СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсная работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изготовление   изделия в технике лоскутного шитья.

  1. Изучить информацию о лоскутном шитье и изготовлении утилитарного изделия для украшения дома.
  2. Доказать нужность и полезность умения изготавливать изделия в данной технике.
  3. Выбрать цвет, текстуру, форму деталей, разработать технологию   изготовления.
  4. Провести экономический расчёт.  

Просмотр содержимого документа
«Конкурсная работа»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Кубинская сош №2 имени Героя Советского Союза Безбородова В.П.
(Адрес школы: 143071, Московская область, р-н Одинцовский, п. Кубинка-1 стр.1
тел. +7 (498) 695-95-42)








КОНКУРСНАЯ РАБОТА
Номинация: технология


Настенный коврик: «Вишнёвый сад»
(изделие в технике «лоскутное шитьё»)

(творческий проект)










Выполнила: Миллер София, 9 класс.
143407 Московская область, Кубинка, корп.28 кв.49

Руководитель: Михеева Наталья Юрьевна,
учитель технологии
МБОУ Кубинской сош №2



Кубинка
2016

Оглавление
Паспорт проекта 3
Введение 5

1.Основная часть
1.1.О технике «Лоскутное шитьё» 6
1.2.История 7
1.3.Примеры изделий в данной технике 9

2.Практическая часть
2.1.Техника безопасности 11
2.2.Выбор модели 13
2.3.Выбор материала, инструментов, оборудования 14

2.4.Технологическая карта 15
2.5.Полезные советы 19
2.6.Экономическое и экологическое обоснование 20
Заключение 21

Список литературы 22



Паспорт проекта

Подготовили:

Миллер София, 9 «б» класс.

Научные руководители:

Михеева Наталья Юрьевна, учитель технологии

МБОУ Кубинской сош №2

Тема:

Настенный коврик: «Вишнёвый сад»
(изделие в технике «лоскутное шитьё»)

Цель:

Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.

Задачи:

  1. Изучить информацию о лоскутном шитье и изготовлении утилитарного изделия для украшения дома.

  2. Доказать нужность и полезность умения изготавливать изделия в данной технике.

  3. Выбрать цвет, текстуру, форму деталей, разработать технологию изготовления.

  4. Провести экономический расчёт.  

Этапы реализации:

  • Подготовительный – май 2016г.

Подбор и изучение материала по лоскутному шитью.

  • Исследовательский – сентябрь 2016г.

Исследование техники «пэчворк».

  • Аналитический – октябрь 2016г.

Анализ техники. Продумывание практической части.

  • Презентационный – ноябрь 2016г.
    Презентация готового проекта.

Результаты подготовительного этапа

Представление об актуальности проблемы.

Результаты исследовательского этапа

Обоснование актуальности проблемы посредством анализа статистических данных.

Результаты аналитического этапа

Создание практической части проекта.

Методы исследования

Теоретические (анализ, сравнение)

Результат

Создание оригинального лоскутного коврика.

Предметная область, в рамках которой проводится работа по проекту

Технология.

Учебный предмет

Технология.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта:

История, МХК.


Необходимое оборудование:

  • Лоскуты различных цветов, текстуры и набивного рисунка.

  • Прокладочный материал.

  • Нитки в цвет лоскута или контрастные.

  • Декоративная фурнитура, тесьма.

  • Швейная машинка со стандартным выбором строчек (прямая и зигзагообразная).































Введение.

Цель: Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.

Задачи:

    • Изучить информацию о лоскутном шитье и изготовлении утилитарного изделия для украшения дома.

    • Доказать нужность и полезность умения изготавливать изделия в данной технике.

    • Выбрать цвет, текстуру, форму деталей, разработать технологию изготовления.

    Провести экономический расчёт.  Провести экономический расчёт.  

  • Ответить на вопросы:


В детстве дети увлекаются собиранием мозаики, и понимают, насколько это захватывающий процесс. Кстати, и взрослые не утрачивают азарта и стремления создавать из разрозненных кусочков непредсказуемые причудливые узоры, правильные орнаменты или вполне узнаваемые изображения предметов. А реализуют это своё стремление они с помощью не менее увлекательного рукоделия, называемого лоскутным шитьём, создавая своими руками все, что можно изготовить с помощью такни, нитки и иголки, поэтому эта техника шитья из года в год становится всё популярнее.








Нужно ли?













Оказывается,

лоскутная техника развивает пространственное воображение, математические способности, художественный вкус.

Воспитывает характер, упорство, умение сосредоточиться, привычку доводить дело до конца; тренирует пальцы и кисти рук; развивает координацию движений, успокаивает, позволяет с пользой отдохнуть: несколько вечеров - и готова нужная, хорошая вещь.













Для чего?







