Цель - выявление обучающимися своей профессиональной направленности.
Задачи:
Нацелить обучающихся на серьёзное осмысление выбора профессии.
Дать возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои стремления, желания и наклонности.
Объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии.
Формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии.
Продолжить работу по улучшению нравственного климата в классе.
Ход беседы:
- Добрый день, дорогие ребята!
Вступление. Как быстро бежит время. Совсем недавно вы переступили порог этой школы несмышлёными малышами, а сегодня вы, почти выпускники. Время, как река, которая течет в одном направлении, из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее. Время не поворачивается вспять и не стоит на месте. Прожив миг, мы не можем вернуться назад и прожить его заново. Назад дороги нет, идти нужно только вперед.
На экране интерактивной доски: Лента жизни. (2 слайд)
Рождение д/сад школа ? ?
Психолог: Глядя на вашу ленту жизни, что вы можете сказать? Что, по вашему мнению, должно быть после слова «школа»?
Дети отвечают: Это то, что ожидает нас впереди.
Психолог: А что вас ждёт впереди? Какой важный шаг предстоит вам сделать?
Ответы ребят.
Психолог: Сегодня мы поговорим с вами на тему:
«Мир профессий и твоё место в нём».
(слайд 3)
Психолог: Ребята! (слайд 4)
“Человек рождается два раза» - говорят в народе, считая вторым его рождением - выбор профессии.
Как много профессий вы знаете! И, конечно же, вы знаете, что профессия со временем накладывает какой-то отпечаток на внешний вид человека, на его поведение, даже на характер. Но с другой стороны, есть призвание, которое дается человеку от рождения. Говорят, что артистами, учителями и врачами не становятся, а рождаются. А какое же у вас призвание? На людей, каких профессий вы похожи? Давайте попробуем это выяснить.
Далее проводится с ребятами тренинг «Рука судьбы» (Слайд 4)
Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.
На отдельных листочках написать профессии, которые каждый хочет выбрать. Складываем все эти листочки в пакет и перемешиваем, затем их вытягивают все ребята из пакета, не глядя. Посмотреть на эмоции.
Итак, мы все видим, что случайный выбор профессии не так уж и нравится вам!
Поэтому давайте подумаем, что нужно для хорошего выбора?
Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительских желаний, путем проб и ошибок.
Психолог: Так какие же должны быть условия выбора профессии?
Ребята: Должны выполняться три условия (Слайд5)
Хочу ------------мои желания
Могу-------------способности и возможности
Надо--------------востребованность профессии
Психолог: Как не ошибиться и найти свою, только свою дорогу в профессии? Как выбрать?
Ребята: Сделать правильный выбор профессии - это выбрать работу, которая
во-первых - вызывает интерес;
во-вторых - должна быть доступной и посильной;
в-третьих - можно будет трудоустроиться.
(Психолог благодарит за правильные ответы)
Следующая игра: "САМАЯ-САМАЯ "
Психолог: А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.
Назовите профессии:
Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
Самая волосатая (парикмахер...)
Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
Самая смешная (клоун, пародист...)
Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
«Вспомни! на доске написаны буквы: К, Р, Ф, П
Психолог: Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья команда это сделает лучше? (Дети отвечают)
.
К | Р | Ф | П |
Контролер | Разведчик | Фрезеровщик | Проводник |
Киноартист | Рыбак | Фотограф | Плотник |
Крановщик | Редактор | Фигурист | Пилот |
Кочегар | Радиоведущий | Фармацевт | Пожарный |
Киномеханик | Рентгенолог | Фтизиатр | Полицейский |
Космонавт | Радист | Фокусник | Полярник |
Кабельщик | Репортер | Фотомодель | Пограничник |
Кровельщик | | Фотокорреспондент | Печник |
Каменщик | | | Пиротехник |
Кутюрье | | | Повар |
Кондитер | | | Пекарь |
Кондуктор | | | Портной |
| | | Парашютист |
Психолог: Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Итак, что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу?
Дети отвечают: интересная, посильная и приносить доход.
Психолог: Подводя итог нашего мероприятия, хочу привести слова К. Д. Ушинского: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет".
Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии.
Итог урока: Выводы по мероприятию, обобщение.
Психолог: Ребята, наше знакомство с миром профессий подходит к концу. Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники.
Спасибо, ребята, за работу! Всего доброго, до свидания!
Рефлексия. Что интересного вы сегодня узнали? Что останется в памяти? О чём можно задуматься?
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. — М.: Вако, 2005.
2.Резапкина Г.В. Я и моя профессия. — М.: Генезис, 2004
3.Резапкина Г.В.Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. — М.: Генезис, 2005.
4.Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. — М.: Генезис, 2005.