СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсно-развлекательная программа "Туристский калейдоскоп"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный методический материал можно использовать в различных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образоваия.

Просмотр содержимого документа
«Конкурсно-развлекательная программа "Туристский калейдоскоп"»





конкурсно-развлекательная программа

«Туристский калейдоскоп»






Пояснительная записка



Теоретическое обоснование

Важнейшие средства воспитания, которые благодаря своему разнообразию и универсальности открывают широкие возможности для практической подготовки маленького гражданина к большой жизни – это туризм и краеведение. Большой ряд элементов туризма требуют предварительного изучения, познания теории, а затем умения применять полученные знания в походных условиях. В туризме обучение ненавязчиво сочетается с проверкой подготовки ребят к настоящему походу.

Начиная с 7-8 лет можно и нужно знакомить детей с туризмом, так как романтика походов с ночными кострами, ночевкой в палатках, рассказы старшеклассников об интересных случаях, произошедших с ними в походах, уже наверняка пробудили интерес к этому виду спорта.

Сценарий представляет собой актуальный вид проведения праздника, посвященного Всемирному дню туризма, и сочетает в себе различные нетрадиционные формы работы с детьми при проведении мероприятия: игра – путешествие, познавательная викторина, экскурсия. Увлекательный опрос, в ходе которого дети имеют возможность показать знания и поделиться опытом, впечатлениями от походов, в которых участвовали. Различные конкурсы, не только теоретического, но и практического характера позволяют ребятам в условиях неформального общения со сверстниками пройти уникальную школу поведения в нестандартных ситуациях, прожить ситуацию успеха, лидерства, отличных от школьных ситуаций. Ребята работают в системе выбора, отправляются в поход, а для некоторых – это первый поход в их жизни, пусть и небольшой.

Цели и задачи:

1. в занимательной игровой форме провести контроль знаний учащихся об автономном существовании человека в природе;

2. способствовать формированию коммуникативных качеств личности, благоприятного психологического климата через межличностные отношения, культуру общения;

3. уметь предвидеть чрезвычайные ситуации и грамотно с ними справляться;

4. формировать психологический стереотип: «Человек – часть окружающей среды, и чтобы выжить, надо знать и понимать законы природы и использовать их в своих интересах».

Мероприятие рассчитано на детей 7 – 11 лет, с разной степенью подготовленности и запасом знаний. Продолжительность – 1 – 1,5 часа.

Методический материал можно использовать в различных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей.

Разработка мероприятия была апробирована в сентябре 2016 года в МКОУ «Жигаевская средняя общеобразовательная школа» с целью повышения интереса детей к занятиям туризмом, привлечению их к здоровому образу жизни.

Предварительная работа

Рассматривание и обсуждение иллюстраций, фотографий о походной жизни туристов. Знакомство со снаряжением туриста (палатка, рюкзак, одежда и т. д.). Беседы на темы: "Кто такие туристы? ", "Лекарственные растения", "Береги лес от пожара". Знакомство с аптечкой туриста. Разучивание игр по ходу движения, дидактических игр, подвижных, по ориентированию на местности, игр для наблюдательности. Инструкции по правилам поведения на маршруте, о законах и правилах поведения на природе и о традициях туристов.



Сценарий конкурсно-развлекательной программы

«Туристский калейдоскоп»

Ведущий. Ребята! Сегодня отмечается Всемирный день туризма. Путешествовать, как же это отлично! Нет ни одного человека на земле, который бы не любил странствовать по свету. День туризма – праздник любого, кто ощущает себя туристом, и не важно, будет это поездка к ближайшей лесной опушке или в экзотическую страну. День туриста относится каждому, кто хоть раз в жизни путешествовал и жил в единении с природой, на время, забыв о буднях в населенном городе и бытовых удобствах.

Сегодня, я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие по нашему краю. Вас ждут увлекательные конкурсы, викторины, практические задания, в которых вы сможете проявить свою силу, ловкость, смекалку, быстроту и находчивость. Соревноваться сегодня будут две команды – команда «Робинзоны» и команда «Пятницы». Как все настоящие соревнования оценивать результаты будет жюри.

(Представление жюри)

(Главный судья конкурса объявляет участникам, как будут проходить соревнования, как будет оцениваться выполнение заданий, обращая внимание на то, что пока последний участник не выполнит задание, команда не приступает к выполнению следующих (ждут всех)).







