СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект бинарно-интегрированного урока"Вода на Земле"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект бинарно-интегрированного урока"Вода на Земле"»

Вода на Земле

Бинарно-интегрированный урок географии и биологии в 5 классе

Шульга Ж.Ю.

учитель географии

Золотарева Т.В.

учитель биологии, экологии

Урок включает материал по географии, биологии и химии. Урок способствует развитию методологической культуры учащихся, а именно умений анализировать, сравнивать, делать выводы, оценивать роль учебных дисциплин в своих планах на будущее, строить коммуникативное взаимодействие, составлять собственные оригинальные задания, а также организовывать познавательную деятельность.

Задачи: формированию представления о водной оболочке Земли, о свойствах воды; организовать деятельность учащихся по формированию умения проводить эксперименты, приводить примеры свойств воды и их особенностей в природе, характеризовать значение воды для человека, растений и животных; содействовать воспитанию бережного отношения к водам Земли, воспитанию культуры общения.

Тип урока: урок изучения нового материала

Используемые технологические подходы, приемы обучения: технология проблемного обучения, личностно ориентированный подход, технология сотрудничества, эксперименты и наблюдения, рефлексия.

Оборудование: учебник, опорный конспект, раздаточный материал,

тестовые задания для выходного контроля, мультимедийная презентация, лабораторное оборудование.

Ход урока

1.Организационный этап.

Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка готовности к уроку.

Учитель географии - Всем доброго дня!

Учитель биологии - Мы рады приветствовать всех Вас!

Предлагаю начать урок с дыхательной гимнастики. Ребята, сделайте, пожалуйста, глубокий вдох воздуха. Вдохните как можно больше кислорода, так как он способствует активации работы головного мозга, улучшает

концентрацию внимания, повышает трудоспособность. Молодцы! Теперь я уверена, что наш урок пройдёт плодотворно!

Учитель географии - Сегодня у нас не совсем обычный урок. Как вы думаете, почему?

Ответы учащихся (урок ведут два учителя).

Учитель географии

Верно! Необычность нашего урока в том, что его будут вести два учителя - учитель географии и учитель биологии.

Изучать мы будем удивительное, необычное вещество. Вещество, без которого мы можем прожить в среднем только три - пять дней.

Что это за вещество? (Ответы учащихся)

  1. Объявление темы и задач урока.

Учитель географии - Да, верно. Сегодня мы поговорим с вами о её величестве ВОДЕ. Тема нашего урока: Вода на Земле. Запишите в тетрадях число и тему урока.

-Что вы знаете о воде? ( Ответы учащихся).

-Ребята, а что вы хотите узнать о воде? ( Ответы учащихся).

На некоторые вопросы вы получите ответы уже на сегодняшнем уроке.

Учитель географии - Итак, цели нашего урока:

знать:

  • определение понятия «вода»;

  • состав водной оболочки Земли;

  • свойства воды;

уметь:

  • проводить эксперименты, которые доказывают свойства воды

  • характеризовать значение воды в природе.

  1. Объяснение нового материала.

Учитель географии - Проблемный вопрос: Как вы думаете, откуда на Земле появилась вода? (Ответы учащихся)

Учитель географии - Существует две теории происхождения воды: земная и космическая.

Космическая гипотеза утверждает, что вода была доставлена на планету с кометами, астероидами или метеоритными телами.

Но большинство учёных придерживаются земной гипотезы. Сущность, которой в том, что из водяного пара, который выделялся из недр Земли, образовывались облака. Когда температура воздуха понизилась, на земную поверхность начали выпадать дожди. Вода стекала в пониженные участки поверхности земного шара. Появился океан.

Учитель биологии - Мы встречаемся с водой каждый день. Для чего нам нужна вода?

(Ответы учащихся.)

Учитель с помощью наглядного материала (листы, на которых напечатаны рисунке и текст) показывает сколько воды необходимо человеку.

Для ежедневного использования человеку необходимо:

Чистка зубов под краном- 7 литров.

Принятие душа в течение 6 минут - 100 литров.

Стирка белья в стиральной машине - 230 литров.

При выращивании 1 тонны пшеницы необходимо 1,5 тысячи тонн воды.

При производстве 1 тонны бумаги необходимо 200 тонн воды.



Учитель биологии - Посмотрите, ребята, как много нам всем нужно воды!

Проблемный вопрос: А много ли воды на нашей планете?

Поднимите руку, кто считает, что воды мало, опустите, а теперь - кто считает, что воды много.

