СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсное задание «Методический семинар». Объяснительная записка педагогического опыта работы.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурсное задание «Методический семинар». Применение технологии развития критического мышления как  средство формирования информационной компетентности учащихся  на уроках географии и во внеурочное время.

Просмотр содержимого документа
«Конкурсное задание «Методический семинар». Объяснительная записка педагогического опыта работы.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Гимназия №5 имени Л.В. Усыниной»





Конкурсное задание «Методический семинар»



Применение технологии развития критического мышления как

средство формирования информационной компетентности учащихся на уроках географии и во внеурочное время.

















учитель географии

Фролова Наталья Валерьевна

Образование: высшее

Категория: высшая

Педагогический стаж: 19 лет







Северобайкальск – 2018

Пояснительная записка

Слайд 2. Основная задача современного образования - научить учащегося

самостоятельно работать, самому выстраивать систему своих знаний, исходя из собственных запросов, возможностей, устремлений, а также обеспечить освоение и воспроизводство им социального опыта.

Компетентностный подход «выдвигает на первое место умения решать проблемы, возникающие в самых разных ситуациях. Результатом обучения, как отмечено в Стратегии модернизации образования, должна стать система ключевых компетентностей.

Современная география - быстроразвивающаяся наука. С каждым годом количество информации, которое школьникам приходится обрабатывать, многократно возрастает, а количество часов в учебном плане на изучение географии уменьшается. В современный период введения ФГОС одна из главных задач учителя — научить детей способам получения информации, ее обработки и использования, т. е. сформировать информационную компетентность. Исходя из опыта работы, наиболее эффективной технологией, способствующей умению работать с информацией считаю технологию развития критического мышления (ТРКМ). Уроки географии в наибольшей степени способствуют формированию и развитию у учащихся критического мышления. Это обусловливает актуальность развития критического мышления у обучающихся как основного способа ориентации в мире информации.

Гипотеза заключается в том, что выработка педагогической системы, состоящей из различных форм и методов обучения, создаст условия для развития критического мышления обучающихся и повысит качество обучения. В результате обучающиеся будут иметь высокий уровень сформированности критического мышления и поэтому смогут лучше ориентироваться в мире информации, формировать собственное мнение и обосновывать его, формулировать проблемы и находить пути их решения.

Слайд 3. Методическая цель данной работы - формирование системы педагогических форм и методов, способствующих развитию критического мышления обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство формирования информационной компетенции.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить и апробировать педагогические технологии, методы и формы развития критического мышления на уроках географии, на основе апробированных технологий выработать собственную систему;

  2. Представить практику применения апробированной технологии развития критического мышления на уроке географии;

  3. Проанализировать результаты эффективности использования технологии развития критического мышления на уроках географии и во внеурочное время как средства формирования информационной компетенции.

Практическая значимость работы заключается в разработке конкретных методических материалов по использованию технологии РКМ на уроках географии

Современные авторы о вопросах использования ТРКМ

Слайд 4 – 5.Структура технологии развития критического мышления разработана американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом. Термин «критическое мышление» известен из работ таких известных психологов, как Ж.Пиаже, Дж.Брунер, Л.С.Выготский. Определение понятия «критическое мышление» сформулировать достаточно сложно. С одной стороны, критическое мышление предполагает спор, дискуссию. По мнению другой стороны, позицию которой я разделяю в полной мере, у этого понятия много общего с такими понятиями, как «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление»1. КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (греч. kritike искусство разбирать, судить) – способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. (Педагогический словарь. М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров)

Обучение на уроке должно быть активным и интерактивным. Условие для этого должен создавать учитель, используя в своей работе различные методические приемы, которые способствуют свободному развитию личности учащихся и их активной работе по приобретению знаний с опорой на их опыт. Технология развития критического мышления предлагает широкий набор методических приёмов, которые способствуют развитию качеств критически мыслящего человека.

Практика использования технологии развития критического мышления

на уроках географии и во внеурочное время.

Слайд 6. Изучив и проанализировав опыт работы разных педагогов, я пришла к выводу, что данная технология применима к любому типу уроков в рамках реализации ФГОС. ТРКМ - универсальная технология, которая сочетает использование других образовательных приемов. Применение данных стратегий и приемов является эффективным при их систематическом использовании. На уроках с использованием ТРКМ большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, я чаще всего использую работу в парах, иногда в группах или индивидуальную. Процесс обучения основан на диалоге, в центре которого поисковая деятельность учащихся под руководством учителя. Считаю необходимым учитывать возрастные и психологические особенности учеников, работоспособность, интересы.

Слайд 7.Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Слайд 8. Первая стадия урока - «вызов».

Задача фазы вызова - мотивация, актуализация знаний, выявление места и причин затруднений, построение проекта выхода из затруднения. Все это является активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. На данном этапе урока мной используются следующие приемы: «Удивительные факты», «Знаете ли вы что…». Приведу несколько примеров.

