Этапы урока и частные задачи | Содержание урока | Дозировка | Методы и методические приемы | ОМК |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Вводно-подготовительная часть 10-12 мин. |
1.Организационный этап Организовать деятельность учащихся на начало урока. | -С левой ноги в спортивный зал шагом марш. -Направляющий на месте. СТОЙ (раз, два). НАЛЕ-ВО (раз, два). Класс, равняйсь, СМИРНО. -По порядку рассчитайсь. -Здравствуйте. -Вольно. -Меня зовут Александра Германовна, и сегодня я проведу у вас урок физической культуры | (Организованный вход в спортивный зал под счет учителя.) (Построение в одну шеренгу.) Расчет по порядку -1,2 …21 расчет окончен. -Здрасть. (Слушают.) | 30 сек | Словесные методы: распоряжения, команды, указания. Практический: выполнение уч-ся команд учителя (построение и перестроение). Метод организации деятельности занимающихся на уроке: фронтальный. | Учащихся принимают инструкцию учителя и выполняют ее. Учитель обращает внимание на дисциплину учащихся и правильное выполнение команд – Равняйсь, Смирно, по порядку рассчитайсь. Проверка готовность учащихся к уроку. Распределение учащихся по мед. Группам. |
2.Актуализация знаний Способствовать развитию внимания и памяти. | -Скажите, какой раздел программы физической культуры вы сейчас изучаете? (Учитель дает слово обучающемуся по вытянутой руке) -Верно! Как вы все уже знаете, гимнастика – один из самых травмоопасных видов спорта. - Чтобы избежать получения трав при выполнении различных упражнений, что нужно вспомнить? (Учитель дает слово обучающемуся по вытянутой руке) -Конечно, молодец! -Каждый назовите по одному правилу, который вы знаете. (Учитель дает слово обучающемуся по вытянутой руке) -Отлично. Молодцы! -А теперь вспомните, чем вы занимались на прошлом уроке? (Учитель дает слово обучающемуся по вытянутой руке) -Верно. Умница! | -Гимнастика. -Правила выполнения. -1.Качественно выполнять разминку. -2.Точно и своевременно выполнять указания учителя. -3.При выполнении упражнений надо соблюдать интервал. -4.Выполнять упражнения со страховкой или с разрешением учителя. -Повторили, как выполняется группировка, и изучили перекаты. | 35 сек | Словесный метод: беседа. Метод организации деятельности занимающихся на уроке: фронтальный. | Дети выстраивают осознанное речевое высказывание в устной форме о соблюдении правил безопасного выполнения акробатических упражнений. (Познавательные УУД) Адекватно используют речь при ответах на вопросы. (Коммуникативные УУД) Проводится анализ имеющихся знаний о гибкости. |
3.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Разъяснение обучающимся целей и задач урока. Целеполагание, мотивирование об-ся на предстоящую деятельность | -Предположите, к какому упражнению готовят эти элементы? (Учитель дает слово обучающемуся по вытянутой руке) -Молодец. Правильно! -Значит, какая будет тема сегодняшнего урока? (Учитель дает слово обучающемуся по вытянутой руке) -Верно, но если быть точнее: Акробатика: кувырок вперёд. -Тогда давайте же поставим цель урока. Как она может звучать? (Учитель дает слово обучающемуся по вытянутой руке) -Молодец! Целью сегодняшнего урока будет разучивание техники выполнения акробатического упражнения: кувырок вперёд. -Скажите, а в нашей жизни обязательно развивать гибкость? (Учитель дает слово обучающемуся по вытянутой руке) -А что благодаря гибкости можно улучшить? (Учитель дает слово обучающемуся по вытянутой руке) -Конечно. Улучшается координация движений и снижается риск травм. -И так, те кто сегодня без формы и имеют спец группу сделайте шаг вперед по свистку. (Учить дает сигнал свистком) -Вы садитесь на скамейку и | -К кувырку