КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»
Шумкина О. В.
МОУ «Гимназия №23» г.о. Саранск
Урок в 5 классе… На меня направлены десятки глаз: озорных и грустных, лукавых и пытливых… Что в них? Ожидание чуда. И это чудо должна совершить я, Шумкина Оксана Владимировна, учитель истории.
Когда-то, будучи ученицей, и я смотрела на учителя в ожидании чего-то необыкновенного. И мечтала, мечтала… Все представляла, как бы интересно и увлекательно преподавала свой предмет…
И вот я учитель… Безумно люблю свое дело. История – это не просто один из школьных предметов. Это – идеология, мировоззрение, жизненная позиция. Это истоки нашего патриотизма и истинного интернационализма. Настоящий урок – раскованные и одухотворенные дети, строго и научно работающий учитель.
Я убеждена: каждое занятие должно быть интересным для ребенка. Для этого, конечно же, использую разнообразные формы работ (принцип сотрудничества и взаимопомощи). Основополагающим считаю принцип проблемного обучения (каждый урок - решение личностно-значимой проблемы). Но самое главное – каждое занятие должно воспитывать нравственно (личностно-развивающий принцип).
Я стараюсь работать во благо ребенка. В основе моей методической системы элементы технологии критического мышления, развивающего обучения, технология дебатов.
Мой опыт невелик. Всего-то четыре года. Я, как и мои воспитанники, не перестаю учиться. С большим интересом знакомлюсь с идеями Л. С. Выготского, А. С. Макаренко, Н. Е. Щурковой, стремлюсь быть учителем – исследователем. Только увлеченный человек может заинтересовать своим делом. Но этого мало. Нужно научить детей самостоятельно добывать знания, перерабатывать их, что является ступенькой к успешному будущему. Мне очень хочется, чтобы на моих уроках не было места скуке.
Учитель - это не просто профессия, а образ жизни. И, конечно же, человек, работающий в школе, является не только преподавателем, но и воспитателем. Вы скажете, что ребенка воспитывают родители. Соглашусь с вами. Но жизнь выходит за рамки школьного предмета. Как же можно обмануть доверчивое ожидание детей, ожидание чуда, которое совершается не только на уроке.
С каким уважением смотрят на меня пятиклассники, уверенные в моем всезнании. Как же не помочь им в решении таких трудных детских проблем, как не позаботиться об их здоровье и самочувствии, как не узнать об их успехах и неудачах.
Я не устаю удивляться мудрости слов В. А. Сухомлинского: «… если ребенок живет во вражде, он учится агрессии; если ребенка постоянно критиковать, он учится ненависти … если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Как это важно «находить любовь», уметь любить. Ребенок, научившийся любить людей, я уверена, будет счастливым, и моя задача – воспитать такого человека.
Чтобы посеять зерна доброты в душах своих учеников, надо быть доброй. Воспитать творческую личность может только саморазвивающийся учитель, не останавливающийся на достигнутом. Стараюсь быть такой. Учусь в аспирантуре, изучаю труды признанных педагогов… Трудно ли мне? Очень! Но награда – мои ученики, способные прийти на помощь друг к другу в трудную минуту, умеющие быть милосердными и терпимыми, радующиеся успехам окружающих. Все ли мои воспитанники такие? Конечно, нет. Но я глубоко убеждена, что в каждом ребенке заложено изначально только хорошее, доброе… Вот это хорошее, доброе и надо разбудить. Возможно, в этом основная задача каждого учителя.
И вновь урок… Глаза детей направлены на меня… Кто ты такая? Чему можешь нас научить? Не предашь ли нас?
Вопросы, вопросы… Вечные вопросы… Ответом на них будет моя жизнь.