Конкурс «Секреты рюкзака»

Ведущий. Этот конкурс проверит ваше внимание и знание того, что берут настоящие туристы с собой в поход.

Что в поход с собой возьмём,

Если мы туда пойдём?

Очень быстро отвечайте,

Но смотрите, не зевайте!

Называю я предмет,

Он подходит или нет?

Если "да" - в ладоши хлопни,

Если "нет" - ногою топни,

Только сильно не пыли.

Все понятно? раз, два, три…

Котелок, утюг, расчёска,

Пылесос, верёвка, соска.

Вездеход, бинокль, духи,

Две засушенных блохи,

Носовой платок, подушка,

Ласты, мяч, коньки и клюшка,

Молоток, кусачки, нож,

Ну, а соль с собой возьмёшь?

Спички, гвозди, сала шмат -

Вот и собран наш отряд.


Ведущий. Молодцы! А теперь ответьте на следующие вопросы.

- Как называется вещмешок туриста? (Рюкзак).

- Как с рюкзаком легче идти? (Слегка наклонившись вперёд).

- Определите место в рюкзаке для сыпучих продуктов. (В середине рюкзака).

- Почему в рюкзаке для хлеба определяется место сверху? (Чтоб не крошился).

- Какие вещи нужно положить ближе к спине? (Мягкие и ровные).

- Верен ли следующий вывод: чем дальше от спины отодвинут рюкзак, тем тяжелее нести? (Да).

- В чём измеряются размеры рюкзака? (Объем рюкзака измеряется в литрах).


Ведущий. Рюкзак вы собрали, теперь можно и в поход отправляться. Путешествовать всегда весело, когда хорошая погода, но и к ненастью тоже нужно быть готовым. Следующий конкурс – «Прогноз погоды». Условия конкурса такие: на основании народных примет, вам предстоит рассказать, какая завтра будет погода: солнечная, тёплая, пасмурная, дождик или мороз.


Конкурс «Прогноз погоды»

  1. Вечерний ветер стих. Дым от костра поднимается столбом. К вечеру на траве появилась роса. У реки стало холоднее. Какая будет погода? (Хорошая, солнечная).

  2. Ласточки и стрижи летают низко над землёй. Цветы сильно пахнут. К чему бы это? (К дождю).

  3. Вокруг луны появился большой белый круг, а звёзды на небе начинают мерцать. Что это значит? (Будет ненастная погода).


  1. Вытянутые длинными узкими полосками с запада быстро движутся облака. Ветер, обычно стихающий к вечеру, усиливается. Какую погоду следует ожидать? (Ненастную).

  2. Комары кусают весь день (К продолжительному дождю). Вечером ласточки летают высоко. Голуби разворковались.

  3. Птицы садятся на верхушки деревьев (К теплу, к устойчивой ясной погоде).




Ведущий. Вы хорошо ответили на вопросы, поэтому погода вам будет сопутствовать благоприятная, но путь все равно будет не из легких. Вам будут встречаться различные препятствия, которые необходимо быстро и правильно преодолеть.

Где бронепоезд не пройдет,

Танкист на танке не промчится,

Турист всегда тропу найдет,

И ничего с ним не случится!


Конкурс «Турист всегда тропу найдет»

Каждый член команды выполняет задание только после прохождения испытания предыдущим участником. Эстафета передается рюкзаком, который нужно надеть на спину. Участники по очереди прыгают по кочкам, проходят по бревну, переправляются по канату.

1. «Болото» (кружки, изготовленные из веревки)

2. «Переправа через реку» (бревно)

3. «Переправа через пропасть» (натянутый канат). Держась руками и ногами за канат в подвешенном состоянии, переправиться на другую сторону.





Ведущий. Обе команды успешно переправились через пропасть, теперь можно и отдохнуть. Но оглянитесь вокруг – сколько здесь трав и цветов!

Мы, туристы, должны не только любоваться красотой природы, но знать и уметь использовать лекарственные растения.

В походе бывает всякое: порежешь или натрешь ногу. Что делать? Где взять лекарство? А оно у нас прямо под ногами.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства.

В каждой травке, в каждой ветке

И микстура, и таблетки.

