СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах»

Тема: Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах

Цель: сформировать представление о личности Петра I, его роли в процессе модернизации Российского государства.

План

  1. Создание Сената и коллегий

  2. Указ о единонаследии. Табель о рангах

  3. Реформа местного управления

1. Создание Сената и коллегий

Наметившаяся ещё в XVII в. тенденция к абсолютизму потребовала ещё большей централизации власти в условиях Северной войны.

В 1699 г. вместо Боярской думы была организована Ближняя канцелярия, переименованная в 1708 г. в Консилию (Совет) министров.

Что такое Боярская дума? Кто в неё входил?

Следующим шагом было создание в 1711 г. Правительствующего Сената, ставшего высшим правительственным учреждением. В первый состав Сената вошли девять ближайших к царю сановников: граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин, боярин Тихон Никитич Стрешнев, князь Пётр Алексеевич Голицын, князь Михаил Владимирович Долгоруков, князь Григорий Андреевич Племянников, князь Григорий Иванович Волконский, генерал Михаил Михайлович Самарин, генерал Василий Андреевич Апухтин и Назарий Петрович Мельницкий. Обер-секретарём был назначен Анисим Щукин.

Первоначально создание Сената было обусловлено необходимостью управлять государством во время частых отлучек Петра I. В конечном итоге Сенат приобрёл законосовещательные, судебные и контролирующие функции. Однако, несмотря на широкие полномочия и высокий статус, Сенат не подменял собой царя и не ограничивал его власти. Вскоре была учреждена должность фискалов, в обязанности которых входили тайный надзор и сыск нарушителей государственного порядка, взяточников, воров. Фискалы назначались и на местах, осуществляя контроль за местными властями. Им были даны неограниченные полномочия. Источники свидетельствуют, что фискалов не наказывали даже за ложный донос.

В 1722 г. над деятельностью Сената также был установлен контроль. Была введена должность Генерал прокурора, которую занял видный государственный деятель и дипломат Павел Иванович Ягужинский. Он был посредником между Сенатом и государем, заведовал делопроизводством и руководил прокуратурой.

Пётр называл Генерал-прокурора «оком государевым».

В 1718—1721 гг. громоздкая и неэффективная система приказов была преобразована в систему коллегий. Новые органы центрального управления отличались от приказов двумя принципами: они управлялись коллегиально, и функции их были чётко разделены. Первоначально было учреждено 11 коллегий. Каждая из них ведала определённой отраслью управления, например: Коллегия иностранных дел — внешней политикой, Адмиралтейская — флотом, Военная — сухопутными войсками, Камер-коллегия — доходами, Штатс-коллегия — государственными расходами, Мануфактур-коллегия — промышленностью, Главный магистрат на правах одной из коллегий ведал городами, Преображенский приказ — политическим сыском, Вотчинная коллегия — дворянским землевладением. Для руководства их деятельностью были изданы Генеральный регламент и регламенты каждой коллегии. Подчинялись коллегии непосредственно Сенату, который совместно с царём назначал их президентов.

Центральное место в системе управления занимала тайная полиция. Делами о государственных преступлениях ведал Преображенский приказ, а затем Тайная канцелярия, находившиеся в ведении самого императора.

Многие принципы организации государственного управления (принцип совещательности, жёсткого подчинения нижестоящих инстанций вышестоящим, чёткого разделения полномочий между ведомствами) Пётр заимствовал у Швеции, своего противника в Северной войне.

2. Указ о единонаследии. Табель о рангах

В 1714 г. Пётр подписал Указ о единонаследии, запрещавший дробление дворянских имений, так как это часто приводило к разорению дворян. Этот указ юридически ликвидировал различие между поместьями и вотчинами, превратив их в единый вид дворянской земельной собственности. Теперь не существовало разницы между дворянским и боярским землевладением.

В 1722 г. император принял Табель о рангах. Теперь старая и новая аристократия уравнивались и в служебном положении. Согласно новому закону служба делилась на гражданскую и военную. Было определено 14 классов (рангов) чиновников: в гражданской службе — от коллежского регистратора до канцлера; в армии — от прапорщика до генерал-фельдмаршала; на флоте — от мичмана до генерал-адмирала. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-й давали личное дворянство без права передачи по наследству. За свою службу чиновники получали земли и крестьян, а также денежное содержание.

Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку независимо от его происхождения.

3. Реформа местного управления

Реформа управления коснулась и местных учреждений. Высшей единицей административно-территориального деления вместо уезда стала губерния.

В 1708 г. Россия первоначально была разделена на 8 губерний: Ингерманландскую (с 1710 г. — Петербургскую), Московскую, Киевскую, Смоленскую, Архангелогородскую, Казанскую, Сибирскую и Азовскую.

Во главе каждой губернии стоял губернатор или генерал-губернатор с административными, полицейскими, финансовыми, судебными функциями. Генерал-губернаторы были также командующими войсками в подчинённых им губерниях. В дальнейшем, в 1719 г. губернии были разделены на 50 провинций, а провинции — на дистрикты. Во главе провинции стоял воевода, а во главе дистрикта — земский комиссар. Высшей территориальной единицей Российской империи становилась провинция, а губернии выполняли роль военных округов. Провинциальные воеводы находились в подчинении губернаторов только в военных вопросах, в гражданских же делах они напрямую подчинялись Сенату.

