СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсные материалы для участия в областном конкурсе "Помогите птицам"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для участия в областном конкурсе "Помогите птицам!" предназначены для использования при подготовки к итоговому педсовету..

Просмотр содержимого документа
«Заявки»


ЗАЯВКА

на участие в акции «Покормите птиц!»


ОГКОУ «Санаторная школа – интернат»

Ивановская область, г. Шуя, улица 5-я Северная, дом 49

(наименование образовательного учреждения, адрес)



Список участников:

№п/п

ФИО участника

Возраст

Номинация

ФИО руководителя

Контактный телефон

E-mail

1

Воронина Арина Сергеевна

9 лет

Валентинка для птиц 0+

Новикова Лариса Александровна

89066186558, komarovaeestv@mail.ru

2

Шмелёва Алина Семёновна

10 лет

Валентинка для птиц 0+

Новикова Лариса Александровна

89066186558, komarovaeestv@mail.ru

3

Сквознякова Анастасия Александровна

14 лет

Пернатые гости


Гущина Ольга Валентиновна

89066186558, komarovaeestv@mail.ru

4

Бочаров Никита Валерьевич

15 лет

Кинокормушка

Гущина Ольга Валентиновна

89066186558, komarovaeestv@mail.ru

5

Штанюк Алёна Руслановна

12 лет

Кинокормушка

Крылова Светлана Анатольевна

89066186558, komarovaeestv@mail.ru

6

Лунякова Татьяна Сергеевна

37 лет

Птички - методички



89066186558, komarovaeestv@mail.ru

7

Лунякова Татьяна Сергеевна

37 лет

Кормушка для пичужки 18+


89066186558, komarovaeestv@mail.ru

8

Лавринова Екатерина Александровна

36 лет

Кормушка для пичужки 18+


89066186558, komarovaeestv@mail.ru

9

Христенко Юлия Игоревна

32 года

Кормушка для пичужки 18+


89066186558, komarovaeestv@mail.ru

10

Гагиева Валерия Давидовна

13 лет

Кормушка для пичужки 0+

Крылова Светлана Анатольевна

89066186558, komarovaeestv@mail.ru

11

Бочаров Дмитрий Валерьевич

14 лет

Кормушка для пичужки 0+

Блинова Анжелика Александровна

89066186558, komarovaeestv@mail.ru

12

Фоминых Андрей Петрович

11 лет

Кормушка для пичужки 0+

Маркелова Татьяна Ивановна

89066186558, komarovaeestv@mail.ru


Согласие родителей (законных представителей) на обработку персональных данных учащихся имеются в образовательном учреждении ДА / НЕТ


Отчёт о проведении школьного этапа

акции «Покормите птиц!»


  1. ОГКОУ «Санаторная школа – интернат»;

  2. Координатор - Комарова Елена Эмировна, 89066186558, komarovaeestv@mail.ru


  1. Общее количество участников конкурса;

  2. 7 классов

  3. Насонова А.Ю. – зам. директора по УВР, Комарова Е.Э. – старший воспитатель, Силантьева А.С. – социальный педагог

  4. Полный список участников школьного этапа:


№ п/п

ФИО участника

Возраст

Номинация

ФИО руководителя, тел., e-mail.

1

Воронина Арина Сергеевна

9 лет

Валентинка для птиц 0+

Новикова Лариса Александровна

2

Шмелёва Алина Семёновна

10 лет

Валентинка для птиц 0+

Новикова Лариса Александровна

3

Сквознякова Анастасия Александровна

14 лет

Пернатые гости

Гущина Ольга Валентиновна

4

Бочаров Никита

Валерьевич

15 лет

Кинокормушка

Гущина Ольга Валентиновна

5

Штанюк Алёна Руслановна

12 лет

Кинокормушка

Крылова Светлана Анатольевна

6

Лунякова Татьяна Сергеевна

37 лет

Птички – методички


7

Лавринова Екатерина Александровна

36 лет

Кормушка для пичужки 18+


8

Лунякова Татьяна Сергеевна

37 лет

Кормушка для пичужки 18.+


9

Гагиева Валерия

Давидовна

13 лет

Кормушка для пичужки 0+

Крылова Светлана Анатольевна

10

Христенко Юлия Игоревна

32 года

Кормушка для пичужки18+


11

Бочаров Дмитрий

Валерьевич

14лет

Кормушка для пичужки 0+

Блинова Анжелика Александровна

12

Обучающиеся

1 класса

7 – 9 лет

Кормушки для пичужки

Солёнова Елена Викторовна

13

Обучающиеся

3 класса

10,11 лет

Кормушки для пичужки

Ясникова Елена Валентиновна

14

Обучающиеся

4 класса

11,12 лет

Кормушки для пичужки

Маркелова Татьяна Ивановна





Согласие родителей (законных представителей) на обработку персональных данных учащихся имеются в образовательном учреждении - ДА / НЕТ (нужное подчеркнуть).