вперёд. -Кувырок вперёд. -Научиться выполнять кувырок вперёд. -Да! -Координацию. (Обучающиеся без формы и имеющие спец группу делают шаг вперед) | 2 мин | Словесный метод: беседа. Метод организации деятельности занимающихся на уроке: фронтальный. | Адекватно используют речь при ответах на вопросы (Коммуникативные УУД) П роводится анализ имеющихся знаний о гибкости. В конце этапа обучающиеся без формы и имеющие спец группу садятся и выполняют задания. Название помещения для спортивных игр. 2. Приспособления для упражнения (перепрыгивание через шнур). 3. Название большого помещения, где проходят крупные игры (футбол, олимпийские игры и тд.). 4. Название вида спорта, где идет гоночное соревнование на коротком расстоянии. 5. Название снаряда для гимнастики – он состоит из нескольких обручей, соединённых между собой. 6. Как называется человек, который занимается прыжками? 7. Название предмета мебели, который способствует накачиванию пресса. 8. Легкоатлет СССР, установивший 6 рекордов мира. 9. Государство Африки, где более всего развита атлетика. 10. Название приспособления с ручкой для метания. 11. Общенациональное соревнование. 12. Приспособление для метания (ядро с тросом на ручке). 13. Известно словосочетание, когда нужно сделать последнее усилие – финишный __________. 14. Один из видов легкоатлетического упражнения. 15. Как называется приспособление, имеющее несколько горизонтальных брусков, которые держат 4 стойки? 16. Песня, после которой начинаются соревнования. 17. Место, откуда участники начинают соревноваться. 18. Плоское приспособление для метания. 19. Снаряд для гимнастики и опорных прыжков. 20. Соревнование по бегу, при котором один участник передает предмет другому. |
4.Построение проекта выхода из затруднения | - Напра-Во! В обход на лево по залу шагом- марш! -Выполняем общеразвивающие упражнения в движении. Дистанция 2 шага. -1.Повороты головы вправо и влево, под каждый шаг, руки на пояс; и. п. принять упр. вправо начи-най. -Закончили. -2. Круговые движения руками под каждый шаг. Упражнение вперед начи-най. -Закончили. -3. И.П. – руки перед грудью согнуты в локтях; 1-2 – рывки руками перед грудью; 3-4 – отведение прямых рук в стороны. И. п. принять, упр. начи-най. -Закончили. -4. И. п. – руки за голову. Повороты туловища на каждый шаг. И. п. принять. Упражнение вправо начи-най. -Закончили. -5. Наклоны туловища вперед к правой и левой ноге под каждый шаг; руки на пояс. И.П. принять, упр. начи-най. -Закончили. -6. Прыжки на одной ноге, руки на пояс. И.П. принять, упр. С правой ноги начи-най. -Поменяли ногу. -Закончили. -Бегом марш. Один свисток медленный бег, два свистка быстрый бег. -Шагом марш. Берём гимнастические коврики. - В колонну по два, влево марш(левой, левой, 1,2,3). Стой (1,2). Напра-ВО. -Подходим по два, берём маты. 1.-И.П. – сед ноги врозь. Выполняем наклоны к каждой ноге и к середине. И.П. принять. К правой ноге начи-най. -Закончили. 2. И.П. -лёжа на животе. На счёт 1-3-руки и ноги оторвать от мата, держать. На 4-И.П. И.п. принять упр. начи-най. -Закончили. -Встать. Выполняем группировку. -И.П. основная стойка, руки вверх. -На 1-обхватить голени обеих ног. -На 2-И.П. И.п. принять упр. начи-най. - 4.Перекаты в группировке из положения «упор присев». 1-2-перекат назад в группировке и перекатом вперед сед в группировке; 3-4- из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед вернуться в и.п. -И.П. принять, упражнение начи-най. -Закончили. | (Выполняют строевые команды.) (Выполняют ОРУ в движении:) 1.И.п.- руки на поясе, Повороты головы вправо, влево; 2.1-2- круговое вращение двумя прямыми руками вперед, 3-4 - круговое вращение двумя прямыми руками назад. 