СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект часа общения для 5 класса Тема "Конфликт и пути его решения"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект часа общения для 5 класса Тема "Конфликт и пути его решения"»

Конспект классного часа для 5 класса

Тема "Конфликт и пути его решения"

Цели:

  1. Развитие коммуникативных способностей школьников, умение общаться в группах, коллективе.

  2. Формирование благоприятной психологической и нравственной атмосферы в классе.

Задачи:

 Образовательные:                                                                                              

  -знакомить учащихся с основами общения без конфликтов, с понятиями «компромисс», «конфликт».                                                                                    

–формировать представление о разных вариантах человеческого общения.


        Развивающие:                                                                                                    

-развивать познавательный интерес, личностные качества – рефлексия, толерантность.


        Воспитательные:                                                                                            

-воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;                        

-формировать  социально-одобряемые формы поведения.


Оборудование:


Карточки с описанием конфликтных ситуаций..


  I. Организационный момент.


Здравствуйте, ребята! Мы сегодня проводим классный час.  

 II. Определение темы классного часа. Постановка задачи занятия.


Стихотворение «Два козла»

 Однажды на лужайке подрались два козла,

Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

Один из них тихонько приятеля лягнул,

Другой из них тихонько приятеля боднул,

Один боднул приятеля немножко посильней,

Другой боднул приятеля немножко побольней.

Один разгорячился, лягнул что было сил,

Другой его рогами под брюхо подцепил.

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а в серьёз.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной

На школьной переменке такой же вспыхнул бой.

(Спор, ссора, драка, конфликт).

- Правильно, произошел конфликт.

- Ребята, сможете ли вы теперь назвать тему нашего классного часа? (Ответы детей)

(На экране выставляется тема «Конфликты»).

- Как вы думаете, почему мы взяли эту тему?

- Что обозначает слово «конфликт»?

Выставляется запись: «Конфликт – это столкновение мнений, сил, сторон».


-Что мы узнаем на классном часе?

- Правильно, мы узнаем, почему происходят конфликты между людьми и, если конфликты произошли, то, как их нужно разрешать. Это и будет нашей задачей нашего классного часа.


III. Содержательный компонент классного часа. Поисковая деятельность.


1. Анализ ситуации. Коллективная деятельность.

- Для этого вернемся к стихотворению и ответим на вопросы:

1) С чего начался конфликт?

2) Что не смогли сделать животные?

3) Какая причина конфликта?


-Где нам понадобятся знания этой темя?

Учащиеся высказывают свои мысли – в отношениях между людьми, в классе, в семье. Вы ещё маленькие, и вся жизнь у вас впереди, поэтому очень важно уметь ладить с окружающими вас людьми, не конфликтовать.


Мы отличаемся друг от друга, давайте подумаем, как мы можем существовать рядом, чтоб всем было комфортно?

Ученики: нужно быть добрым, улыбаться человеку когда к нему обращаешься, радоваться удачам и переживать неудачи не только свои , но и одноклассников, приходить на помощь товарищу. Давайте объединим ваши высказывания в одно правило, прочитаем вместе.

1.Жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо. (слайд презентации)

Кл. рук-ль: -А всегда получается понимать друг друга?

- К чему может привести непонимание друг друга?

Ученики: непонимание ведёт к ссорам, спорам.

Кл. рук-ль: А у вас бывают ссоры с друзьями, родителями только из-за того, что кто- то кого-то не так понял? (дети отвечают)

Очень редко можно встретить человека, который ни с кем не ссорился. Всё бывает в жизни. Но когда человек ссорится, это вырабатывает плохие черты характера – человек становится злым, несдержанным, с Кл. рук-ль: -Мы можем назвать такое общение дружеским?

- Как вы думаете, хорошо ли поступают те , кто выясняет свои отношения при

помощи кулаков?

Учащиеся высказывают свои мысли.