Просмотр содержимого документа
«Виртуальная экскурсия в музей Журавля.»

Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Санаторная школа-интернат»










Внеклассное занятие «Виртуальная экскурсия в музей Журавля»










Разработала: учитель

географии и биологии

ОГКОУ «Санаторная школа-интернат»

Лунякова Татьяна Сергеевна






















Пояснительная записка


Виртуальная экскурсия — это форма обучения, которая характеризуется интерактивным виртуальным воспроизведением реально существующих объектов для доступного самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов, решения разнообразных заданий.

Основная цель занятия – формирование положительного отношения к представителям семейства Журавлиные.

Задачи занятия:

● Способствовать развитию у школьников интереса к Журавлиным путем знакомства с биологическими особенностями строения и образом жизни, его местом в экосистеме.

● Способствовать формированию экологической культуры подрастающего поколения.

● Содействовать развитию эмоционально-чувственной сферы у школьников.

Продолжительность занятия– 45 минут

Навыки, умения и знания, приобретаемые в ходе освоения материала занятия

По результатам занятия участники получат новые знания и полезные навыки:

● основные биологические характеристики Журавлиных;

● экология Журавлиных и их роль в природе;

● Журавлиные в русском культуре;

● навыки работы в команде (малая группа).

Целевая аудитория занятия - обучающиеся среднего школьного возраста (6-8 классы).

Форма организации: фронтальная,групповая, индивидуальная.

Оборудование и средства:

  1. Фонограммы русская народная песня «Журавли», песня «Жеравли» на стихи Р.Гамзатова, голоса журавлей.

  2. Видео «Дуэты журавлей», «Танец журавлей».

  3. Изображения и фото разных видов журавлей.

  4. Медиаустановка.

  5. Шаблон-силуэт журавля

  6. Раздаточный материал: статьи о стерхе, сером журавле, черном журавле, японском журавле, журавле-красавке, даурском журавле. (на усмотрение педагога)


Ход занятия

Актуализация знаний

- Здравствуйте, ребята!

- Кто из вас любит путешествовать, посещать выставки, музеи?

- Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в необычный музей.

- Пожелайте всем удачи и необыкновенных впечатлений.

- А куда мы отправимся - догадайтесь сами.


В небе выстроился клин,

Птиц больших и стройных.

Полетят на юг они

Как же звать достойных?


- Правильно, ребята, это журавли. И мы отправляемся сегодня в музей Журавля. Вы спросите: «Почему именно в музей Журавля мы совершим свою экскурсию?»

- Дело в том, что в связи с критическим состоянием журавлей Восточной Азии, Дальневосточное отделение Всемирного фонда дикой природы предложило объявить 2020 год – годом дальневосточных журавлей, чтобы обратить внимание на необходимость сохранения этих редких птиц и мест их обитания.

Эту идею подхватил и Союз охраны птиц России и Рабочая группа по журавлям Евразии. Несмотря на то, что серый журавль уже был выбран Птицей года в 1998 году, на ежегодном собрании Союза охраны птиц России решили, что все виды журавлей, обитающие в России, заслуживают такого внимания. Поэтому 2020 год назван годом журавля!

- Ребята, а что бы вы хотели узнать о журавлях? (ответы детей)

- Посетив наш музей Журавля, вы узнаете о жизни этих замечательных птиц, где живут журавли, почему они танцуют, что такое журавлиный дуэт, почему в народе было принято кричать вслед журавлиному клину «Колесом дорога!» и многое другое.

- Первый зал музея, который мы с вами посетим – «Исторический». Перед вами, ребята, выступит руководитель исторического отдела ____________, который расскажет вам о этимологическом происхождении названия этих птиц.

- Журавли – это общее название представителей семейства Журавлиные, включающего 15 видов. Они обитают на всех континентах Земли за исключением Южной Америки и Антарктиды.

Само слово «журавль» в языках многих народов звукоподражательное, созвучное курлыканью журавлей, в котором прослеживается звук «р». Это наше «журавль», «журка», «журавушка», «курлыка»; украинское «журавель», латинское «grus», греческое «геранос», английское «crane», немецкое «kranich», французское «grue», испанское «grulla», монгольское «торо». На тюрских языках журавль – «тырна», «турна», «дорна», «дурна». На японском языке название этой птицы «цуру» созвучно якутскому названию журавля «туруйя». Хотя к японскому журавлю у японцев особое отношение и называют они его «танчо». Только в китайском языке в слове, обозначающем «журавль» нет звука «р» – «хо» или «хэ». Древнерусское — жеравль. Журавлем называется «птица, обитающая на болотах», а также «колодезный рычаг». Слово образовалось на базе общеславянского «zeravjъ», вероятно, под влиянием глагола журчать.