1.Основная часть
1.1.О технике «Лоскутная пластика»

Лоскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика (также пэчворк, от англ. patchwork — «одеяло, покрывало, изделие из разноцветных лоскутов») — вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой.

Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий .

Сегодня же лоскутное шитьё — это желание создавать красоту, а главное наслаждаться этим поистине волшебным действием. Декоративные панно, прихватки для кухни, стёганые покрывала, стилизованные лоскутные одеяла и подушки, а также модная одежда для детей и взрослых — радуют наш взор. Существует множество видов и техник работы с лоскутками. Чтобы узнать и понять основы лоскутного шитья необходимо познакомиться хотя бы с некоторыми видами этого интересного занятия.

Основы лоскутного шитья Разглядывая готовые изделия, выполненные в технике пэчворк, кажется, что ничего сложного в собирании и сшивании лоскутков и быть не может. Да, технология лоскутного шитья и правда не такая уж сложная, но порой воплотить задумку автора не так просто.

Изделия из лоскутов впитывали в себя особый дух и непосредственность, присущие традиционным произведениям народного искусства. Пэчворк (так называется лоскутное шитье) популярен и сегодня. Он продолжает жить и развиваться, обретая, благодаря появлению новых материалов и оборудования, современные черты. В настоящее время лоскутное шитье применяется не только и не столько из потребности экономить материалы и деньги. Эта техника стала очень модной. Она позволяет сделать красивой и неповторимой вашу одежду, создавать уют в вашей квартире. Лоскутное шитье привлекает большое внимание не только домашних рукодельниц, но и профессиональных художников, создающих панно, ковры, модели одежды.

Прежде чем приступить к работе, необходимо вычертить схему лоскутного рисунка, сделать шаблоны (трафареты) его элементов, продумать цветовое решение и подобрать ткани.

Далее выбирают способ (технику, технологию) изготовления этого изделия. Самыми распространенными техниками являются:

  • шитье из полос;

  • шитье из квадратов;

  • шитье из прямоугольных треугольников;

  • шитье из равносторонних треугольников;

  • техника “русский квадрат”;

  • шитье из многоугольников;

  • шитье на основу.



1.2.История

Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань - материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно.

Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций.

Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков: ведь недаром шитье из лоскута называют также "лоскутной мозаикой".

В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Экспозиции музеев США, Германии, Швеции, Швейцарии, Австралии содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники - Patchwork. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. 

Английские названия "patchwork" (лоскутное шитье), и "quilt"(стеганые изделия) появились в современной России совсем недавно, когда наши соотечественницы в городах столкнулись с возможностями этого творчества благодаря иностранцам. Многие даже считали, что лоскутного творчества в России и не было никогда. Это не соответствует действительности. В Государственном

Русском музее хранятся изделия, в которых отражены все основные узоры, применяемые в лоскутном шитье, в коллекциях Российского этнографического музея хранится немало изделий, отделанных лоскутной аппликацией, необыкновенные стёганые одеяла XVIII века хранятся и в Историческом музее в Москве. История сохранила сведения о даже том, что Наталья Гончарова - жена Пушкина - шила своим детям одеяла из цветных лоскутков.


1.3.Примеры изделий в данной технике

Одежда: женская, мужская, детская, головные уборы.

Аксессуары.

Текстиль для дома: подушки, шторы, пледы, абажуры, коврики.

Сюжетные картины, настенные коврики.

Игрушки

Чехлы для мебели.



2.Практическая часть

2.1.Техника безопасности

Риск при выполнении работы: повреждение пальцев иглой, булавкой, ножницами, травма глаз.

Правила безопасности при работе иглой, булавками и ножницами.

Иглы и булавки

1.Иглы хранить в подушечке или игольнице. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.

2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведённую для этого коробку.

3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.

4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. не оставлять иголку в изделии.

5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.

6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперёд или в стороны не наколоться.

7. Перед работой за швейной машиной проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.

Ножницы

1. Ножницы хранить в определённом месте - в подставке или рабочей коробку.

2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.

3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.

5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.

6. Использовать ножницы только по назначению.


Санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе на швейной машине

1. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.

2. Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперёд.

3. Стул должен стоять против иглы.

4. Ноги должны опираться всей ступней на пол или подставку.

Правила безопасной работы

1. Волосы спрятать под косынку.

2. На швейную машину не класть посторонние предметы.

3. Перед работой проверять, не осталось ли в изделии булавок или игл.

4. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям швейной машины.

5. Следить за правильным положением рук, ног, корпуса.

6. Перед работой проверять исправность электрического шнура.

7. При включении электродвигателя машины в электрическую сеть и выключении ее браться только за корпус штепселя.

