СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конпект урока "Образование монгольской империи"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Образование монгольской империи

Цели урока:

Познавательная: сформировать знания у учащихся о первых шагах по образованию Монгольской империи, о ее общественном строе.

Развивающая: Раскрыть завоевательную политику Монгольской империи, рассказать о самоотверженной борьбе народов против завоевателей, тяжелых последствиях монгольско­го нашествия.

Воспитательная:  Провести анализ особенностей внутренней и внешней политики Чингисхана в сравнении с полити­кой других стран.

Оборудование урока: Карта Республики Казахстан.

План изучения новой темы:

  1. Создание Монгольской империи.
  2. Общественный строй Монгольской империи.
  3. Завоевание монголами казахских земель.
  4. Последствия завоевания монголами казахских земель.
  5. Создание улусов.

Просмотр содержимого документа
«Конпект урока "Образование монгольской империи"»

Клас 7 ИК Дата_____________

Тема: Образование монгольской империи

Цели урока:

Познавательная: сформировать знания у учащихся о первых шагах по образованию Монгольской империи, о ее общественном строе.

Развивающая: Раскрыть завоевательную политику Монгольской империи, рассказать о самоотверженной борьбе народов против завоевателей, тяжелых последствиях монгольско­го нашествия.

Воспитательная: Провести анализ особенностей внутренней и внешней политики Чингисхана в сравнении с полити­кой других стран.

Оборудование урока: Карта Республики Казахстан.

План изучения новой темы:

  1. Создание Монгольской империи.

  2. Общественный строй Монгольской империи.

  3. Завоевание монголами казахских земель.

  4. Последствия завоевания монголами казахских земель.

  5. Создание улусов.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала

Перед тем, как начать объяснение темы урока, напоми­наем учащимся, что в средние века на казахских землях су­ществовали государства: Караханидов, кимаков, огузов, племен кипчаков, найманов, кереев, которые боролись меж­ду собой за господство, воевали с соседними государствами и в то же время развивали свою экономику, культуру, тор­говлю, образование, науку. Вспомнив материал прошлых занятий, переходим к усвоению темы нового урока.

Для этого знакомим учащихся с целями и планом урока.

Объясняя первый вопрос, показываем на карте терри­тории расселения монгольских племен, рассказываем, как Чингисхану удалось собрать воедино разъединенные

пле­мена и создать могучее государство. Останавливаемся на биографии Чингисхана.

После полной победы над тюркоязычными ханствами Чингисхан стал постепенно завоевывать другие соседние страны.

Общественный строй Монгольской империи

Империя Чингисхана



Система управления империей



Военно-административные аймаки



Тумены (по 10 тысяч воинов)


Правое крыло (Барунгар)



Аймаки


Левое крыло (Жонгар)


тысячи



Центральное крыло (Кул)


сотни




десятки





Время (годы)

Произошедшие события

В 1207-1208 гг.

Старший сын Чингисхана Жошы (Джучи) подчинил себе енисейских кыргызов и северные сибирские народности, племена.

В 1207-1209 гг.

Чингисхан захватил Таигутское госу­дарство, Турфанское княжество уйгур.

В1211-1215гг.

Напав на Китай, монголы захватили и переняли у китайцев производство осадных стенобитных и огнеметных орудий.

В 1217 г.

Направленное Чингисханом монголь­ское войско под командованием Джебе-нойона овладело Жетысу, в котором правил хан Кучлук.

В 1218 г.

Монголы вновь вторглись в Жетысу.

В 1219 г.

Чингисхан со 150-тысячным войском направился от берегов Иртыша к Сырдарье.

В 1219-1220 гг.

Все присырдарьинские города попали в полную зависимость от монголов.

Сюжетно-повествовательный рассказ: о тех бедах и несчастьях, кото­рые принесли разным народам монгольские завоеватель­ные войны.

(можно этот вопрос обсудить вместе с учащи­мися в форме собеседования).

Работа с документом

Почему в результате завоевательных войн монго­лами уничтожались города?

Когда проводили археологические раскопки горо­дища Отрар, в одном помещении были найдены 20-30 че­ловеческих черепов. О чем это говорит?

Какой вред был нанесен культуре, хозяйственной деятельности?

После получения ответов на вопросы, показываем на карте и рассказываем о том, что Чингисхан на завоеван­ных территориях создавал улусы.

  1. Закрепление по вопросам параграфа

Задание на дом: §21 читать и пересказывать


Класс: 7 ИК Дата___________

Тема: ОБРОЗОВАНИЕ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ.

