КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Шумкина О. В.
МОУ «Гимназия №23» г.о. Саранск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Технология проблемного обучения как один из способов достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания.
Современный мир характеризуется динамизмом социальных процессов и глобализацией в различных сферах жизни. В этих условиях важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.А значит, необходимо уже в школьные годы научить учащихся самостоятельной работе при решении проблемных ситуаций. Такие предметы, как история и обществознание призваны решать перечисленные задачи. В этом заключается актуальность описываемой технологии. Новые социально – экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость совершенствования образовательной системы при решении этих задач. В статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» среди приоритетов в области образования отмечается формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.Метапредметный подход в полной мере отвечает требованиям современного образования и заложен в системе новых Федеральных образовательных стандартов и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования.
Целью педагогического опыта является достижение метапредметных результатов в процессе использования технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания.
Задачи, которые необходимо решить в ходе данного опыта:
- изучить теоретическую базу по проблеме;
- формировать у обучающихся представление о технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания;
- активное применение на уроках технологии проблемного обучения;
- проанализировать результаты применения технологии проблемного обучения на уроках истории обществознания;
- создание благоприятной среды, которая содействовала бы формированию прочных знаний, на основе самостоятельно полученных учащимися сведений;
- способствовать становлению активной жизненной позиции школьников.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. Теоретическая база опыта. Изучая работы учёных о проблемном обучении, можно сделать вывод, что это не новое педагогическое явление. История собственно проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого в педагогике были разработаны Джоном Дьюи. Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С. Л. Рубинштейном, Д. Н. Богоявленским, Н. А. Менчинской, А. М. Матюшкиным.
Серьёзно этими вопросами занимались Т. В. Кудрявцев, Д. В. Вилькеев, Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутови И. Я. Лернер. Исследования в этой области ведутся и сейчас другими представителями педагогической науки: Г. К. Селевко, Е. Л. Мельниковой.
В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение этому явлению:
- Д. В. Вилькеев под проблемным обучением понимает такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания.
- Сущность проблемного обучения И. Я. Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитатальным целям учебного заведения».
- Г. К. Селевко считает, что «это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей».
Если в индустриальном обществе еще можно было строить обучение путем трансляции учителем информации, то в наш век динамичных изменений главным становится формирование умения учиться самостоятельно. Сделать это при сохранении традиционных методов обучения, когда ученик выступал в роли послушного «винтика» невозможно. Современных учеников трудно сегодня удивить. Объем информации увеличивается, усвоить ее всю невозможно, к тому же она устаревает. Мы это должны осознать, понять и признать творческую природу личности каждого ученика, наличие в ней внутренней активности. Ребенка развиваем не мы, а он развивает себя сам. При таком подходе знания, умения, навыки сами по себе перестают быть главной целью учебно-воспитательного процесса. Целью обучения становится развитие способностей и творческих возможностей ученика. Процесс приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается из цели в средство развития личности ребенка. Известный американский психолог К. Роджерс на одной из своих лекций для учителей школ сказал о том, что никакие их усилия не имеют смысла, поскольку знанием становится только та часть информации, которая принята ребенком.
Итак, проблемный метод обучения есть совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно-познавательных вопросов и задач, содержащих противоречие.
Технология проблемного обучения:
I этап. Постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на воспитание ее проявления, организация появления у ребенка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители. Педагогическая проблемная ситуация создается различных вербальных и технических средств;
II этап. Перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. (наводящие вопросы)
III этап. Поиск решения проблемы, выход из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию;
IV. «Ага-реакция», появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания в сознании учащихся.
V этап. Реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта;
VI этап. Отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.
Практическое использование методики.
Проблемное обучение может проводиться посредством решения проблемных задач, среди которых можно условно выделить несколько типов:
1) задачи на анализ теоретических положений, высказанных разными людьми по поводу одного события (в 9 классе по теме «Начало Великой Отечественной войны» я знакомлю детей с разными точками зрения о начале ВОВ. Например, одни историки говорят о внезапном нападении фашистской Германии на Советский Союз, другие же заявляют, что И.В. Сталин знал о готовящейся войне, третьи – о намерении И.В. Сталина нанести превентивный удар по Германии. Противоречие налицо. Задача учащихся – доказать одну из точек зрения, причем можно по группам работать одновременно по всем трем точкам зрения, что разнообразит и обогатит урок).
