования бережного отношения к малой Родине Формировать информационно-коммуникативную компетентность обучающихся |
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап | Сроки выполнения |
Поисковый: Определение темы. Постановка вопросов по проблеме. Постановка цели. | Сентябрь 2023г. |
Аналитический: Анализ имеющейся информации. Сбор и изучение новой информации. Составление плана реализации проекта. Пошаговое планирование работы. | Октябрь-ноябрь 2023г. |
3. Практический: Выполнение запланированных технологических операций: | Декабрь-январь 2023-2024гг. |
4. Презентационный: Подготовка презентационных материалов. Презентация работы. Изучение возможностей использования результатов проекта (выставки, конкурсы). | Март 2024г. |
5. Контрольный: Анализ результатов. Оценка качества выполнения проекта. | Апрель 2024г. |
Вывод:
Воспитание патриотизма и любви к Родине начинается с любви к малой Родине. По моему мнению, любовь в человеке просыпается тогда, когда он счастлив. И совсем не обязательно ехать в крупный город или быть академиком, можно быть счастливым и успешным и в своем селе.
Нельзя заставить человека полюбить свою малую Родину, но узнать сильные ее стороны, изучить историю, географию, этнос, природу родного села – первая задача каждого уважающего себя человека. У человека, не знающего своих корней, нет будущего. Моя задача как педагога – ненавязчиво показать детям, что в малом селе тоже можно себя найти. Ребята сами выбирают и исследуют интересующие их темы, а значит, я работаю не зря, и есть надежда, что они будут оставаться в родном селе, развивать его и прекрасно жить, передавая свои знания будущим поколениям.