8. Осторожно обращаться с пускорегулирующей педалью, нажимать на неё плавно, без рывков.

Правила работы на швейной машине.

1. Маховое колесо вращать только на себя.

2. Толщину нитей и иглы подбирать в соответствии с тканью.

3. Проверять степень натяжения верхней нити, величину стежка, вид машинной строчки.

4.Заправлять нити в точном соответствии с инструкцией к швейной машине (нити верхней и нижней заправки должны быть одного номера и желательно одного цвета).

5. Помнить, что при шитье деталь изделия должна находиться с левой стороны от работающего, а припуски на швы — с правой стороны.

6. Под лапку подкладывать ткань, делать прокол иглой, опускать лапку, выводить нити за лапку с концами длиной 8—10 см.

7. По окончании работы поднимать иглу и лапку, отодвигать ткань в сторону, подтягивать нити и обрезать их, используя нож, расположенный на рукаве швейной машины.

8. По окончании работы подложить кусочек ткани под лапку и выключить электрическую швейную машину.

Правила безопасности при работе электрическим утюгом.

1. Перед работой утюгом проверить исправность шнура.

2. Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки.

3. Ставить утюг на подставку.

4. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.

5. По окончании работы утюг выключить.

2.2.Выбор модели.

Модель № 1

Английский домик.

Модель № 2

Деревенский домик.

Модель № 3

Дворянская усадьба.

Мне понравились все модели. Но я решила выбрать модель№2, но внести изменения в свою работу.

2.3.Выбор материалов, инструментов, оборудования

Ткани можно использовать самые различные, можно сказать любые. Техника лоскутного шитья - практически безотходное производство, в работе найдётся место для любого лоскутка, для любого обрезка. Ткани для лоскутного шитья могут различаться по составу и по рисунку.

По составу:

Основным материалом для лоскутных работ являются хлопчатобумажные ткани. Они хорошо стираются и гладятся, мало осыпаются, относительно долговечны. Единственный недостаток - усадка при стирке.

Льняные ткани прекрасно подходят для основы, они прочны, хорошо стираются и мало вытягиваются, но легко мнутся.

Шерстяные ткани мнутся мало, долговечны, хорошо удерживают форму после утюжки.

Вискозные ткани очень красивы и приятны на ощупь, но сильно усаживаются. Легко мнутся и гладятся. Сложны в работе.

Синтетические ткани требуют осторожности при утюжке, многие из них сыпучи, но прочны, мало мнутся и быстро восстанавливают форму после стирки.

По рисунку:

Гладкокрашеные - ткани, окрашенные в один цвет, часто применяются в лоскутном шитье для гармоничного перехода от одной ткани с рисунком к другой. Пастельные тона смягчают, а яркие придают изделию контрастность.

Пестротканые ткани - вытканные из нитей разных цветов. Хорошо подходят для создания пледов и покрывал.

Ткани с набивным рисунком. Наиболее популярные и часто применяемые в лоскутном шитье. Они делятся на несколько групп:

  1. Цветочный рисунок наиболее популярен.

  2. Геометрический рисунок (полоска, клетка, горох и др.), при работе с ним необходимо учитывать расположение рисунка.

  3. Тематический рисунок, например, детский - игрушки, зверюшки и др.

  4. Абстрактный рисунок, который трудно выделить как отдельный элемент. Такие ткани хорошо подходят для создания работ с элементами пейзажа, для панно.

Отделочные материалы.

В качестве дополнительной отделки в лоскутных изделиях широко применяется тесьма, кружево, ленты, бахрома, бусины, пуговицы и др.



Инструменты

  1. Швейная машина с зигзагообразной строчкой.

  2. Утюг необходим для разутюживания швов. Желательно, чтобы он имел устройство для увлажнения ткани.

  3. Измерительные инструменты, такие как линейки длинная и короткая, циркуль, прямоугольный треугольник.

  4. Миллиметровая бумага или бумага в клетку, для создания схем.

  5. Рапарыватель.

  6. Булавки, желательно тоненькие, их применяют для фиксации элементов и слоёв изделия.

  7. Рабочее место. Для работы лучше всего использовать большую ровную поверхность – лучше всего сдвинуть вместе две парты. Лоскутки надо расположить так, как должно быть в готовом изделии, и приколоть булавками к основе. За это время можно увидеть, гармонируют ли цвета, и заменить детали, которые вам не нравятся. Вот поэтому лучше работать на отдельном месте.

2.4.Технологическая карта

Аппликация является популярным и эффективным украшением любой одежды: блузок, юбок, свитеров и вечерних платьев.

Они являются отличительной особенностью детской одежды.

Очень привлекательно они выглядят на фартуках, прихватках, салфетках, скатертях подушках, ковриках. Технику аппликацию можно использовать для выполнения сюжетных картин.