- Ребята, у меня для вас очень интересное задание. Используя происхождение слова «журавль», составьте синквейн этого слова. Например,

1. Журавль

2. Статный

3. Парит

4. Символ счастья

5. Стая журавлей стремится ввысь.

- Послушаем, что же у вас получилось.

Переходим в следующий зал музея – «Анатомический». В этом зале вы узнаете об особенностях строения журавлей, о их особенностях поведения.

Я попрошу вас образовать группы по 5 человек.

Перед вами фотографии с изображением журавлей. Ребята, используя фотографии, сделайте выводы об особенностях строения (1 группа) и оперения журавлей (2 группа).

(Заслушиваются выводы детей о строении и оперении)

Выступление обучающихся 1 группы

- Журавли – крупные стройные птицы на высоких ногах, с длинной шеей и относительно широкими крыльями. Самый высокий из них – индийский. Его рост достигает 180 см, размах крыльев – 240 см. Самый массивный – японский журавль: взрослые птицы весят до 10-12 кг при высоте чуть больше 150 см. Самый мелкий журавль – красавка. Его рост не превышает 95-97 см, а масса тела – 3,5 кг.

Длинные ноги дают журавлям преимущество быстро передвигаться по болотам, перешагивая через кочки, разгуливать среди высокой травы. Длинные широко расставленные пальцы обеспечивают устойчивость тяжёлого тела и позволяют не проваливаться в мягкую заболоченную почву. Задний палец очень короткий, поэтому журавли, кроме венценосных, не могут сидеть на ветке, обхватив её пальцами, в отличие от цапель. Отсутствие отпечатка заднего пальца на почве – отличительный признак следа журавля от следа цапли. Между средним и внешним пальцами есть маленькая перепонка, которая помогает преодолевать вплавь глубокие участки. Даже птенец сразу после вылупления способен переплывать участки между кочками. Клюв у журавлей прямой, острый, сравнительно длинный. Это универсальное орудие для добычи пищи: острым кончиком, как пинцетом, журавли могут подбирать с земли семена растений и собирать насекомых и моллюсков. Длинный сильный клюв позволяет ловить рыбу, добывать мелких млекопитающих и земноводных, выкапывать червей, личинки насекомых, корни и корневища растений. У стерха, специализирующегося на корневищах и клубеньках водных растений, которые он выкапывает из заболоченной почвы, клюв самый мощный. У наиболее сухопутной красавки, собирающей корм с поверхности земли, клюв относительно небольшой.

Выступление обучающихся 2 группы

Окраска журавлей более или менее однотонная, серая, иногда с дополнительными белыми или чёрными участками на шее и голове. Контрастную окраску, сочетающую белые и чёрные участки оперения, имеют только три белых журавля – стерх, американский и японский журавли. Окраска молодых птиц обычно менее яркая, размытая, сероватая, к трём месяцам рыжеватые перья сохраняются только на голове и шее. У белых журавлей молодые трёх-четырех месячные птицы имеют белую окраску с ярко-рыжими пятнами. В видовых названиях журавлей отражены или цвет оперения – серый, чёрный, черношейный, или страны и места их обитания – канадский, американский, индийский, японский, австралийский, даурский.


- Интересно и поведение журавлей. Красивый танец и громкие трубные крики это не развлечение для журавлей. Это способ общения между собой. Голос журавлей не только удивительно музыкален, гармоничен и громок, но и чрезвычайно разнообразен. Одни звуки означают тревогу, другие служат сигналом к взлёту, третьи позволяют поддерживать связь в полёте, четвёртые созывают птенцов.

Самый замечательный вокальный элемент журавлиного репертуара – это «дуэт», синхронно исполняемый супружеской парой.

Обратимся к фрагменту документального фильма и посмотрим, как же красиво выглядят танцы журавлей и звучат дуэты этих птиц, будто гимны наступающему дню.

https://www.youtube.com/watch?v=2ggRMZq1DW4

- Мелодичное курлыканье, которое журавли издают в полёте, всегда впечатляло людей. Этих чудесных птиц воспевали в стихах и песнях. Об этом более подробно мы узнаем, посетив зал фольклора.