3.И.П. руки перед грудью согнуты в локтях. 1-2. Рывки руками перед грудью; 3-4. Отведение прямых рук в стороны. 4.1-Поворот туловища вправо; 2- Поворот туловища влево. 5.1-Наклон вперед к правой ноге; 2-И.п.; 3-Наклон к левой ноге; 4-И.п. -6.1-8Прыжки на правой ноге; 1-8Прыжки на левой ноге. (Обучающиеся выполняют бег в различном темпе.) (Выполняют команды учителя.) (Выполнение обучающимися ОРУ.) 1.И.П. – сед ноги врозь. 1-наклон к правой ноге. 2-наклон вперёд. 3-наклон к левой ноге. 4-И.П. 2.Принимают исходное положение. 1-3-руки и ноги отрывают от мата, держат. 4-И.П. 1-обхватывают голени руками; 2-И.П. 1-выполняют перекат назад в группировке; 2-сед в группировке; 3-перекат назад; 4-И.П. | 4 мин. 8 раз. 4 раза. 6 раз. 6 раз. 8 раз. 4 раза 30 сек. 4 мин. 6 раз. 4 раза. 6 раз. 4 раза | Словесные методы: распоряжения, команды, указания, объяснения. Практический: выполнение об-ся команд учителя (построение и перестроение, упражнения). Метод организации деятельности занимающихся на уроке: фронтальный. Наглядный метод (демонстрация упражнений). Практический метод. Словесный метод – объяснение. Практический метод (выполнение упражнений об-ся). Метод целостно-конструктивного упражнения. Наглядный (демонстрация упражнений). Метод организации об-ся на уроке: фронтальный. Словесные методы: распоряжения, команды, указания, объяснения. | Дистанция 2- 3 шага. Спина прямая. Выполнять медленно без резких движений. Руки прямые. Спина прямая, локти вниз не опускать. Упр. выполнять под каждый шаг. Следить, чтобы дети не приставляли ногу к ноге. Смотрим прямо, головы не опускаем. Руки согнуты в локтях. Соблюдаем дистанцию. Туловище наклонено вперед. Содействовать свободному положению туловища при ходьбе. Спина круглая, голова между коленями, наклонена максимально вниз, кисти рук обхватывают голени, прижимая ноги к туловищу. Спина круглая, голова между коленями, наклонена максимально вниз, кисти рук обхватывают голени, прижимая ноги к туловищу. |
2. Основная часть урока 25-30 мин |
1.Актуализация знаний. | -Класс, в одну шеренгу становись. -Сегодня вы уже сказали, что кувырок состоит из таких элементов, как группировка и перекат. Вспомните, что такое группировка? (Учитель дает слово обучающемуся по вытянутой руке) -Отлично. Молодец! -А что же такое перекат? (Учитель дает слово обучающемуся по вытянутой руке) -Умница! -Тогда предположите, что такое кувырок? (Учитель дает слово обучающемуся по вытянутой руке) -Хорошее предположение. -Кувырок – это вращательное движение тела с последовательной опорой и переворачиванием через голову. | (Выполняют команду учителя.) -Группировка – это согнутое положение тела, при котором колени подтянуты к плечам, локти прижаты к туловищу, а кисти захватывают середину голени. -Перекат – это движение с последовательным касанием пола отдельными частями тела без переворачивания через голову. -Переворот через голову. | 1,5 мин | Словесный метод (беседа). Метод организации деятельности занимающихся на уроке: фронтальный. | Дети выстраивают осознанное речевое высказывание в устной форме. Учитель исправляет ошибки. |