Цели урока:

Познавательна: Раскрыть особенности внутренней полити­ки государства Золотая Орда, которое было создано ханом Бату (Батыем) вместо улуса Жошы.

Развивающая: Объяснить учащимся причины усиления Золотой Орды, расцвета торговли, экономического развития.

Воспитательная: Объяснить, почему к XV веку Золотая Орда стала ослабевать и пришла в упадок.

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Опрос домашнего задания по вопросам к §21.

  3. Объяснение нового материала по плану.

План урока:

1.Образование Золотой Орды.

2.Усиление Золотой Орды.

3.Ослабление Золотой Орды.

4.Общественный строй Золотой Орды.

При объяснении первого вопроса, напоминаем учащим­ся, что Чингисхан завоеванные земли разделил на улусы, показываем их территории на карте. Государство стало

на­зываться Золотой Ордой. А когда появилось такое поня­тие? Спрашиваем об этом учеников и для ответа предлага­ем прочитать первые два абзаца и приходим к совместному ответу. Другие абзацы объясняем таким же образом.

При объяснении причин усиления Золотой Орды можно воспользоваться следующей таблицей:

Правители Золотой Орды

Основные события в период их правления

Хан Бату (Батый) (1227-1255 гг.)

Совершил семилетний поход (1236-1242 гг.) на Запад, в ходе ко­торого завоевал многие западные страны и границы Золотой Орды расширились в западном направле-нит, были захвачены Северный Кав­каз, побережье Крыма, русские кня­жества, страны, которые признали свою зависимость и выплачивали дань Золотой Орде.

Хан Берке

(1256-1266гг.)

Рост могущества Золотой Орды повлек за собой отказ хана Берке от подчинения Монгольской импе­рии и нежелание его принимать участие в общемонгольских курул­таях. В политическом и экономи­ческом отношениях Золотая Орда бурно развивалась, усилились свя­зи между Золотой Ордой и султа­ном Египта Бейбарысом. В целях дальнейшего усиления Золотой Орды хан Берке принял мусуль­манскую религию. Он использовал ислам для укрепления связей с мусульманскими странами.

Хан Менгу-Темир (1266-1280 гг.)

В 1271 г. предпринял поход против Византии, которая пре­пятствовала укреплению отноше­ний Золотой Орды с Египтом, им­ператор Византии, боясь пораже­ния, заключил с монголами мир­ный договор. Расширились торго­вые отношения Золотой Орды с городами Средиземноморья.

Хан Тохты

(1290-1312 гг.)

Оживил торговые связи с Ира­ном и странами Кавказа. Укрепил связи с египетским Мамлюкским государством.

Хан Узбек

(1312-1342 гг.)

Большое внимание уделял развитию городов. В этот пери­од мусульманская религия была объявлена государственной.

Хан Жаныбек (1342-1357 гг.)

В период его правления в го­сударстве повсеместно возводи­лись мечети, медресе, другие об­щественные здания, бурно раз­вивалась торговля.

В борьбе за власть с 1357 по 1380 год погибло более 20 ханов.

В 1380 г. войско Золотой Орды под командованием Ма­мая потерпело поражение от русских дружин князя Дмит­рия Донского в битве на Кули­ковском поле. После этого по­ражения Золотая Орда уже не смогла вновь укрепиться.

Хан Тохтамыш

(г. рожд.. -1406 г.)

Совершал походы на русские земли, в 1382 г. сжег Москву, втор­гся в Мавераннахр и Закавказье.

О системе власти в Золотой Орде рассказываем, что она была схожей с системой власти династии Чингисхана. Делопроизводство велось на тюркском ялике, система уп­равления государством: администраторы, беки, везири, малики, даруги, писари, баскаки. Останавливаемся на каждой должности в отдельности. Закрепление: по вопросам параграфа

Задание на дом: §22 прочитать и запом­нить его содержание.


Класс: 7 ИК Дата___________

ТЕМА: АК ОРДА (XIII - НАЧАЛО XV ВЕКОВ.)

Цели урока:

Познавательная: Рассказать об особенностях образования, о внутренней и внешней политике государства Белая Орда, ее экономическом положении, хозяйственной деятельнос­ти.

Развивающая: Научить учащихся делать сопоставления и обобщения.

Воспитательная: Воспитывать учащихся в духе патриотизма и человеколюбие.

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод урока: Проблемно-поисковый.

Оборудование урока: Карта Республики Казахстан.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Повторение ранее изученного материала

Проверочный тест «Монгольская империя и Золотая Орда»

  1. Изучение нового материала

План объяснения новой темы:

1.История возникновения государства Белой Орды.