Урок по теме «Движение земли по околосолнечной орбите» (5 класс).

Прием «Удивительные факты».

В начале урока зачитывается отрывок из стихотворения М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…», написанном в 1761 году. Автор рассуждает о сложной научной проблеме, прибегая к форме притчи.

B результате знакомства с данным стихотворением происходит актуализация знаний о существовавших различных гипотезах движения Земли. Учащимся задается ряд вопросов.

Слайд 9. Вторая стадия урока - «осмысление».

Это содержательная стадия, в ходе которой происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная на осмысление полученной информации. На данном этапе урока наиболее эффективной считаю групповую форму работы. Ученики также получают четкую инструкцию по распределению обязанностей в группе (инструктивные карточки). На стадии осмысления можно воспользоваться следующим приемами: «опорный конспект, интерактивная игра – путешествие».

Урок по теме «Природные зоны России» (8 класс). Прием «Опорный конспект».

Опорный конспект направлен на осмысление и осознание прочитанного текста. Умение конспектировать, выделять самое главное в тексте с помощью различных знаков символов также помогает формировать критическое мышление у учащихся. Результат конспектирования – запись, позволяющая ученику немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию. На уроке по теме «Природные зоны» учащиеся делятся на группы, получают листы – задания с кратким описанием природной зоны. После прочтения группе предлагается составить опорный конспект с использованием различных символов. Главный принцип такого конспекта – это «Mini-Max» (минимум текста – максимум информации)

Слайд 10. Прием «Коллаж»

Прием коллажирования развивает умение собирать, систематизировать и обобщать информацию способствует накоплению опыта построения зрительных логических опор, создает предпосылки для развития абстрактного мышления, а также навыков самостоятельной работы учащихся. Таким образом, коллаж является одним из инновационных методов обучения творчеству, обладающим воспитательным и образовательным значением

Слайд 11. Урок по теме «Гидросфера. Вода на Земле».

Прием «Интерактивная игра – путешествие капельки воды».

В начале игры детям предлагается почувствовать себя капелькой воды. В процессе проведения игры дети ощущают и понимают непрерывность движения воды по нашей планете. У них формируется представление о том, что все живое на Земле и неживое пронизано водными потоками воды и словно водными нитями связано друг с другом. В ходе игры дети ощущают вечное движение и участвуют в нём. Эта игра превращает изучение детьми круговорота воды в увлекательное и эмоциональное путешествие.

https://multiurok.ru/files/intieraktivnyie-mietody-obuchieniia-ighra-krughovo.html

Слайд 12. Географические сказки.

Использование фрагментов сказки на уроках географии способствует развитию коммуникативной культуры, развивает познавательный интерес к учебному предмету, заставляет обращаться к положительному эмоциональному опыту из детства, способствует более прочному усвоению знаний, создаёт ситуацию успеха. В любом произведении можно найти что-то географическое: указания на особенности рельефа, климата, растительного и животного мира, почв, промышленности и т.д. Активно использую различные сюжеты как средство раскрытия географических особенностей объекта. Предлагаю учащимся самим написать географическую сказку на различную тематику.

Слайд 13. Прием «Шесть шляп». 10 класс

Прием «Шесть шляп мышления» был впервые предложен английским психологом и писателем Эдвардом де Боно. «Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки. Такая форма работы значительно отличается от групповой формы работы в малой группе: участники одной группы делают сообщение, другой – слушают, потом роли меняются и вопросов друг к другу, как правило, не возникает. Формируется ли у ученика целостная картина изучаемого предмета? В этом случае прием «шесть шляп» имеет значительное преимущество - общий предмет дискуссии. Прием помогает развивать параллельное мышление, увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь ее решения.

Слайд 14.Tретья стадия урока - «рефлексия»

Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. На заключительной фазе урока информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается. Учащиеся составляют синквейны, выделяют самое-самое, пишут мини- сочинения.

Прием «Синквейн»

Синквейн - прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме.

Слово «синквейн» происходит от французского, означающего «пять».

Работа над синквейном — это быстрый инструмент для рефлексирования, обобщения понятий. Учащийся должен обладать глубоким знанием темы, иметь свое собственное мнение, креативное мышление, ему необходимо уметь находить в информационном материале наиболее существенные элементы и делать выводы.

Слайд 15. ТРКМ активно используется и в курсе «География Бурятии», по которому мной разработана авторская рабочая программа и рабочая тетрадь (с внешней рецензией), в которую включены задания на основе ТРКМ.