2. Управление процессом перехода от теории к практике. Знать технику выполнения кувырка вперед. Знать технику безопасности при выполнении кувырка вперёд. | -Итак, вы узнали, что такое кувырок. Теперь выясним технику его выполнения. -Но для этого нужно переложить маты вдоль зала. Переворачиваем их и соединяем. (Рассказываю и медленно показываю). Кувырок вперёд выполняется из упора присев. Выпрямляя ноги, нужно перенести массу тела на руки. Сгибая руки и наклоняясь через голову, сделать перекат на шею и лопатки. Опираясь лопатками о пол, резко согнуть ноги и взять группировку. Заканчивая кувырок, принять упор присев. После выполнения встать – руки в стороны. -Давайте вспомним, как выполняется упор присев? На что должна быть опора? -Верно. Молодец! -Нужно присесть с опорой на руки. (Показываю) -Выполните упор присев. -Отлично! Теперь вы переносите вес тела на руки, но кувырок выполнять не нужно. -Класс, встать. -Давайте поговорим о правилах техники безопасности при выполнении кувырка вперёд. Может быть кто – то уже их знает? -Да, конечно. Нельзя касаться головой мата, нужно сразу перейти на шею и лопатки. -Ещё? -Спину нужно округлить, голову наклонить максимально вниз, руками крепко взяться за голени, т.к. с прямым телом невозможно будет выполнить кувырок. -Обязательно нужно выполнить группировку. | (Кладут маты вдоль спортивного зала.) -Опора на руки. (Выполняют упор присев.) (Выполняют команды учителя.) -Нельзя вставать на голову. Затрудняются. | 3 мин | Словесный метод (инструктирование). Наглядный метод (непосредственная наглядность). Метод организации деятельности занимающихся на уроке: фронтальный. | Руки переходят на голень. Из группировки – встать, руки в стороны. |
4.Первичное усвоение знаний. | -Сейчас каждый по очереди подходит ко мне. Будем выполнять кувырок. Смотрите внимательно за выполнением каждого. Но выполняем в темпе не задерживаемся друг за другом | (Подходят к учителю и выполняют кувырок вперёд со страховкой.) | 7 мин | Словесный метод (объяснение). Практический метод. Метод организации деятельности занимающихся на уроке: поточный. | |
5.Первичная проверка понимания новых знаний. | -Молодцы, ребята! У вас хорошо получается. Теперь ещё раз делаем кувырок. На этот раз смотрите не только за тем, как выполняется кувырок, но обратите внимание на страховку. После, будете учиться друг друга страховать. | (Смотрят за выполнением своими одноклассниками кувырка вперёд и страховкой.) | 4 мин. | Словесный метод (объяснение). Практический метод. Метод организации деятельности занимающихся на уроке: поточный. | |
6.Первичное закрепление. | -Класс, в одну шеренгу становись. -Сейчас я разделю вас на две группы. Вы (называю одарённых детей)- первая группа, а вы (называю более слабых детей) – вторая. -Первая группа будет заниматься самостоятельно, вторая – со мной. (Вызываю одарённого ученика). -Подойди ко мне. -Сейчас я медленно показываю, как выполняется страховка. Смотрите внимательно. 1.Встать на одно колено сбоку от вашего одноклассника, который будет выполнять кувырок. 2.Одной рукой поддерживаете его под спину у шеи, а другой под таз или голени. 3.Если вы заметили, что ваш одноклассник, выполняя кувырок, встаёт на голову, то можете помочь ему, немного наклонив её рукой. -Сейчас будем выполнять страховку. Для того, чтобы вам друг другу не мешать, нужно развернуть маты. (Разворачиваю маты) -Первая группа объединяется в пары и выполняет кувырок со страховкой самостоятельно. -Приступайте к выполнению. -Вторая группа идёт со мной ещё раз выполнять кувырок вперёд. -Закончили. -Маты убираем. -В одну шеренгу становись. -Скажите, у вас всё получилось? -Хорошо, что вы говорите о тех сложностях, которые у вас возникли. У нас ведь ещё сегодня только первый урок по выполнению кувырка. На следующих уроках вы будете совершенствовать его, и всё получится. -А сейчас поиграем. Игра называется «Чай – чай, выручай!». Кто может напомнить остальным правила игры? -Пожалуйста, (имя). -Ребята, всем понятно? -Хочу ещё добавить, что за разметку выбегать нельзя. -Сейчас выбираем водящего. На прошлом уроке был (имя). Кто у нас следующий по очереди? -Выходи в центр, остальные разбегаются. Игра начнётся по свистку. (Начинаю