2.Данные о территории, на которой располагалась Белая Орда.

3.Внутренняя и внешняя политика Белой Орды.

4.Экономическое положение государства.

Приведя факты об образовании Белой Орды, показы­ваем на карте ее территорию. Пользуясь картой, пока­зываем, что она простиралась от реки Урал (Яик) до За­падно-Сибирской низменности, по среднему и нижнему течению Сырдарьи.

Хотя Белая Орда была в составе Золотой Орды, она жила своей самостоятельной жизнью и постепенно уси­ливалась. Во второй четверти XIV века она начинает от­деляться от Золотой Орды.

Как Белая Орда стала самостоятельным государством, какие важные исторические события произошли в истории этого государства, можно проследить по нижеследую­щей таблице:


Со второй четверти XIV века

Белая Орда окончательно отделя­ется от Золотой Орды (при ханах Ерзене и Мубараке она постепенно отделяется, а при хане Урусе - уже окончательно).

В 1327-1328 гг.

Хан Мубарак от своего имени вы­пускал в Сыганаке собственные мо­неты, хотя правители Золотой Орды противились этому.

Со второй половины XIV века

В Золотой Орде начинается смута. В 60-е годы в результате заговора трон занял потомок Орда-Ежена хан Урус, который отделяется от Золотой Орды.

В 1368-1369 гг.

Хан Урус чеканил в Сыгнаке свои монеты.

В 1374-1375 гг.

Хан Урус совершил поход в По­волжье и захватил столицу Золотой Орды Сарай-Берке, затем город Хадт жи-Тархан и подчинил себе камских булгар.

В 1379 г.

Хан Тохтамыш, одержав победу над сыном хана Уруса Тимур-Мали­ком, окончательно подчинил себе го­род Сыгнак.

В 1380 г.

Хан Тохтамыш завоевал подавля­ющую часть территории Золотой Орды и ставку хана Мамая.

В 1395 г.

Эмир Тимур возвел на ханский трон Белой Орды сына хана Уруса -Койричака-оглана.

В 1428 г.

Власть в восточном Дешт-и-Кып-чаке взял в свои руки Абулхаир-хан из династии Шайбанидов. Он завое­вал многие земли Белой Орды и со­здал свое ханство. Так прекратила свое существование Белая Орда.

Останавливаемся на экономическом положении госу­дарства.

Каким видом хозяйства преимущественно занимались народы, населявшие территорию Казахстана? Остановив­шись на развитии торговли, на социальном положении народа, подводим итоги урока.

Закрепление пройденного материала по вопросам §23.

Задание на дом: Ответить на вопросы в конце §23.


Класс: 7 ИК Дата___________

ТЕМА: МОГУЛИСТАН (СЕРЕДИНА XIV - КОНЕЦ XVI ВЕКОВ)

Цели урока:

Познавательная: Рассказать, как в результате распада Чагатайского улуса в XIV веке появилось государство Могулистан, об особенностях его этнического состава, внешнем и внутреннем положении страны, завоеватель­ных войнах эмира Тимура против Могу листана, о бед­ствиях, которые они принесли, распаде Могу листана.

Развивающая: Научить делать сопоставления, обобщения.

Воспитательная: Воспитывать учащихся быть патриотами своей страны, привить к труду и трудолюбию.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование урока: Карта Республики Казахстан.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Опрос домашнего задания по вопросам к §23, опира­ясь на таблицу и карту.

  3. Изучение нового материала

План изучения материала:

1.История создания Могулистана. Его территория

2.Этнический состав населения.

3. Внутренее и внешнее положение Могулистана

4. Распад Могульского государства

Изучение новой темы.

Ученики знают из прошлых уроков об ослаблении го­сударства Золотой Орды, распаде улусов, которые ста­новятся независимыми государствами.

После вступительного слова учителя, класс делится на 4 группы. Все группы читают самостоятельно текст па­раграфа, делают в тетрадях пометки, чертят таблицы или схемы по следующим заданиям:

группа - создание Могулистана, его территория;

группа - этнический состав населения;

группа - внутреннее положение Могулистана;

группа - распад Могулистана.

По завершении работы к доске вызываются по одному представителю от каждой группы, одновременно 2-3 ученика работают у доски. Они выполняют на доске свою

работу по структурированию текста. Класс записывает в свои тетради недостающую информацию.

Рефлексия: Что знали ? Что узнали ? Что хотелось бы узнать ?

Задание на дом: Внимательно прочитать §24 и запом­нить его содержание.