Звучит русская народная песня «Журавли»

- «Серый журавль – это та самая птица, чьи потаённые тревожащие душу крики в небе рождают в нас светлую грусть и тихую радость. Эта птица выступает героем песен, стихов, сказок и народных поверий. Люди любят журавлей и почитают их. Провожая журавлей осенью, люди говорили им вслед, желая счастливой дороги и возвращения: «Колесом дорога! Прощайте, матушки, свидимся!» Кстати, существует мнение, что прообраз сказочной «жар-птицы» – не кто иной, как журавль!»

На Руси журавли наравне с аистами и соловьями считаются «божьими птицами». Символика журавля связана с Солнцем. Изображение этих птиц на старинных полотенцах Приднепровья также характеризует их как культовый вид птиц Солнца. На Руси всегда считалось хорошей приметой неожиданно увидеть в небе летящего журавля. Славяне верили, что если журавли присядут отдохнуть на поле, то смело можно ожидать от него богатого урожая. Наиболее знаменитая сказка «Лиса и журавль» рассказывает о том, как лиса и журавль в гости друг к другу ходили, и журавль перехитрил лису.

Много детских игр связано с журавлями. Поиграем в одну из них! Игра называется «Журавли-журавли!»

«Журавли-журавли»

Ход игры: в игре вожак журавлиной стаи, которого выбирают считалкой, поет или говорит речитативом следующие слова: «Журавли-журавли, выгнитесь дугой». Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются в виде дуги. Затем вожак, убыстряя темп, продолжает: «Журавли-журавли, сделайтесь веревочкой». Дети быстро, не опуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который все учащает свои шаги по темпу песни. «Журавли-журавли, извивайтесь как змея». Вереница ребят начинает делать плавные зигзаги. Вожак дальше поет: «Змея сворачивается в кольцо», «Змея выпрямляется» и т. д.

Главное правило: упражнения выполняются всевозрастающем темпе, переходящем в бег до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.



В России существует легенда, что души солдат, погибших в бою, переселяются в журавлей. Поэтому на многих памятниках погибших воинов изображены журавли. Такие памятники можно встретить как в маленьких отдалённых посёлках, так и крупных городах. В Москве памятник с изображением журавлей построен в память погибших при террористическом акте в 2002 г. Превращению погибших солдат в журавлей посвящено знаменитое стихотворение дагестанского поэта Расула Гамзатова, переложенное позже на музыку и ставшее очень популярной песней. Эта песня всегда звучит на празднике, посвящённом победе России в Великой Отечественной войне.

Звучит фрагмент песни «Журавли»

Мы переходим в следующий зал – «Художественный». Сейчас мы посетим с вами художественную галерею, где находятся портреты многих представителей журавлей. А экскурсоводами будете вы сами.

Я предлагаю вам, опираясь на дополнительный материал и предложенные фотографии, нарисовать на силуэтах своего журавля и рассказать о нем.

(Обучающиеся рисуют выбранный вид журавля и готовят краткое сообщение о нем)


- И последний за нашего музея – зал «Экология и охрана птиц»

- Почему такие большие сильные птицы, практически не имеющие врагов в природе, и любимые многими народами, так уязвимы? Из 15 видов – 11 занесены в Красный список МСОП как исчезающие, находящиеся под угрозой исчезновения и уязвимые. В наиболее критическом состоянии находятся журавли с белым оперением – стерх, японский и американский. Из семи видов журавлей, обитающих с России, пять – стрех, японский, даурский, чёрный журавли и красавка, занесены в Красную книгу России. Два вида – серый и канадский – обычные, но серый журавль занесён во многие региональные Красные книги в административных субъектах в европейской части России.

Ответы ребята

- Основная причина, влияющая на сокращение численности многих журавлей – исчезновение и деградация местообитаний. Журавли не смогли выдержать пресс экономического развития. Строящиеся города, дороги, линии электропередач, загрязнение, осушение водно-болотных угодий, зарегулирование рек и строительство дамб, влияющих на гидрологический режим болот и рек, применение ядохимикатов в сельском хозяйстве – этот список можно продолжать и продолжать. Наряду с антропогенными факторами, долговременная засуха привела к исчезновению мест обитания птиц открытых пространств – японского и даурского журавлей и красавки.

Международный год журавлей в 2020 г., и акция «Журавли – птица года» в России призваны обратить внимание на состояние журавлей и помочь в сохранении этих удивительных птиц и их местообитаний.

- Ребята, подумайте, чем вы лично можете помочь журавлям? Давайте попробуем составить своеобразную памятку и назовем ее «Поможем журавлям».

Обучающиеся предлагают свои варианты памяток.

  1. Узнайте больше о журавлях и их местообитаниях. Знания помогут принять правильные решения в деле сохранения редких видов и их местообитаний.