игру одним коротким свистком). (Заканчиваю игру по свистку). -Итак, ты молодец! У нас остался (имя). Он и будет водящим. Разбегайтесь. (Начинаю игру одним коротким свистком). (Заканчиваю игру по свистку). -Молодец! | -Выполняют команду учителя. (Разворачивают маты). Выполняют кувырок вперёд со страховкой. (Страхую тех, у кого плохо получается выполнить кувырок) (Убирают маты). -Нет, (имя) вставал на голову. -А (имя) делал кувырок криво. (Поднимают руки). -Выбирается водящий, от него все разбегаются по залу. Если он дотронулся до кого – то, то этот человек должен встать в широкую стойку ноги врозь, поставить руки в стороны и говорить: «Чай – чай, выручай!». Для того, чтобы этого человека вернуть обратно в игру, нужно проползти под его ногами. -Да! (Делает шаг вперёд). (Водящий выходит в центр площадки, остальные разбегаются по залу в хаотичном порядке). (Водящий выходит в центр площадки, остальные разбегаются по залу в хаотичном порядке). | 7 мин | Словесный метод (инструктирование). Практический метод. Метод организации деятельности занимающихся на уроке: фронтальный. | |
3. Заключительная часть (3-5 мин.). |
1. Снижение функциональной и эмоциональной активности. | -Класс, в одну шеренгу становись. Равняйсь, СМИРНО. -На первый, второй рассчитайсь. -Первые – на месте, вторые два шага вперёд. -Повторяйте движения за мной. (Стойка на одной ноге, руки в стороны, вверх, в стороны, опустили. Поменяли ногу и тоже самое на другой ноге). -Отлично! -Вторые номера кру-ГОМ. На свои места шагом МАРШ. Раз, два. Кру-ГОМ. | (Выполняют команды учителя) (Повторяют движения за учителем) | 2 мин. | Словесный (объяснение). Наглядный (демонстрация упражнений). Практический (выполнение уч-ся упр.). Метод организации деятельности занимающихся на уроке: фронтальный. | Обращает внимание на точность выполнения упр. |
2.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | -Итак, домашнее задание. Выполняете наклоны (Показываю). Для того, чтобы получить оценку значок нужно достать ладонями пола. На следующем уроке проверю. -Также вы должны запомнить и знать определение понятия кувырок вперед. -Задание всем понятно? -Отлично! -Те кто выполнял кроссворд сдаете свои работы мне. За них я выставлю и оценки. | (Смотрят за выполнением упражнения). -Да! | 1 мин. | Словесный (объяснение). Наглядный (демонстрация упражнений). Практический (выполнение уч-ся упр.). Метод организации деятельности занимающихся на уроке: фронтальный. | Упражнение доступно и безопасно, не сложное по координации и не требует страховки. |
3.Рефлексия (подведение итогов занятия). | -А сейчас подведём итоги сегодняшнего урока. Какая же была тема сегодняшнего урока? (Учитель дает слово обучающемуся по вытянутой руке) -Умница! -Может быть кто – то помнит цель урока? (Учитель дает слово обучающемуся по вытянутой руке) -Верно. Молодец! -Поднимите вверх обе руки те, кто достиг поставленной цели. У кого на уроке всё получалось. -Те, у кого были трудности, поставьте руки перед собой. -А у кого совсем ничего не получилось опустите руки. -Я очень рада, что так много поднятых рук. Опускайте. -А те, у кого были сложности, не расстраиваются. На следующих уроках вы будете совершенствовать выполнение кувырка вперёд. - Класс, равняйсь, СМИРНО. Вольно. Нале-ВО. До свидания! | -Акробатика: кувырок вперёд. -Разучивание техники выполнения акробатического упражнения: кувырок вперёд. (Выполняют команды учителя) (Опускают руки). -До свидания! | 2 мин. | Словесный (объяснение). Практический (выполнение уч-ся упр.). Метод организации деятельности занимающихся на уроке: фронтальный. | Дети выстраивают осознанное речевое высказывание в устной форме. |