Оценки:


Класс: 7 ИК Дата___________Тема: ГОСУДАРСТВА ТИМУРА

Цели урока: Познавательная: Показать, к каким губительным послед­ствиям привели грабительские, завоевательные вторже­ния эмира Тимура в другие регионы и страны.

Развивающая: Продолжить работу над составлением хронологии, развитием навыков системного мышления, выделения главного, установления взаимосвязей.

Воспитательная: Воспитывать учащихся уважать и знать истрию своего народа, привить любовь к родине.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование урока: Карта «Казахстан в XIV-XV ве­ках»,

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Опрос домашнего задания проводится по вопросам к §24, опираясь на таблицы и схемы,

составленные на про­шлом уроке.

  1. Изучение новой темы по плану:

1. Походы эмира Тимура против Золотой Орды.

2. Походы эмира Тимура против Могульского ханства.

3. Последствия походов эмира Тимура.

Завоевательная политика Тимура тормозила этничес­кое объединение казахских, киргизских племен, препят­ствовала процессу создания своей государственности.

Если походы эмира Тимура отразить с помощью хро­нологической таблицы, то они хорошо запомнятся.

Завоевательные походы эмира Тимура


Время (годы)

Произошедшие события

Последствия походов

В 1370 г.

Захватил Мавераннахр,

кото­рым правил 35 лет.

Пришло в упадок хо­зяйство завоеванных регионов.

В 1371-72 гг.

Посланное Ти­муром войско воевало с Могулистаном.

Было захвачено много пленных и добычи, мно­готысячные стада ско­та. Была нарушена тор­говля между городами Средней Азии.

В 1371-1390 гг.

Тимур неоднок­ратно совершал походы на Могулистан.

Разрушал и сжигал города.

В 1376 г.

Тимур разбил войско сына хана Уруса Малика-оглана.

Были прерваны межгосударствен­ные связи.

В 1376 г.

Тимур направил 30-тысячное войско против правителя Могулистана, извест­ного полководца Камар ад-Дина.

Были расширены захваченные терри­тории, сюда пересе­лялись другие тюркоязычные племена.

В 1377 г.

Камар ад-Дин был разбит два­жды Тимуром: в предгорьях Каратау и Бугымском ущелье.

Была разрушена ос­нова для формиро­вания народов Сред­ней Азии.

В 1384-91 гг.

Тимур совершил ряд походов про­тив Золотой Орды и Могулистана. Для поко­рения Могулистана он напра­вил 120-тысяч­ное войско.

Завоевательные по­ходы эмира Тимура тяжело сказались на экономическом и культурном разви­тии казахских зе­мель.

В 1390-е гг.

Полностью под­чинил себе

Могулистан.


Таблицу можно дополнить списком государств, завое­ванных Тимуром и т. д.

Закрепление урока по вопросам параграфа

Задание на дом: §27 прочитать и запом­нить его содержание.


Класс: 7 ИК Дата___________Тема: Ногайская орда

Цели урока:

Познавательная: Объяснить причины образования Но­гайской Орды, рассказать о ее территории, полити­ческой истории. Показать политическое развитие Се­верного Казахстана и Западной Сибири, их взаимо­связь, а затем объяснить причины распада. Разобрать этнический состав народов, проживавших в этих ре­гионах.

Развивающая: Научить ребят сопоставлять историю развития тюрк­ских народов на территории Казахстана и делать соб­ственные умозаключения.

Воспитательная: Воспитывать у учащихся любовь к истории своей стра­ны, уважать ее, быть гуманными.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы урока: Устное объяснение, беседа, вопросы-ответы.

Наглядные пособия: Карта «Казахстан в XIII-XV ве­ках», карта Республики Казахстан.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Опрос домашнего задания.

3. Объяснение нового материала.

Тема, план, цели нового урока.

План изучения новой темы:

1.Образование Ногайской Орды.

2.Политическая история Ногайской Орды.

3.Западная Сибирь и Северный Казахстан в XIII-XV веках.

4.Этнический состав населения этих регионов.

2 и 4 вопросы учащиеся самостоятельно изучают

Выписать термины и их объяснение, основные даты, причины распада

После рассказа учителя по новой теме обобщаем пу­тем вопросов и ответов пройденный материал: Государ­ства, которые появились во время распада Золотой Орды и Белой Орды - это были Ногайская Орда и Сибирское ханство, выясняем, что развитие общественных отноше­ний, языка общения, отраслей хозяйственной деятельно­сти было связано исключительно благодаря местному тюркоязычному населению.

Задание на дом:

  1. Прочитать и выучить §26.