Учитель биологии - Где находится вода в природе? (Ответы детей) Внимание на экран (учащимся предлагается посмотреть слайд-шоу).

Учитель географии- Так где же находится вода? Верно!

2/3 поверхности Земли покрыто водой. (Запишем это в тетрадь).  Голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты. Посмотрите на глобус. Если быстро вращать глобус, то он покажется одноцветным – голубым.

Давайте вспомним материал прошлого урока, ка называется водная оболочка Земли? (Гидросфера) А что входит в состав гидросферы? (Мировой океан, воды суши, вода в атмосфере и живых организмах.)

Ребята, что называют водой? Давайте попробуем сформулировать определение понятия вода.

Вода- жидкость, содержащаяся в Мировом океане, на суше, в атмосфере и живых организмах.(Записываем в тетрадь)

Учитель биологии показывает колбу с водой. -Ребята, как вы думаете, почему вода является самым необычном веществом на Земле? (выслушиваются мнения учащихся).

Вы близки к истине. Но обо всём по порядку.

Учитель демонстрирует воду в трех агрегатных состояниях.

Вода может легко стать паром или льдом

-Какое условие необходимо, чтобы вода превратилась в лёд? (Понижение

температуры до 0°С)

-При каком условии вода может перейти в пар? (При нагревании).

Процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное называется испарением.(Запишем в тетрадь это определение) Испарение воды обычно происходит при температуре выше 0°С. Чем выше температура, тем быстрее испаряется вода.

Проблемный вопрос: А может ли лёд опять стать водой? При каком условии? (При повышении температуры).

Проблемный вопрос: А может ли пар опять стать водой? При каком условии? (При понижении температуры).

С переходом водяного пара в воду мы встречаемся в повседневной жизни. Летним вечером или ранним утром, когда воздух холоднее, выпадает роса. Это водяной пар, находящийся в воздухе, при охлаждении оседает на траве, листьях и других предметах в виде маленьких капелек воды. Облака также образуется в результате конденсации водяного пара. Поднимаясь над землей и водоемами в верхние, более холодные слои воздуха, этот пар и образует облака, состоящие из маленьких капелек воды.

Учитель географии . Физминутка.А теперь ребята, я вам предлагаю передохнуть и выполнить физкультминутку. Я вам буду называть природные явления, если в них вода находится в твёрдом состоянии - имитируете молоточки, в газообразном состоянии - руки вверх, в жидком состоянии - изображаете руками волну.Дождь, туман, ручеёк, снег, облако, роса, град, ливень, иней, пар.

Учитель биологии - Вода при определённых условиях может переходить из одного состояния в другое. Это уникальное свойство. Так же вы с начальных классов знаете, что у воды нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.

А какими ещё свойствами обладает вода, это мы сейчас выясним в нашей воображаемой лаборатории.

Учитель биологии -Кто себя хочет попробовать в роли исследователя и установить свойства воды, выполнив несложные эксперименты? (Класс делится на четыре команды, каждая команда выбирает своего исследователя).

Опыт 1. Налейте воду в стакан. Какую форму приняла вода?

Перелейте воду в колбу. Какой формы стала вода?

Перелейте воду во вторую колбу. Какую форму приняла вода?

Ребята, какой мы можем сделать вывод о форме воды? (Вода не имеет постоянной формы, а принимает форму того сосуда, который она заполняет).

Опыт 2. Наполните стакан водой до каёмки 200 мл. Перелейте воду в колбу. Заметьте уровень воды в колбе. Изменился ли объём воды?

Какой можно сделать вывод об объёме воды из этого эксперимента? (В любом сосуде большего размера 200мл воды будут занимать объём, равный 200 мл. Следовательно, вода сохраняет свой объём.)

Опыт 3. Добавьте в стакан воды сахар. Размешайте.

Видите ли вы теперь сахар? Что произошло с сахаром?

Какой можно сделать вывод из этого эксперимента?(Вода растворяет вещества).

Вода - лучший растворитель в природе. Поэтому в природе нет идеально чистой воды. Даже дождевая капля содержит десятки растворённых веществ. В воде морей и океанов тоже растворено много разных веществ. Под воздействием воды растворяются даже некоторые горные породы-соль, гипс, известняк. Именно поэтому под землёй порой возникают полости - пещеры.

Опыт 4. В стаканы с холодной и горячей водой добавьте по чайной ложке сахара и размешайте. В какой воде сахар растворился быстрее? Сделайте вывод, как температура влияет на растворение веществ в природе? (В тёплой воде растворение веществ происходит быстрее, чем в холодной).

