Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 2026»
Конспект НОД в старшей группе на тему «Веселые матрешки»
Подготовила
воспитатель 1 квалификационной категории
Сухорукова Е. Е.
Цель: познакомить детей с историей народной игрушки, ее внешним обликом, особенностями росписи Похлов-Майданских матрешек (колорит, композиция, элементы). Учить рисовать растительный узор в стиле Похлов-майданской росписи, используя восковые карандаши и акварель. Вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров.
Материал: образцы матрешек Похлов – Майдана; бумажный силуэт матрешки, восковые карандаши черного цвета, акварель, кисти, салфетки на каждого ребенка.
Предварительная работа: рассматривание матрешек в группе, игры с народными игрушками, составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки.
Музыкальное сопровождение: аудиозапись русских народных мелодий.
Ход НОД.
Воспитатель выставляет на стол 8 матрешек из одного набора:
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
На столе у нас живут –
Всех матрешками зовут.
Эта игрушка с сюрпризом…
Посмотрите-ка, ребята,
Чем матрешечка богата?
У матрешки-невелички
Есть веселые сестрички.
Около 100 лет назад в Россию из далекой страны Японии купцы привезли маленькую игрушку-куколку, внутри которой оказались еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже по-русски: в сарафаны, фартуки, платочки. Этих кукол назвали Матренами, ласково – матрешками.
Словно репка круглобока,
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок – глаз.
Полюбилась россиянам эта игрушка. Стали точить ее из дерева на токарных станках и расписывать. Их делают до сих пор: и под Москвой – в Сергиевом Посаде, и около Новгорода – в селе Семенове, и недалеко от города Мурома – в Похлов-Майдане. У каждого мастера матрешки имеют свое лицо, свой наряд и свой характер.
Матрешки бывают крупные, многоместные, в которых умещается до 24 сестричек, и самые простые – всего 3 куколки. Но дело не в том, сколько их, а в том, что все, и взрослые, и дети, любуются сестричками-матрешками.
Сегодня мы с вами поближе познакомимся с Похлов-Майданскими матрешками. По форме они удлиненные, с небольшой головой. А уж нарядом могут похвалиться! На голове у них яркие платочки-полушалки с цветами, поверх сарафана – фартучек, да не простой. Посмотрите, каким узором украшают фартучки художники Похлов-Майдана?
- Цветы, листочки, ягоды, бутоны.
- Правильно, узор состоит из ярких цветов, листьев, ягод. Есть у мастеров Похлов-Майдана секрет – сначала рисуют они контуры цветов, листьев, ягод черной тушью, красиво располагая их по всему фартучку матрешки – в центре крупные цветы, а вокруг веточки с бутонами, ягодами и листочками. И только после этого начинают работать прозрачными яркими красками – алой, лиловой, зеленой, желтой и оранжевой, заливая контуры рисунка цветом. В последнюю очередь подрисовывают травинки, стебельки, усики.
Яркие получаются матрешки, так и кажется, взмахнут они платочками и пустятся в пляс…
Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки-невелички,
Как пойдем плясать и петь,
Вам за нами не успеть.
Сегодня вы станете мастерами-художниками и сами распишете матрешек (раздает силуэты). Сначала нарисуйте все детали одежды восковым карандашом, а затем разведите на палитре необходимые акварельные краски и сделайте матрешек цветными, яркими.
Воспитатель показывает прием рисования Похлов-Майданских маков и роз.
Под аудиозапись русских народных мелодий дети приступают к работе. Во время рисования воспитатель обращает внимание детей на колорит и композиционное построение узора на фартучках. По окончании работы оформляется выставка матрешек.
Анализ работ.
-Ребята, посмотрите на своих матрешек. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какая матрешка вам больше всего понравилась? Расскажи, чем тебе понравилась работа… (ответы 2-3 детей.)
- Молодцы, ребята. Сегодня мы еще раз встретились с нашей любимой матрешкой, побывали в Похлов-Майдане и вы очень хорошо справились с этой работой.