Проверочная работа по теме: Завоевательные походы эмира Тимура.

1. Годы жизни эмира Тимура:

A) 1423 -1428 гг.

B) 1428 – 1468 гг.

C) 1466 -1480 гг.
D) 1336-1405 гг.
E) 1480 -1511 гг.

2. Эмир Тимур был сыном

A) бека Тарагая

B) нойона Есугей-батыра

C) Джучи
D) Чагатая
E) Угедея

3. Эмир Тимур был родом из тюркизированного монгольского племени

A) конырат B) баскак C) даруг
D) борджигитов E) барлас
4. Эмир Тимур захватил власть в Мавераннахре в :

A) 1404-1405г B) 1405г

C) 1370г D) 1336г
E) 1395г

5. В течение скольких лет правил эмир Тимур в Мавераннахре?

A) 45 B) 65 C) 40
D) 50 E) 35
6. Прежде чем завоевать Золотую Орду, эмир Тимур решил покорить ее ближайше­го соседа

A) Синюю Орду

B) Белую Орду.

C) Ногайскую Орду
D) Астраханское ханство
E) Сибирское ханство

7. В каком году к эмиру Тимуру прибыл посол от Урус хана с требованием выдать Тохта­мыша и с извещением, что войско Урус хана движется к Туркеста­ну.

A) в начале 1367

B) в начале 1376

C) в конце 1367
D) в конце 1368
E) в конце 1369

8. Сын Урус хана, Тимур-Малик в 1377 году нанес поражение Тохтамышу у города

A) Отырар

B) Сыгнак

C) Сауран
D) Сарайчик
E) Сарай – Берке

9. Политический центр Ак Орды

A) Отырар

B) Сыгнак

C) Сауран
D) Сарайчик
E) Сарай – Берке

10. В каком году Тохтамыш захватил Сарай, Хаджи-Тархан, Крым, Орду Мамая.

A) 1360

B) 1365

C) 1380
D) 1356
E) 1336

11. 21 января 1391 года Тимур выступил с 200-тысячным войс­ком в поход против

A) Тимур-Малика

B) Урус хана

C) Сасы - Буги
D) Орда - Еджена
E) Тохтамыша


12. Местность, где произошло решающее сражение между войсками Тимура и Тохта­мыша в 1395 г.

A) на р.Буланты

B) долина реки Терек на Северном Кавказе.

C) на р. Каратал
D) Пески Кызылкум
E) Семиречье

13. Первые разведывательные походы Тимура во внутренние районы могульских земель произошли в:

A) 1361 – 1371 гг.

B) 1371 – 1381 гг.

C) 1371 – 1372 гг.
D) 1363 – 1374 гг.
E) 1361 – 1362 гг.

14. Весной 1376 года эмир Тимур направил 30-тысячное войско против правителя Могулиста­на

A) Кызыр Ходжа-хан

B) Камар ад-дина

C) Енке Торе
D) Мухаммед-хана
E) Уайс-хана


15. Кто возглавлял 30-тысячное войско, направленное эмиром Тимуром против правителя Могулиста­на Камар ад-дина

A) Кызыр Ходжа-хан

B) Эмир Сасы-Буга

C) Енке Торе
D) Мухаммед-хан
E) Уайс-хан


16 В 1384—1391 годах эмир Тимур совершил ряд походов против

A) Ногайской Орды и Могулистана.

B) Астраханского ханства и Могулистана.

C) Золотой Орды и Могулистана
D) Сибирского ханства
E) Астраханского ханства и Сибирского ханства

17. В результате походов в 1390-е годы Тимур полностью подчинил

A) Могулистан

В) Синюю Орду

C) Ногайскую Орду
D) Астраханское ханство
E) Сибирское ханство

18. Годы правления Тамерлана в Средней Азии.   

A) 1359 - 1379 гг.

B) 1423 -1428 гг.

C) 1370 - 1405 гг.
D) 1336-1405 гг.
E) 1480 -1511 гг
19. В каком городе умер эмир Тимур?

A) Отрар

B) Самарканд

C) Сауран
D) Сарайчик
E) Сарай – Берке

20. Какие государства в конце 1380х годов создали политический союз, чтобы противо­стоять эмиру Тимуру?
A) Ногайская Орда и Могулистан

B) Астраханское ханство и Могулистан

C) Белая Орда и Могулистана
D) Сибирское ханство и Золотая Орда
E) Астраханское ханство и Сибирское ханство



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Д

А

Е

С

Е

В

В

С

В

С

Е

В

С

В

В

С

А

С

А

С







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!