СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсное задание "Я - учитель". Эссе на тему "Гражданская позиция современного учителя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальный конкурс "Учитель года - 2018".Конкурсное задание "Я - учитель".Эссе на тему "Гражданская позиция современного учителя"

Просмотр содержимого документа
«Конкурсное задание "Я - учитель". Эссе на тему "Гражданская позиция современного учителя"»

МБОУ Мамлейская основная школа




Муниципальный конкурс "Учитель года - 2018"





Конкурсное задание «Я – учитель».

Эссе на тему

«Гражданская позиция современного учителя».









Выполнила:

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

МБОУ Мамлейской ОШ

Костюшова Светлана Юрьевна




Мамлейка


2018

Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Ведь учитель - это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знает свой предмет, знает, что только большой багаж знаний дает право учить других. Учитель сегодняшнего дня – это человек преданный своему делу и своим ученикам. Современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец. Учитель - помощник, советчик, воспитатель ещё неокрепших юных сердец, защитник, стремящийся уберечь своих воспитанников в водовороте жизни. Если педагог хочет, чтобы его воспитанники стали хорошими людьми, ему необходимо делать всё, чтобы дети хотели стать такими, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках.

Быть первым учителем – очень ответственно, ведь мы во многом моделируем судьбу каждого ребёнка: заметим искорку в его глазах, поможем, подтолкнём – и он в будущем найдёт свой путь в жизни; не увидим, пройдём мимо – и он незаметно, окольными путями будет брести по дороге жизни. Нельзя сравнивать нашу профессию с другими: подгорит хлеб у пекаря - можно выпечь другой через час или два; строитель неправильно положит кирпич - можно вымерять уровнем и всё исправить. Но только у учителя результат будет виден не сразу: не через час, не через месяц, а через несколько лет. Поэтому я убеждена: несправедливый и равнодушный человек не может быть учителем.

Дети - это наше богатство. Сегодня, как никогда, важно сформировать у детей активную жизненную и гражданскую позиции. Ведь именно от них, зависит наше будущее. А мы, учителя, работаем с детьми и много можем сделать для будущего процветания нашего государства. А значит, каждый современный учитель должен иметь собственную гражданскую позицию, чтобы правильно учить и воспитывать «будущее нашей страны».

В чём же заключается гражданская позиция современного учителя? Прежде всего, постараемся разобраться в самом понятии. Что понимается под «гражданской позицией»? Гражданская позиция – это осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия в отношении к окружающему, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личных и общественных интересов.

Компонентами активной гражданской позиции являются: социальная активность, гражданское самосознание и личные качества человека. Посмотрим на современного учителя с этой точки зрения.

Первый компонент - социальная активность. Социальная активность – это сознательная деятельность личности, направленная на участие в социальных процессах и на изменение окружающих социальных условий.

Социальная активность учителя – это качество личности, которое проявляется в его деятельностном, энергичном, открытом характере, в способности побудить своих учеников к активной деятельности, направленной на преобразование общественных отношений и самого себя.
Я считаю, в современном мире всё чаще приходится говорить о социальной пассивности людей. Она выражается в отчуждении человека от общественных идеалов и задач, что проявляется в снижении социальной удовлетворенности и трудовой активности, в равнодушии к общественно – политическим проблемам, в потребительском стиле досуга. Задача учителя не допустить воспитания социально – пассивной личности.

Педагог должен сам проявлять социальную активность, инициативу, стремиться к постоянному позитивному преобразованию окружающей действительности. Ведь очень часто именно учитель – главный пример для ученика.

Второй компонент гражданской позиции учителя - это гражданское самосознание. Гражданское самосознание выражается в наличии высоких нравственных, морально-психологических качеств, среди которых особое значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества. Гражданское самосознание - это осознание себя гражданином своего Отечества, это важнейшая часть культуры человека, связывающая его с государством, в котором он родился и живет, а главное с народом, для которого он готов пожертвовать своим частным интересом.

Я уверена, у современного учителя должно быть сформировано гражданское самосознание, а значит, он должен знать и уважать историю своей страны, принимать посильное участие в создании её будущего. Совсем скоро в России пройдут выборы президента. В нашей стране и старшее, и молодое поколения часто не понимают, что своим неучастием в выборах они провоцируют создание такой системы в стране, которая отнюдь не будет способствовать их процветанию и благополучию. Поэтому участие в голосовании – это активное участие в жизни своей страны, ощущение себя её неотъемлемой частью, учитель должен стать примером всем: и своим ученикам, и их родителям, и всем окружающим.

Ещё одним выражением гражданского самосознания, на мой взгляд, является толерантность в национальном вопросе. Россия – многонациональное государство. Нетерпимый педагог не сможет воспитать толерантное отношение к другим людям и другим культурам в своих воспитанниках. Уравновешенность, эмоциональная стабильность, умение выходить из психологических стрессов и конфликтных ситуаций самому и помогать в этом другим – это важнейшие качества современного учителя.

