СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект беседы с учащимися 4 класса на тему: «Конфликты и пути их решения»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу».

В. Домиль

Цель – научить детей выходить из спорных ситуаций, не допуская конфликтов.

Задачи:

- ознакомить детей с понятиями «конфликт» и «конфликтная ситуация», со способами предупреждения конфликтов;

- способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.

Форма проведения: беседа, час общения.

Оформление:

-написать на доске тему, эпиграф;

-написать на доске незаконченное предложение: «Причиной конфликта было то, что...»;

-написать на доске:

Способы предупреждения конфликтов:

- мягкое противостояние;

- конструктивное предложение.

 

Ход  мероприятия:

Психолог: Разрешите рассказать вам одну восточную притчу:

У Мудреца однажды ученик спросил

(он перед этим бабочку словил):

– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?

Жив мотылек в руках моих, иль нет?

Ладони в этот миг легонько сжал...

Плененный мотылек затрепетал.

Блеснули искорки у мудреца в глазах:

– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

- Почему мудрец так ответил? Как в думаете? (психолог объясняет смысл притчи).

-Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.

 

I. Беседа по теме «Варить суп или заваривать кашу?»

Психолог: Ребята, приходилось ли вам «заваривать кашу»? Как вы понимаете смысл этого выражения? В чем это заключалось?

Примерные ответы детей:

- сделал такое, что потом еле-еле распутал.

- натворил гадостей, потом родители расхлебывали.

- приврал.

- напутал чего-то, перессорился со всеми.

- попадал в трудное положение, из которого не мог найти выход.

 Психолог: А есть и другая поговорка со словом «каша»: «С тобой каши не сваришь!» О ком так говорят?

Примерные ответы детей:

- о бестолковых, ленивых,

-о людях, которые не помогают в общем деле или мероприятии.

- о тех, кто не может сотрудничать.

- о таком человеке, с которым невозможно договориться.

Просмотр содержимого документа
«Конспект беседы с учащимися 4 класса на тему: «Конфликты и пути их решения»»

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 7 VIII вида» города Воркуты






КОНСПЕКТ

беседы с учащимися 4 класса

на тему:


«Конфликты и пути их решения»





Подготовила: педагог-психолог Желонкина Ю.В.









Воркута

2018 г.








г. Воркута

2018 г.





















Государственное образовательное учреждение Республики Коми

«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 7 » города Воркуты















«Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу».

В. Домиль

Цель – научить детей выходить из спорных ситуаций, не допуская конфликтов.

Задачи:

- ознакомить детей с понятиями «конфликт» и «конфликтная ситуация», со способами предупреждения конфликтов;

- способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.

Форма проведения: беседа, час общения.

Оформление:

-написать на доске тему, эпиграф;

-написать на доске незаконченное предложение: «Причиной конфликта было то, что...»;

-написать на доске:

Способы предупреждения конфликтов:

- мягкое противостояние;

- конструктивное предложение.


Ход мероприятия:

Психолог: Разрешите рассказать вам одну восточную притчу:

У Мудреца однажды ученик спросил

(он перед этим бабочку словил):

– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?

Жив мотылек в руках моих, иль нет?

Ладони в этот миг легонько сжал...

Плененный мотылек затрепетал.

Блеснули искорки у мудреца в глазах:

– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

- Почему мудрец так ответил? Как в думаете? (психолог объясняет смысл притчи).

-Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.


I. Беседа по теме «Варить суп или заваривать кашу?»

Психолог: Ребята, приходилось ли вам «заваривать кашу»? Как вы понимаете смысл этого выражения? В чем это заключалось?

Примерные ответы детей:

- сделал такое, что потом еле-еле распутал.

- натворил гадостей, потом родители расхлебывали.

- приврал.

- напутал чего-то, перессорился со всеми.

- попадал в трудное положение, из которого не мог найти выход.

Психолог: А есть и другая поговорка со словом «каша»: «С тобой каши не сваришь!» О ком так говорят?

Примерные ответы детей:

- о бестолковых, ленивых,

-о людях, которые не помогают в общем деле или мероприятии.

- о тех, кто не может сотрудничать.

- о таком человеке, с которым невозможно договориться.

Психолог: Прочитайте эпиграф на доске (читают). Как бы вы объясните его значение?

Примерные ответы детей:

- те, кто не способен к общению и пониманию, попадают в запутанные ситуации.

- кто не может ладить с людьми, тот постоянно создает трудности для себя и других.

-если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.

Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения. Как их избежать? Как прекратить расхлебывать кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем сегодня говорить.

II. Игра «Звездочки и созвездия»

Психолог: Представим себе, что все мы – отдельные звездочки. Звезды могут объединяться в созвездия. Число звездочек в созвездии может быть разное. По хлопку, как только я назову число, вы объединитесь в созвездия по 5 человек. Объединяться в созвездия можно по-разному: прикасаясь, друг к другу руками, ладонями, плечами, и т. д. (Проводится игра)

Психолог:  Как сейчас мы объединялись в разные созвездия, так и все люди живут, существуют в разных группах, общностях. У каждого из вас есть семья со своими традициями, укладом, со своими семейными ценностями и праздниками. Сам же человек неповторим, и у него есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер, свой темперамент. Представьте, что сейчас перед вами лужа. Что вы видите в ней? ( Свободные высказывания учащихся: деревья, солнышко, дома, грязь)

(Свободные высказывания учащихся: грязь, солнышко и т. д.) Спасибо.