- А как бы вы назвали такое общение? (Учащиеся высказывают свои мысли- драка, ссора,… будет хорошо если скажут – конфликт )

Да, ссора может перерасти в конфликт.


Ситуация №1


– Кирилл, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Ваня.

  • Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Ваня и убежал.

А Кирилл даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу.


1. Анализ ситуации. Коллективная деятельность.

1) Проанализируйте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками?

2) Из-за чего в данной ситуации возник конфликт?


  1. Неумение слушать

Ситуация №2

На соревнованиях мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.

- Как вы считаете, почему возник конфликт? В чем причина?

3. Несдержанность

Вывод: Какие мы узнали причины конфликтов?

- Как могут разрешаться конфликты?

Положительно и отрицательно.


Я сейчас прочитаю вам слова, а вы выбираете, положительный ли это способ разрешения конфликта или отрицательный

Уступать, разгневаться, промолчать, договориться, ударить, упрямиться, понять).

Дети объясняют свой выбор и делают вывод о положительных и отрицательных способах разрешения конфликтов.


-Попробуем на примерах разобрать причины конфликтных ситуаций и найти пути выхода из них.


  1. Анализ ситуаций. Поиск способов разрешения конфликтов Групповая работа по карточкам.

Детям предлагаются карточки. Нужно прочитать задания на карточках, проанализировать конфликтные ситуации, определить причины их возникновения. После этого, представители каждой группы должны зачитать свою карточку и представить результаты своей работы.


А) Карточка № 1 для 1 группы. Инсценировка рассказа Н.Артюховой «Саша-дразнилка».


Саша очень любил дразнить свою сестренку.

Ляля обижалась и плакала.

- О чем ты плачешь, Лялечка? – спрашивает папа.

- Меня Саша дразнит!

- Ну и пусть дразнит. А ты не дразнись.

Было очень трудно не дразниться, но один раз Ляля попробовала, и вот что

из этого вышло.

Ребята сидели за столом и завтракали.

- Вот я сейчас поем, - начал Саша, - и твою куклу к люстре за ноги подвешу.

- Ну, что ж, - засмеялась Ляля, - это будет очень весело!

Саша поперхнулся от удивления.

- У тебя насморк, - сказал он, подумав. - Тебя завтра в кино не возьмут.

- А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.

-Все вы, девчонки,- дрожащим голосом проговорил Саша, - все вы ужасные трусихи и плаксы.

- Мне самой мальчики больше нравятся, - спокойно ответила Ляля.

Саша посмотрел кругом и крикнул:

- У меня апельсин больше, чем у тебя!

- Ешь на здоровье, - сказала Ляля, - поправляйся.

Тут Саша уже не нашел что сказать, встал и убежал.


- Какой совет дал папа Ляле?

- Помог ли папин совет девочке?

- Как вышла Ляля из конфликтной ситуации?

(С помощью юмора)


Б) Карточка № 2 для 2 группы.

Стихотворение Николая Красильникова «Ссора»

Семенов прислал мне записку: "Корова",
А я написала: "Семенов — козел!"
Он — новое слово, я — новое слово.
Но тут к нам учитель как раз подошел.
Пал Палыч ругал нас не очень сурово,
Но только сказал, выводя за порог:
— Как только в людей превратитесь вы снова,
Тогда приходите опять на урок!

  1. Какая проблема послужила "толчком" к возникновению конфликта?

  2. Участники конфликта: действия одной стороны конфликта, действия другой стороны конфликта.

  3. В чем суть конфликта?

  4. Можно ли было остановить перерастание проблемы в конфликт? В какой момент?

5. Что помешало остановить перерастание проблемы в конфликт?

6. Какой способ разрешения конфликта вы считаете наиболее эффективным в данной ситуации и почему?

Уход от конфликтных ситуаций

В) Карточка № 3 для 3 группы.

1-й вариант разговора.

— Ой, привет, ты где это так подстриглась?