Третий компонент гражданской позиции учителя – это его личностные качества. По моему мнению, обязательное для учителя качество — гуманизм,

т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. К тому же учитель должен быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций.

С уверенностью могу сказать, профессионально необходимыми качествами учителя так же являются выдержка и самообладание, оптимизм (вера в силы и возможности позитивного развития ученика), справедливость, общительность, требовательность к себе и к детям, альтруизм (бескорыстная забота о благе других), педагогическая наблюдательность, интеллигентность, современность (наличие у учителя ощущения своей принадлежности к одной эпохе с учениками), креативность.

Таким образом, признаками гражданской позиции учителя являются интересы к политической, правовой, общественной сферам; потребность в реализации прав и обязанностей, гражданском и общественном участии; позитивное отношение к государству, праву, гражданскому обществу, правам и обязанностям гражданина; качества личности, необходимые для эффективной гражданской деятельности. Я думаю, если современный учитель обладает всеми этими составляющими, то «будущее нашей страны» в надёжных руках, главное помнить, что гражданская позиция должна быть не на словах, а в конкретных делах.

В своей педагогической практике я стараюсь подходить к формированию гражданственности через множество аспектов.

Во-первых, через образование. В этом мне помогают уроки гражданского образования, окружающего мира, нижегородской стороны. Изучая историю малой Родины и всей своей огромной страны на уроках нижегородской стороны, ученик воспитывает в себе патриотизм и гражданственность. На уроках окружающего мира вместе с детьми мы изучаем трудные вопросы истории, различные точки зрения на исторические личности. При этом важно, что сами дети учатся анализировать исторические факты и, получив более полные сведения об Иване Грозном, Петре I, Екатерине II и других правителях, дают свою оценку их деятельности.

Во-вторых, провожу тематические классные часы. Участие в таких мероприятиях, как правовые игры «Я гражданин своего государства», «Конституция глазами детей», «Единый урок прав человека», помогло моим ученикам почувствовать себя полноправными членами нашего правового общества, обогатило их политическую и правовую культуру, научило их делать правильный выбор, всегда оставаясь при этом людьми с большой буквы.

В течение учебного периода мы с детьми участвуем в историко-исследовательских конкурсах: «История моего населённого пункта», «Земляки – участники Великой Отечественной войны», «Моя семья в истории страны»... Особый интерес у ребят вызывают исследовательские работы, которые касаются родного края и их семьи. Именно в этих случаях создаётся чувство сопричастности к общегосудартвенным событиям. Когда ребёнок скажет не они, а МЫ победили, говоря о славных страницах истории, можно считать, что цель достигнута.

В-третьих, через формирование умения работать над собой. Важным компонентом социального познания выступает самопознание. И одной из задач классного руководителя является формирование у детей навыков самоанализа для того, чтобы ребёнок мог сам видеть положительные и отрицательные стороны своей личности и мог проектировать своё дальнейшее развитие. В этом направлении провожу с детьми различную диагностическую работу, например, тренинги «Моя самооценка. Лесенка», «Размышляем о жизненном опыте», «Наши отношения». Внимательное отношение к себе, сознательное культивирование уважения к закону, к правовым и моральным нормам, принятым в обществе – это работа по воспитанию в себе гражданственности.

И наконец, большое внимание уделяю межличностным отношениям, складывающимся в школьном социуме. Ведь школьный класс – это пример малой социальной группы, т.е. объединения людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединённых совместной деятельностью, эмоциональной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми. Я считаю, что именно в малой группе в наиболее прямой и непосредственной форме возникает и протекает абсолютное большинство процессов взаимодействия. Именно здесь можно обнаружить множество самых разнообразных моделей социальных отношений, которые встречаются в более крупных объединениях. Большую роль в формировании межличностных отношений играют классные и общешкольные мероприятия, в которые я стараюсь вовлекать всех, без исключения обучающихся. А как интересны детям совместные праздники с родителями, выездные экскурсии, ведь именно здесь открывается иная сторона личности ребёнка. Воспитывая в себе уважение к людям, опосредованно человек воспитывает в себе и гражданственность.

Свою гражданскую позицию я реализую в педагогической практике через формирование гражданственности и считаю, что это:

  • один из непременных нравственных ориентиров благородного человека,

  • сочетание патриотизма, моральной цельности и правовой культуры человека;

  • безусловное чувство собственного достоинства, ведущее человека к совершенству;

  • это умение не забывать об общественном благе в процессе достижения блага личного;

  • это патриотизм, отрицающий экстремизм и национальное самосознание, отрицающее национальную рознь.

И главное, я отдаю себе отчёт в том, что никогда не смогу сформировать гражданскую позицию в детях, если её не будет, в первую очередь, во мне самой.

Закончить своё эссе мне хочется словами известного русского поэта XIX века Николая Алексеевича Некрасова: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". Каждому человеку к этому нужно стремиться.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!