-Совпали ли ваши мнения?

-Какой вывод можно сделать?

Ученики. На один и тот же предмет мы смотрим по-разному. У всех разное мнение, разные взгляды. Все мы разные, многим отличаемся друг от друга.


III. Незаконченные предложения по теме «Отчего происходят конфликты?»

Психолог: Поднимите руки, кому приходилось когда-либо участвовать в конфликтной ситуации? (Дети поднимают руки.)

Психолог: Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта? Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: «Причиной конфликта было то, что...»

(Дети поднимают руки, высказываются.)

Примерные ответы детей:

- У нас с подругой были разные мнения о школьной дискотеке.

- Мы по-разному относились к одному мальчику.

- У нас совершенно разные характеры.

- Мне не понравилось его поведение.

- Он оскорбил моего брата и т. п.

Психолог: Как видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться. Так как мы отличаемся друг от друга, давайте подумаем, как мы можем существовать рядом, чтобы всем было комфортно?

Ученики. Нужно быть добрым, например, прежде чем обратиться к человеку, улыбнуться ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки. Нужно быть отзывчивым, уметь радоваться успехам и переживать неудачи не только свои, но и товарищей по классу. Прийти на помощь товарищу, не дожидаясь, пока тебя об этом попросят и т. д. 

Психолог: Объединим все ваши высказывания в одно правило, прочитаем все вместе

Ученики: Жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.


IV. Знакомство со способами предотвращения конфликтов

Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространенных. Первый способ предупреждения конфликта - это мягкое противостояние. Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно и отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека. Второй способ называется «конструктивное предложение». Это попытка найти компромисс, то есть выход, который бы смог устроить всех. Рассмотрим конкретные ситуации.

Мягкое противостояние

Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.

(Психолог дает слово детям, желающим высказаться. Если желающих не будет, можно предложить высказаться детям, сидящим в первом ряду. Каждый ученик, не вставая с места, должен обратиться по имени к соседу и высказать свои претензии (в максимально доброжелательной форме). Не страшно, что все дети будут говорить одни и те же слова. Важно, чтобы они нашли нужную интонацию - достоинство и твердость в мягкой форме.)

Примерные фразы:

- Дима, не хочется ссориться, но мне очень не нравится, когда моими вещами пользуются другие.

- Саша, не обижайся, но это мои учебники, и мне удобнее пользоваться ими одному.

Конструктивное предложение

У вас очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликтов с помощью конструктивного предложения?

(Дети высказываются так же, как и в предыдущем случае.)

Примерные ответы детей:

-Лена, мне кажется несправедливым то, что я одна ношу в школу учебники, давай будем делать это по очереди. Тогда никому не будет обидно.

- Я понимаю, Аня, как тяжело носить в школу полный портфель книг. Сейчас есть такие портфели на колесиках и с выдвигающейся ручкой, как чемоданы. Может, попросишь у родителей такой на Новый год или на день рождения?

Мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.


V. Ситуации: на обсуждение 5 минут.

1) Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?

- будете плакать;

- ударите его;

- сделаете ему замечание;

- не скажите ничего;

- пожалуетесь учителю.

- свое мнение

2) На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть мобильный телефон. Без разрешения стал звонить своим друзьям. Как ты поступишь?

3) Кате родители не хотели покупать сотовый телефон, считая

это излишеством. Девочка говорила, что они её не любят, и плакала. А в школе одноклассники относились к ней с пренебрежением. Катя им в ответ грубила.

4) На соревнованиях по волейболу ребята проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили им тем же. По окончании игры у школы ребята устроили драку.

(Идет обсуждение ситуаций)


Заключительное слово психолога

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.


Подведение итогов

Какое впечатление оставила наша беседа? Прибавилось ли уверенности в своих силах? Появилось ли желание воспользоваться способами предотвращения и погашения конфликтов?

Примерные ответы детей:

- Впечатление хорошее, появилась уверенность, что смогу избежать конфликтов.

- Пока все понятно, а когда сам попадешь в конфликтную ситуацию, может быть, все окажется сложнее.

- Очень хорошее впечатление, если бы все так научились разговаривать, не было бы конфликтов.

- Я уверена, что смогу избежать конфликтов.

- Умный человек никогда не доведет дела до конфликта.




ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1.Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В.Гришина // СПб: Питер, -2008.

2.Шеламова Г. М. Деловая культура и психология общения / Г.М.Шеламова // Издательство: ПрофОбрИздат., -2002.

3.Казанская, В. Г. Подросток. Трудности взросления [Текст] : книга для психологов, педагогов, родителей / В. Г. Казанская. - СПб. : Питер, 2006. - 240 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!