  2. Расскажите о журавлях друзьям и знакомым, а также охотникам, рыбакам и фермерам.

  3. Участвуйте в природоохранных акциях, таких как День журавля, Весна идёт, День птиц, Международный день мигрирующих птиц, Международный день охраны водноболотных угодий.

  4. Если вы стали свидетелем нелегальной охоты на журавлей, сообщите в природоохранные организации вашего района или области, или в Общество охотников и рыболовов.

- Ребята, сегодня при посещении музея Журавля вы много нового узнали о представителях семейства Журавлиные. Проверим, внимательно ли вы слушали наш рассказ.

  1. Сколько видов включает в себя семейство Журавлиные? (15)

  2. Сколько из них встречается в России? (7)

  3. Какой вид журавля характерен для нашей стране? (Серый)

  4. Какой вид журавля самый многочисленный в мире? (Канадский)

  5. Какой журавль самый маленький? (Красавка)

  6. Какой из журавлей, обитающих в России, самый массивный? (Японский)

  7. Название какого журавля переводится, как «девушка» и почему? (Красавка)

  8. Какие журавли занесены в Красную Книгу России? (Стерх, японский, даурский,  черный).

  9. Какие журавли, обитающие на территории России, занесены в международную Красную Книгу? (Стерх,японский)

  10. Почему День Журавля празднуют в сентябре? 

  11. Некоторые журавли носят «украшения». Какие это журавли и какие «украшения»они носят? (красавка – косички, венценосный – корона, сережчатый – сережки).

  12. Как журавли выражают свои эмоции? (Танцем.)

  13. Какие вы знаете сказки, литературные и музыкальные произведения, связанные с журавлями?

- Молодцы, ребята! Обратите внимание, на доске написаны фразеологизмы. Выберите, пожалуйста, фразеологизм, который характеризуют вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

- Спасибо, ребята. Я вижу, что наше занятие вызвало у вас интерес.

Наша экскурсия в музей Журавля подходит к концу. Я бы хотела закончить ее словами: «Колесом дорога!»


Просмотр содержимого документа
«Пернатые гости. Сквознякова Анастасия Руководитель Гущина Ольга Валентиновна»

Номинация: «Пернатые гости»

Отчёт о наблюдении на кормушках.

Сквознякова Анастасия, обучающаяся

8 класса ОГКОУ «Санаторная школа- интернат»

г. о.Шуя .

Руководитель: Гущина Ольга Валентиновна.



В этом году снег выпал в конце декабря, поэтому кормушку установили в зимние каникулы. Зима в этом году теплая.

Выбрали место между двумя старыми яблонями,

прикатили под яблоню ещё в сентябре старую бочку,

сделали самую простую кормушку, на крышу поставили тарелк, насыпали в нее семена подсолнечника, чтобы привлечь птиц.

Прилетели первые гости - Большие синицы. Они подлетали к кормушке друг за другом, хватали семечко и улетали съедать его на яблоню.


Поставили на старую бочку еще кормушку, но открытую.

Насыпали семечек подсолнечника, геркулеса.


Подвесили кусочки сала.


Прилетела маленькая синичка - лазоревка.

Прилетели три птички. Они очень боязливы.

Прилетели полакомится салом. Лакомятся и Большие синицы.


Прилетели Полевые воробьи.

На кормушке их четыре (на кустах ещё около десяти).


Февраль.

В кормушку насыпали не только семечек, но и растёрли белый сухой хлеб. Прилетела стайка воробьёв, которая наблюдала за кормушками с яблони и аронии, а потом начали подлетать к кормушке.


















А вот ещё одна кормушка, её облюбовали воробьи. Она сзади сарая, повешена высоко. Туда прилетает очень много воробьев. Они устраивают «птичий базар».





Последними к кормушкам прилетают снегири. Они сначала сидят и смотрят как синички берут в клюв по одной семечке и улетают на безопасное расстояние на яблоню и там, зажав в лапки семечки,

начинают его шелушить и съедать.


А вот снегири один за одним сначала спускаются на дальнюю кормушку.

У нас в частном секторе много кормушек у людей.



Снегирей прилетает 5-6 особей. Прилетают на кормушку, съедают корм, не торопясь, так что можно рассмотреть.

Воробьи очень пугливые. Сначала проносится стайка, затем сядут в кустах.

Сначала самые смелые приземляются на кормушки,

а потом всё больше и больше…в снегу.

За день кормушку навещают около 20-30 птиц в разное время дня.

Вот ссылка на фото

https://yadi.sk/d/2fwiUsYmMPv9Ow



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!