Особый режим местного самоуправления существовал на Украине. Власть здесь принадлежала гетману. Однако для контроля за его действиями (особенно после измены гетмана Мазепы) была создана Малороссийская коллегия, которую возглавлял царский офицер. После смерти в 1722 г. гетмана И. И. Скоропадского выборы гетмана были запрещены и на эту должность стали назначать царским указом.

Почему на Украине существовал особый порядок управления?

Главной целью реформы административно-территориального устройства страны было укрупнение ключевых территориальных единиц для централизации власти на местах.

В 1699 г. в России началась городская реформа. В Москве была создана Бурмистерская палата, которой подчинялись земские избы городов. В её состав вошли бурмистры — должностные лица, избиравшиеся посадским населением. Вскоре Бурмистерская палата была переименована в Ратушу.

Ратуша стала центральным государственным учреждением для управления городским торгово-промышленным населением России, являясь одновременно и финансовым учреждением, и высшей судебной инстанцией для городского населения. Земские бурмистры все доходы и подати отправляли в Ратушу.

В 1718 г. большинство полномочий Ратуши было сосредоточено в Коммерц-коллегии, которая должна была заботиться не только о развитии торговли и промышленности, но и о сословных интересах торгово-промышленного населения России. В 1721 г. был издан регламент Главного магистрата. Члены Главного магистрата и городских магистратов назначались императором и носили чин по Табели о рангах.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Реформы управления Петра I, с одной стороны, повысили централизацию и эффективность государственного управления и способствовали окончательному оформлению абсолютной монархии, но с другой — привели к формированию «регулярного государства», основанного на бюрократизации государственного аппарата, слежке и полном подчинении всех сословий верховной власти.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. В чём заключалась реформа органов центрального управления? 2. Почему возникла необходимость принятия Указа о единонаследии? 3. С какой целью Пётр I предпринял реформу местного самоуправления? 4. Что нового было введено в управление городами? 5. Найдите исторические ошибки в предложении: «Дворянство он получил от своего отца — прапорщика флота, служившего ещё Петру I».

Работаем с картой

Покажите на карте центры губерний, созданных в России в 1708 г.

Изучаем документы

РАБОЧАЯ НЕДЕЛЯ ПЕТРА I. СОБСТВЕННОРУЧНАЯ ЗАПИСЬ ЦАРЯ

Понедельник, вторник, среда, четверг — делать Устав Адмиралтейский.

Пятница — в Сенат, субботнее утро — история о войне, воскресное утро — чужестранные дела.

А когда река станет, тогда, ежели много дел будет, четверг прибавить к сенатским делам.

Составьте по первому документу рассказ о рабочей неделе царя Петра I.

ИЗ УКАЗА О ЕДИНОНАСЛЕДИИ. 23 МАРТА 1714 г.

...Всем недвижимых вещей, то есть: родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом: Кто имеет сыновей и ему же аще хощет единому из оных дать недвижимое... тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имения, которыя должен отец их или мать разделити им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследником будет...

В чьих интересах был издан Указ о единонаследии? Кто и почему имел основания быть недовольным его положениями?

СОВРЕМЕННИК О ПЕТРЕ I

Самым его любимым и приятным занятием было кораблестроение и другие дела, относящиеся к мореходству. Оно развлекало его каждый день, и ему должны были уступать и самые важные государственные дела. Даже если Пётр задумывал заложить новый корабль, то на несколько недель он запирался в саду и проводил время в чертежах и вычислениях соразмерности мачт и парусов, а между тем никого не пускал к себе из министров. О внутренних улучшениях в государстве, судопроизводстве, хозяйстве, доходах и торговле он мало или вовсе не заботился в первые 30 лет своего царствования и бывал доволен, если только его Адмиралтейство и войско достаточным образом снабжались деньгами, дровами, рекрутами, матросами, съестным и одеждой, а это случалось тем легче, что его войска много лет сряду находили случай содержать себя на чужой счёт, без отягощения государства.

Чем вы можете объяснить первостепенный интерес Петра к вопросам кораблестроения?

Думаем, сравниваем, размышляем

1. По материалам параграфа составьте таблицу в тетради, содержащую данные об основных реформах петровского времени и их значении.

2. Используя Интернет, соберите информацию и напишите о метрологической реформе Петра I. Определите её цель и задачи, которые она должна была решить.

3. Сравните систему государственного управления в России после реформ Петра I с подобной системой в европейских странах. Сделайте выводы.

Запоминаем новые слова

Абсолютизм — форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.

Аристократия — родовая знать.

Губерния — основная административно-территориальная единица в России с 1708 по 1917 г.

Коллегия — название высшего правительственного учреждения в Российской империи XVIII в.

Модернизация — обновление основных сторон жизни общества. Прокурор — должностное лицо органов прокуратуры, призванное следить за выполнением закона.

Ратуша — сословный судебный орган в небольших российских городах в XVIII—начале XIX в.

Сенат — в России с 1711 по 1917 г. — высший государственный орган, подчинённый императору.

Табель о рангах — законодательный акт Петра I (1722), определявший порядок прохождения службы чиновниками империи.

Фискал — в России в 1711 — 1729 гг. — государственный служащий для надзора за деятельностью государственных учреждений и чиновников.

Домашнее задание: прочитать § 5. Письменно ответить на вопрос № 3 в рамке «Вопросы и задания для работы с текстом параграфа».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!