Соединение аппликации с основной тканью можно производить различными стежками:

  • Ручные - назад иголку, стебельчатым, тамбурным, крест и полукрест, козлик, краевой обметочный.

  • Машинными - прямая строчка, зигзагообразная,

  • Прямые машинные и зигзагообразные строчки выполняются на обычной многофункциональной машине.

  • Аппликацию предварительно приметать швом вперёд иголку.

Способом защиты срезов элементов аппликации и придания им большей прочности является их укрепление при помощи клеевой прокладки.







Технологическая карта. Этапы работы.

  1. Замысел работы, Обдумать сюжет. Создать эскиз.

  1. Подобрать материал.

  1. Декатировать ткань.

  1. Сметать и стачать элементы основного фона.

  1. Разутюжить швы.

  1. Выкроить детали обратной стороны ковра и ватин.

  1. Начертить выкройки деталей композиции.

  2. Продумать детали: пуговицы, тесьма и т.п.

  1. Наметать фон на ватин.

  1. По трафарету начертить линии для стёгивания.

  1. Выкроить мелкие детали, продублировать на флазилин

  1. Намётывать и настрачивать детали в определённом порядке. Крупные детали простегать.

  1. Пришить пуговицы,

  1. Наметать и настрочить тесьму.

  1. Настрочить детали зигзагообразной строчкой.

  1. Окантовать срезы прямой бейкой по периметру.

  1. Убрать временные стежки. Влажно - тепловая обработка (ВТО).

2.5.Полезно знать:

  • Для шитья из лоскутков пригодны почти все ткани, но х/б подходят больше других, потому что они прекрасно стираются и долговечнее других.

  • Для шитья подходят и тонкие и плотные, и даже бархатные ткани различной техники окраса.

  • Синтетические ткани плохо держат складки.

  • Ткани, которые быстро протираются и тянутся, не следует соединять с х/б тканями.

  • Замечено, что ткани с красным и фиолетовым окрасом линяют чаще всех остальных цветов.

  • При стирке следует обрезать кромку ткани во избежание искажения материала.

  • В изделиях, которые не будут носиться и часто стираться, допускается сшивание лоскутов разного качества.

2.6.Экономическое и экологическое обоснование.

Лоскутная техника – это экологически чистая техника, так как она практически безотходна, не выделяет вредных вещества, не загрязняет атмосферу, не предоставляет опасности для здоровья человека, и это рациональное использование природных ресурсов.

Наименование товара

Цена за единицу

Кол-во

Общая цена

  1. лоскуты

лоскуты тканей, оставшиеся от пошива больших изделий

-

-

  1. тесьма

170 руб за метр

40 см.

69 руб.

  1. пуговицы

6 руб за шт.

25 шт.

150 руб.

  1. нитки

20 руб. за шт.

3 шт.

60 руб.

  1. ватин

180 руб. за метр

50 см

90 руб.

Итого:



369 руб.


Материалы, которые я использовала при изготовлении декоративного коврика, разрешены для размещения в жилом интерьере.

  • Данное изделие экологически чистое, при эксплуатации не выделяет вредные вещества.

  • Мягкие натуральные материалы, при контакте не вызывают раздражения кожи.

  • Изделие обладает позитивным воздействием на настроение зрителя.

Я могу сделать вывод, что мое изделие экологически чистое и экономически выгодное, так как подобное изделие в магазине стоит примерно в два-три раза дороже.

Заключение

Целью проекта была идея изготовления изделия в технике лоскутного шитья.

Оценка качества и сложности проекта.

При выполнении этого проекта я не потеряла времени зря, так как узнала много интересных исторических сведений, о которых раньше даже не догадывалась. Так же я научилась аккуратно выполнять работу, подбирать цветовую гамму, развила свой эстетический вкус, приобрела навык оформления проекта и навык работы на персональном компьютере.

Мне очень нравится моя работа. Когда я на неё смотрю, даже не верится, что это сделано моими руками.

Мой настенный коврик понравился моим родителям и моим младшим братьям.

Полученное изделие

• экономически выгодное,

• эстетически привлекательное,

• экологически чистое,

• а главное оригинальное,

• и эксклюзивное.



Я считаю, что с поставленной задачей я справилась.







Список литературы

  • http://nacrestike.ru/publ/interesnoe/pehchvork_loskutnoe_shite/10-1-0-722

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%88%D0%B8%D1%82%D1%8C%D1%91

  • https://sites.google.com/site/tehnologia5/home/tehnika-bezopasnosti

  • http://www.hnh.ru/handycraft/2011-02-26-1

  • http://rukodelie-rukami.ru/shite-i-kroyka/1742-kosaya-pryamaya-i-dvoynaya-beyka.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!