2) Задачи на противоположные высказывания одного человека. (Так, на уроке в 9 классе по теме «Переход к НЭПу», учащимся предлагается проанализировать высказывания В.И. Ленина, который в 1919 г. резко осуждал эсеровский принцип свободной торговли, а в 1921 г. был провозглашен НЭП, одним из принципов которого была свободная торговля).
3) Задачи на анализ факта, события (На уроке в 11 классе «Распад» или «развал» СССР? детьми анализируется событие 1991 года с двух позиций)
4) Задачи на оценку деятельности конкретной личности (Так, например, в 6-м классе по теме «Византийская империя» я знакомлю детей с политикой императора Юстиниана по фрагментам документа, даю собственное изложение темы. Учащимся предлагаю выразить свое отношение к этому правителю. В ходе урока дети «собирают», записывают мысли учителя, слушают информацию, чтобы обоснованно выразить свое мнение на этапе закрепления).
Трудности и проблемы при использовании данного опыта. Проблемное обучение связано с исследованием и поэтому предполагает растянутое во времени решение задачи. Человек попадает в ситуацию подобно деятелю, решающему творческую задачу или проблему. Он постоянно думает над ней и не выходит из этого состояния, пока её не решит. Именно за счёт этой незавершённости и формируются УУД и интеллектуальный потенциал личности.
К трудностям проблемного обучения можно отнести то, что оно всегда вызывает затруднение у учащихся в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Кроме того, разработка технологии проблемного обучения требует от учителя большого педагогического мастерства и много времени. На мой взгляд, зная уровень интеллектуального развития учащихся своего класса и работая в системе, этих трудностей можно избежать.
Результативность опыта. Основными параметрами результативности моей работы по данной теме являются:
– качество знаний и успешность обучения учащихся в 2013-2014 уч. г. -69%; в 2014-2015 уч.г. -71 %, в 2015-2016 уч.г. -80 %.
– За три года работы по данной теме мои ученики показали следующие результаты. В 2016-2017 учебном году Ляличкина Ангелина стала призером муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. В 2016 году Лошкарева Анна стала победителем Городской научно-практической конференции «Школьники города – науке XXI века», секция «История». На протяжении трех лет мои ученики участвовали в школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее» и стали победителями в 2015году - Борискина Юлия, в 2016 году - Лошкарёва Анна. В 2016 году Ляличкина Ангелина заняла 2 призовое место в конкурсе учебно-исследовательских и проектных работ по избирательному праву среди обучающихся образовательных учреждений муниципальных районов и городского округа Саранск Республики Мордовия. Принимали участие в XII Всероссийской историко-литературном конкурсе с международным участием памяти Святого Мученика Цесаревича Алексiя «Династия Романовых – живое знамя России» и многих других. Также мои ученики активно участвуют разных городских, республиканских и российских мероприятиях, конференциях, конкурсах и олимпиадах.
Главным же достижение моей профессиональной деятельности по данной проблеме, считаю высокую заинтересованность обучающихся на уроках истории и обществознания.
На данном этапе развития человечества проблемное изучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, проводить самоанализ, самокоррекцию.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.
Адресная направленность:
1) опыт универсален в использовании, так как может быть применим учителями с опытом работы и начинающими педагогами;
2) технология проблемного обучения применима на любом предметном содержании и любой ступени, в классах с различным уровнем подготовки.
Используемая литература
1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. Данилюк, А. Я., Тишков, В. А., Кондаков, А. М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А Я. Данилюк, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2014. – 24 с.
3. Квитка, А. В. Технология проблемного обучения на уроках истории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 606–610.
4. Омарова, А. А. Современная технология проблемного обучения // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – С. 73-75;
5. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.