Конкурс «Зеленая аптека»

Ведущий. Вам предстоит узнать лекарственное растение по внешнему виду и описанию. Отвечает тот, кто быстрее поднял руку. Дополнительный балл можно заработать, если расскажешь, что лечит это растение. Пока команды будут выполнять это задание, санитарам необходимо успеть ответить на вопросы по медицине.

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Лечит нас…

(Крапива - кровоостанавливающее средство)

Меня желтоглазым цветком называют,

Сорвали цветок - лепестками гадают,

А чтобы счастливым поистине стать,

Не стоит, поверьте, меня вам срывать.

(Ромашка - отвар для полоскания горла, чай при простуде и кашле)

Скромный, невзрачный листок,

Многим из нас невдомек.

Что отыскалось лекарство

Тут же, на тропке, у ног.

(Подорожник - лечит порезы, ранки, ссадины, укусы насекомых)

Я - шарик пушистый

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок -

Остался стебелек.

(Одуванчик - понижает температуру, желчегонное и слабительное средство)

Медицина

1. Края раны (без сильного кровотечения) обрабатывают:

а) перекисью водорода

б) марганцовкой

в) йодом

2. Для остановки сильного артериального кровотечения жгут накладывают на срок:

а) не более 30 минут

б) не более 1 часа

в) на 10 минут

3. Какое из перечисленных лекарств является обезболивающим:

а) фурацилин

б) аспирин

в) анальгин

4. Что нужно сделать при ушибе:

а) приложить тепло

б) приложить холод

в) сделать йодную сетку

5. Человека, потерявшего сознание, приводят в чувство:

а) валидолом

б) спиртом

в) нашатырем

6. Какой материал можно использовать в качестве шины при переломе:

а) ткань

б) бинт

в) кусок доски

7. В каких случаях применяется активированный уголь:

а) при отравлении

б) при насморке

в) при температуре

8. При обморожении участка кожи необходимо:

а) растереть его снегом

б) поместить пострадавшего в помещение и дать теплое питье

в) растереть кожу варежкой





Ведущий. Вы славно потрудились, пора бы и подкрепиться.

Конкурс «…А кушать хочется всегда»

На чистом листке бумаги в течение двух минут вам необходимо написать название продуктов, чаще всего употребляемых в походах, и составить из них меню на обед. Этим займутся повара обеих команд.

Остальным участникам недолго придется побыть «Золушками». Случайно смешались крупы, необходимо их разделить одну от другой. Каждая команда получает мешочек со смешанными тремя видами круп. Высшую оценку получит тот, кто быстрее разделит семена.











Ведущий. Перед обратной дорогой вам осталось пройти всего один конкурс – конкурс капитанов команд.

Конкурс «Всезнайка»

1.Почему в пути привалы для отдыха у туристов должны быть непродолжительными?

(Если отдыхать долго, мышцы ног твердеют, идти становится труднее)

2.Почему туристам во время ходьбы рекомендуется дышать носом?

(Меньше жажда)

3.Почему туристы делают канавки вокруг палатки?

(Для стока воды на случай дождя)

4.Кто в походе самый главный? (Руководитель похода)

5.Что делает замыкающий в туристской цепочке?

(Следит за тем, чтобы никто не отстал)

7.Зачем для похода спички покрывают парафином или лаком для ногтей?

(Чтобы уберечь от влаги)

8.Кто написал книгу «Робинзон Крузо»? (Даниэль Дефо)

9.Как звали попугая Робинзона? (Попка)

10.Сколько лет провел Робинзон на острове? (28 лет 2 месяца 19 дней)

Ведущий. Все задания вы выполнили, пора отправляться в обратный путь. Легко и быстро пройти его вам поможет песня. (Исполнение песен о дружбе, о походах).

Конкурс «Вместе весело шагать…»



Ведущий. (После определения победителей и вручения призов)

Туристы - отважные люди,

Для них не бывает преград,

Желаем больших приключений,

Чтоб жизнь на все сто удалась!

Литература


  1. История Курского края. Часть 1, 2 /составитель В.А. Попков. – Курск, 2011.

  2. Методические рекомендации «Оказание первой доврачебной помощи в походах». – Курск, 2009.

  3. Сборник методических материалов по туризму (организация досуга на поляне и в походе). – Курск, 2008.

  4. Туристско-краеведческие игры для школьников. – Курск, 2008.

  5. Камакин О.Н. Организация досуга учащихся. – Волгоград, Учитель, 2013.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!