Слайд 16.Важно, чтобы развитие критического мышления не заканчивалось со школьным звонком после шестого урока, а продолжалось и в свободное время после уроков. Поэтому я использую как урочные формы и методы работы, так и внеурочные. Этому служит внеурочная деятельность, исследовательские работы учащихся и многие другие внеклассные мероприятия: Межрайонная НПК «Шаг в будущее», НПК «Юниор», «Росток», НПК г.Москва, Республиканская конференция «Сибирская Весна», Районная конференция «Равнение на старшее поколение». С 2015 года являюсь организатором городского конкурса «Юные географы».

Слайд 17-18 Результативность опыта

Для анализа результатов педагогической работы необходимо использовать три группы диагностических инструментов: предметные, метапредметные и личностные. Наиболее объективной оценкой предметных результатов служит внешняя экспертиза в форме предметных олимпиад, конкурсов. Личностные результаты рационально оценивать на основе самостоятельной рефлексии обучающихся. Изучение написанных ими мини-эссе вместе с педагогическим наблюдением дают представление о мотивации школьников к изучению географии, о динамике сформированности критического мышления.

Использование в системе на протяжении 2-х лет ТРКМ позволяет сделать следующий вывод: применение данной технологии позволяет повысить качество обученности обучающихся, пробудить интерес учащихся к процессу обучения, обеспечить речевое развитие, формировать умение систематизировать изучаемый материал, устанавливать причинно – следственные связи.

Развитие критического мышления у учащихся можно отследить по следующим показателям:

  • рефлексивность (суммирование и систематизация новой информации);

  • прагматичность (умение применять полученные знания на практике);

  • гибкость (готовность воспринимать идеи других, анализировать положительные и отрицательные стороны в выступлениях других);

  • готовность исправлять свои ошибки;

  • готовность к планированию.

Уровень сформированности указанных выше показателей можно отследить по следующим параметрам:

  • Успеваемость и качество знаний учащихся по географии;

  • Результаты участия во Всероссийской олимпиаде школьников по географии;

  • Результаты участия и степень вовлеченности учащихся во внеклассную деятельность по предмету.

Метапредметные результаты можно измерить степенью вовлеченности учащихся во внеурочную деятельность по предмету. Мои учащиеся достигли высоких результатов во внеурочной деятельности, принимая участие в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях, экологических акциях, межпредметных проектах. За период с 2013-2018 годы подготовила более 100 участников конкурсных мероприятий различного уровня:

Слайд 19. Заключение

Подводя итог, следует ещё раз соотнести поставленные задачи и полученные результаты. Безусловно, развитие критического мышления позитивно сказывается на результатах обучения. Однако следует отметить, что работа в рамках технологии развития критического мышления оказывается весьма трудоёмкой, в том числе из-за недостатка имеющихся методических материалов. Главные условия достижения результата – систематическая работа, сочетание урочных и внеурочных форм деятельности, постоянная рефлексия, а также желание и умение слышать своих учеников, которые могут дать много полезных советов своему педагогу.

Слайд 20. Мой опыт работы может использоваться в каждой школе, в каждом коллективе, любым учителем в процессе преподавания любого предмета. Технология развития критического мышления доступна по форме и средствам воплощения. Опыт, представленный в работе, востребован в профессиональной среде. Результаты моей педагогической деятельности были представлены на выступления ГМО, ШМО, проведен городской мастер-класс «Преподавание темы Гидросфера в курсе географии 5-6 класс». Мною разработаны олимпиадные задания, задания для викторины, организованной ФГУ «Подлеморье Заповедное», а также разработано авторское методическое пособие «География Бурятии» (рабочая программа, рабочая тетрадь, КИМ). Имею публикации в печатных методических сборниках: Федеральный журнал «Открытый журнал. Методики. Сценарии. Примеры»,№3, 2003г «Урок географии. Озёра»6класс; Всероссийский сборник педагогических публикаций «Просвещение», 2018 г №3, «Урок географии «Вулканы»,5 класс №4 Статья «Использование современных педагогических технологий на уроках географии»; Методический журнал «Урок в современной школе», март 2018г «Центр научных инвестиций» на тему «Урок географии по теме «Мировой океан-главная часть гидросферы» и в сети Интернет.



Использованная литература:



1. Ермоленко А. С. Формирование и развитие информационной компетентности на уроках географии как необходимое условие обучения в современный период [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 197-201. — URL

2.Ильясов И. И. Критическое мышление: организация процесса обучения//Директор школы. 1995. N 2.

3. Кашлев С.С.Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов.– Мн.: Университетское, 2000. – 95с. 4.

4. Крылова О.В. Реализация требований Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в преподавании географии»: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.-76с.

5. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Ярославль: Академия развития, 2008 г

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

Интернет – ресурсы

1. https://multiurok.ru/frolowa-1/

2.http://fb.ru/article/283865/metod-shlyap-myishleniya-edvarda-de-bono-osnovnyie-printsipyi-primeryi

3. http://www.criticalthinking.org/

4. https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6783/


1


Скачать

© 2018 367 13

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!