Вода при замерзании увеличивается в объёме.

Давайте теперь вспомним все свойства воды и запишем их в тетрадь, подсказку вы видите на экране.

Учитель географии. Постановка проблемы: У воды есть ещё уникальная особенность: она неиссякаема. А вот почему она неисчерпаема, попробуйте ответить, прослушав сказку.

Сказка «Жила - Была капелька»

"Жила-была капелька в огромном океане. Капелька была круглая, искристая, одним словом, очень симпатичная. Отличительной ее особенностью была огромная любознательность. Она спрашивала себя: "А что там, наверху, почему так светло и празднично? И вот она на водной глади океана. Но тут, о чудо, лучик Солнца подхватил капельку и понес высоко - высоко. Капелька увидела с большой высоты всю красоту земли и была очень счастлива! И все было бы хорошо, но капелька почувствовала, что стало холодно. Рядом с собой она увидела множество капелек - подружек. Они собрались все вместе и образовали тучку. Ветер подхватил и понес ее по небу. Капельки заплакали, и на землю упали струйки дождя. В виде дождя капельки вернулись на землю: кто в озеро, кто на пашню, кто в ручеек. А наша капелька упала в реку и с водами реки наконец вернулась в свой дом - океан".

Учитель географии - Благодаря чему вода неиссякаема? (Ответы детей) Солнце сделало наши водоемы неиссякаемыми. Благодаря Солнцу существует круговорот воды в природе. Откроем учебник на стр.113, и обратимся к рисунку 136

Океан - Испарение воды - Образование облаков - Перенос облаков - Выпадение атмосферных осадков над сушей - Речной сток - Подземный сток - Океан

Перенесем эту схему к себе в тетрадь!

А теперь, я предлагаю вам открыть контурные карты на стр.

И выполнить практическую работу «Вода на Земле»



4. Закрепление нового материала

Учитель биологии - А теперь проверим, насколько внимательны вы были сегодня на уроке. Выполните тестовые задания на карточках. У вас 2 минуты.

1. В каком состоянии вода не встречается в природе:

A) жидком;

Б) твёрдом;

B) пластичном.

2. Выберите явление природы, где вода находится в твёрдом состоянии:

A) облака;

Б) снег;

B) дождь.

3. Процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное называется:

A) испарением;

Б) замерзанием;

B) плавлением.

4. При каком условии вода превращается в лёд?

A) при повышении температуры выше 0°С ;

Б) при понижении температуры до 0°С ;

B) при нагревании .

5. Выберите свойство воды:

A) имеет постоянную форму;

Б) имеет цвет;

B) растворяет вещества.

Проведём самопроверку. Сверьтесь с правильными ответами на экране.

Правильные ответы

1.В

2.Б

3.А

4.Б

5.В



Поднимите руку, кто выполнил все задания правильно? МОЛОДЦЫ!

5.Домашнее задание .Учитель географии коментирует домашнее задание. § 24,вопросы 1-2, с.115; Вопросы 3,4, с.115 (по желанию).

6.Подведение итогов. Выставление отметок.

7. Рефлексия.

Учитель географии. Задание «Продолжи фразу»: Учащимся предлагается вытянуть листочек с незаконченной фразой и самостоятельно закончить эту фразу.

Сегодня на уроке я научился... проводить опыты с водой

Сегодня на уроке я узнал… Свойства воды, определение и какое огромное значение имеет вода

Мне понравилось ... Наблюдать за видеоэкскурсией

Мне было трудно...


Учитель географии - Мне понравилась ваша работа на уроке: ваша активность, находчивость, любознательность, умение с лёгкостью выполнять задания. И мы думаем, что наши гости нам сегодня даже немножко позавидовали, что у нас в гимназии есть такие ученики, как вы.

Учитель биологии - Спасибо всем за урок и пусть та положительная энергия, которой вы зарядились на уроке, поможет вам в открытии новых знаний в дальнейшем.

Надеюсь, что вы сегодня пополнили свой багаж знаний.

А мы предлагаем вам, заполнить «Сосуд знаний» капельками воды.

Давайте оценим наш урок смайликами на ваших партах

Вёсёлая капелька - Урок очень интересный. Мне всё понравилось. Я выполнил все задания самостоятельно.

Равнодушная капелька - Урок мне понравился, но я не всё усвоил. Мне помогал учитель и ученики.

Грустная капелька - Мне было скучно. Я ничего не выполнил.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!