— А что, тебе не нравится?

— Так вообще давно уже никто не стрижется — ты выглядишь как пенсионерка.

— Ты на себя в зеркало посмотри!..

Учитель отмечает, что обобщения типа «вообще никто», «никто так не делает» только провоцируют развитие спора.

2-й вариант разговора.

— Тебе просто не идет эта стрижка.

— Ты на самом деле так считаешь?

— Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще честно скажет?

— А что мне делать?

— Пойдем ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому.

— Пойдем.

Искренность и готовность пойти навстречу


- Кл. рук-ль: давайте послушаем сказку «Две козы» и подумаем, почему героям удалось избежать ссоры.

Две козы.

На узкой горной тропке встретились две козы. Налево – гора, как стена, направо- глубокая пропасть. Задумались козы: как им быть? Одна коза легла и плотно прижалась к земле. А другая осторожно через неё перешла. И обе остались целы.

- Как козам удалось избежать конфликта?

Козы не стали ссориться и совершать необдуманных поступков. «Глупые ссорятся, а умные договариваются»

- Кл. рук-ль: Козы из сказки смогли договориться. Такой путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется компромиссом. Некоторые считают, что мириться первым- значит проявить слабость характера. А как вы думаете?

-Что помогает разрешить конфликт?

Ученики: Нужно уступать друг другу.

Кл. рук-ль: Верно, уступка, один из способов выйти из конфликта. УСТУПКА

Ученики: Ещё можно обратиться к взрослому человеку за советом. СОТРУДНИЧЕСТВО

Кл. рук-ль: Верно, если вы затрудняетесь в том правильно ли вы поступаете, то необходимо обратиться за советом к родителям, учителю и т.д. за советом. Это и есть следующее правило бесконфликтного общения. – «Научись сотрудничать, уступать, договариваться, находить компромисс».

А ещё очень помогает разрешить конфликт юмор и шутка. Нужно относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. И это одно из самых главных правил человеческого общения.

- На экране появляется правило: « Главное - относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе».

А могут ли люди обходиться без конфликтов?

Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет уладить споры, разногласия. А для этого нужен жизненный опыт, мудрость и знания..

 Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

 Мудрецы и слон.

     Давным  -  давно  в маленьком городе жили - были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? "Я знаю,- сказал один мудрец,- мы ощупаем его". - "Хорошая идея,- сказали другие,- тогда мы будем знать, какой он- слон". Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед - назад. "Слон похож на веер!" - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. "Он похож на дерево!" - воскликнул он. "Вы оба не правы,- сказал третий,- он похож на веревку". Этот человек нащупал слоновий хвост. "Слон похож на копье",- воскликнул четвертый. "Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена!". Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хвост. "Вы все не правы,- сказал он,- слон похож на змею". "Нет на веревку!" - "Змея!" - "Стена!" - "Вы ошибаетесь!" - "Я прав!". Шестеро слепых кричало друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

Вопросы:

 1) Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон?

Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон, Никто не хотел слушать, что говорят другие.

У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.

 2) Были ли мудрецы на самом деле мудрыми?

 3) Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон? Наличие другой стороны.


Пожелания


1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.

10. Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.

11. Будь обаятелен и добр.

12. Извинись, если ты не прав.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.


Правила бесконфликтного поведения, которые у нас получились.

Правила бесконфликтного поведения.
1. В споре будь сдержан и тактичен.
2. Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
3. Научись сотрудничать, уступать, договариваться, находить компромисс.
4. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
5. Главное - относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.


IV. Рефлексия.

  1. Узнать, что такое конфликт? (Мы узнали, что конфликт – столкновение сторон , мнений)

  2. Последствия конфликта. (Мы поняли , что конфликтный человек лишается общения, здоровья )

  3. Пути его разрешения. (Мы научились разрешать конфликты с помощью компромисса, уступки, сотрудничества, юмора).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!