Министерство образования Саратовской области
ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»
Конспект-беседа по слушанью музыки в младшей группе.
«Просьба, радость, печаль».
Слушателя 1 группы
отделения доп. образования
программы профессиональной
переподготовки «Теория и методика
дошкольного образования»
Хлыстовой Дарьи Сергеевны
Саратов 2019г.
Цель: учить различать и определять словесно разные музыкальные настроения (ласковое, веселое, грустное) и их оттенки.
Задачи:
Образовательные:
1. Стимулировать активность детей в слушании музыки, пении, музыкально-ритмических движениях.
2. Формировать элементарные представления о настроении в музыке.
Развивающие:
1. Развивать способность слышать и выражать смену настроений в музыке, выражать это в образных движениях.
2. Формировать навыки выразительных движений, творческие умения.
3. Развивать музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
4. Развивать любознательность, активность, коммуникативность.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к классической музыке.
Оборудование:
кукла
сломанная игрушка (зайчонок)
треугольник
подарочная коробка с новой игрушкой внутри
музыкальный центр
фортепиано
аудиозаписи «Болезнь куклы» П. Чайковского, «Ласковая просьба» Г. Свиридова, «Новая кукла» П. Чайковского.
Ход:
Дети под музыку заходят в зал, встают в круг.
Педагог: Здравствуйте, ребята. (Дети здороваются). Ребята, а какое у вас сегодня настроение? (Свободный диалог с детьми).
Педагог достает куклу. Ребята, посмотрите, какая нарядная гостья к нам сегодня пришла! Знакомьтесь – это Катя. (Рассмотреть куклу). Давайте поздороваемся с нашей гостьей ласковым голосом. (Здороваются ласковым голосом). Кажется, Катя нас не стесняется, ведь мы с ней поздоровались ласково. Ребята, мне кажется, что Катя отчего-то грустит.
(Кукла в руках педагога отвечает грустным голосом) – Здравствуйте, ребята.
Педагог: Катенька, отчего-же ты такая грустная? Что тебя так огорчило?
Катя: Понимаете, моя любимая игрушка – мой зайчик заболел, у него оторвалась лапка. Это была моя любимая игрушка, а теперь я очень грущу о том, что не могу больше поиграть с зайчонком. Мне так грустно, что даже плакать хочется.
(В записи звучит «Болезнь куклы» П. И. Чайковского. Педагог берет в руки треугольник.)
Педагог: Ребята, нашей Кате и вправду очень грустно. Вы слышите музыку, которая передает нам Катино настроение? Я даже слышу, как капают слезы из Катиных глаз. (Педагог подыгрывает на треугольнике.)
Ребята, что же делать? Надо Кате помочь. Кажется, я знаю, кто может подарить Кате новую игрушку. Конечно, это ее мама. Кате нужно просто попросить ее об этом. Но как же должна прозвучать просьба доченьки к маме? Конечно ласково и нежно.
(Дети проходят на стульчики перед фортепиано).
Ребята, давайте вспомним все ласковые и нежные слова, которыми Катя сможет попросить маму о новой игрушке.
Дети предлагают: «Мамочка, пожалуйста, я очень тебя прошу, милая, любимая, и т.д.»
Педагог исполняет «Ласковую просьбу» Г. Свиридова.
Ребята, а давайте пропоём ласково все те слова просьбы, которые мы вспомнили. Дети вместе с педагогом пропевают под музыку короткие фразы: «Мамочка моя / будь ты так добра / ну, пожалуйста, тебя прошу /
Ребята, как вы думаете, мама подарит Кате новую игрушку? Я тоже думаю, что подарит. После такой ласковой и нежной просьбы любая мама своему любимому сыночку или дочке обязательно сделает что-нибудь приятное. Кажется, нашей Кате мама уже сделала подарок. Посмотрите, что это за коробка лежит в углу? Пойдемте, посмотрим.
Дети идут за педагогом смотреть что в нарядной коробке. Садятся на пол вокруг педагога, распаковывают подарок. В это время, пока у детей интерес и восторг, включить в записи музыку «Новая кукла» П. И. Чайковского.
Ребята, посмотрите на Катю. Кажется, она улыбается, она рада, получить подарок. А вы любите получать подарки? А какое у вас бывает настроение, когда вы получаете подарок? (Дети отвечают). Конечно, все дети любят подарки и всегда очень радуются, когда им что-то подарили. И сейчас вместе с Катей мы тоже радуемся. Скажите, а как ведет себя радостный человек? (ответы детей). Все дети радуются по-разному. Кто-то бегает, кто-то прыгает, кто-то весело размахивает руками. А как радуетесь вы? Покажите мне свою радость.
В записи снова звучит «Новая кукла» П. И. Чайковского, дети вместе с педагогом выполняют танцевальную импровизацию.
Молодцы, ребята! Кажется, ваше настроение улучшилось, и Катя наша больше не плачет, а радуется. А ведь без нас с вами у Кати ничего бы не получилось. Давайте вспомним, какое настроение было у Кати, когда сломалась ее любимая игрушка. (Ответы детей). Катя грустила и даже было слышно, как капают слёзки из ее глаз. (Включить в записи фрагмент «Болезнь куклы» П. Чайковского). Но мы с вами предложили Кате попросить маму подарить ей новую игрушку. А как мы это делали? (Ответы детей). Мы просили маму ласково, нежно. (Звучит фрагмент «Ласковой просьбы» Г. Свиридова). И что же случилось, мама подарила Кате новую игрушку. Какое настроение стало у Кати? (Ответы детей). Правильно, веселое, радостное, взволнованное. (Звучит «Новая кукла» П. Чайковского).
А нам с Катей пора прощаться. Давайте скажем радостно «До свидания, Катя!» (Дети прощаются с Катей и под музыку «Новая кукла» выходят из зала.
Используемая литература: О. П. Радынова, «Настроение, чувства в музыке», программа «Музыкальные шедевры».