СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект Чудесный доктор _А.И.Куприн

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект Чудесный доктор _А.И.Куприн

Просмотр содержимого документа
«Конспект Чудесный доктор _А.И.Куприн»

Тема: Тема сострадания и милосердия в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор».

Цели: 1. Дидактическая:

- проанализировать рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор»;

- определить смысл названия рассказа, познакомиться с реальной основой произведения;

- в процессе обсуждения содержания рассказа выявить, что такое сострадание, милосердие, и кто из героев обладает этими качествами;

- формировать навык обучающихся работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные признаки.

2. Воспитательная:

- создавать условия для формирования положительных качеств характера: милосердие, доброта, сострадание, бескорыстие, ответственность;

- способствовать формированию умения сочувствовать и сопереживать, откликаться на чужую боль и совершать добрые поступки;

- содействовать развитию умения общаться между собой, высказывать свое мнение и уважать суждения других; помочь осознать ценность совместной деятельности.

3. Развивающая:

- создавать условия для формирования умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения аргументировать свою позицию;

- способствовать развитию творческой активности, наблюдательности через различные формы и виды работы.

Формируемые универсальные учебные действия:

Предметные УУД:

- умение понимать тему, идею литературного произведения, анализировать художественный текст.

Познавательные УУД:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели,

- осмысленно читать текст, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и художественной литературы,

- умение пользоваться смысловым чтением художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов,

- осознанно строить речевое высказывание, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственное мнение.

Регулятивные УУД:

- определять цель учебной деятельности,

- оценивать результаты деятельности (своей и чужой),

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь планировать алгоритм ответа.

Личностные УУД:

- формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

- формирование мотивации к самосовершенствованию.

Коммуникативные УУД:

- уметь формулировать собственное мнение,

- строить монологические высказывания,

- уметь работать индивидуально, в группе и в парах,

-умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов,

- умение корректировать свои действия в соответствии с планируемым результатом,

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

Методы: проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Ход урока.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности.

Цель: мотивация обучающихся к активному внутреннему и внешнему

диалогу на основе личностного

жизненного опыта, побуждение эмоциональных переживаний.



3 мин.


















Целеполагание.


Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно вас видеть. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с хорошим настроением начнем работать.

- Сегодняшний урок мне бы хотелось начать с высказываний великий людей.

«Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире»

Зигфрид Ленц.

«Милосердие – это активная доброта»

Игорь Шевелёв

«Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении»

Хелен Адамс Келлер.

- О чем эти афоризмы? Что их объединяет?

- Объясните значение данных слов.

Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания. (от слов «милость» и «сердце», т.е сделать милость сердцу. Оно говорит о сердце, которое милует, любит, о сердце, в котором живет доброта).

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

- Найдите что-то общее в этих словах. (Это душевные качества, внутренне состояние человека, желание быть полезным для окружающих. Милосердие и сострадание – синонимы, эти качества не могут существовать без доброты. Т.е чтобы быть по-настоящему милосердным, человек должен быть изначально добрым, деятельным, готовым активно помогать).

- Как вы думаете, почему именно к этим афоризмам обратились в начале урока? (будем говорить на уроке об этих нравственных качествах)

- О каком произведении пойдет речь на уроке? (А.И.Куприн «Чудесный доктор»)

- Сформулируйте тему урока. «Тема добра и милосердия в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор»».

- Что мы должны узнать, чему научиться и что понять на уроке? (проанализировать рассказ; понять авторский замысел; рассмотреть, как показаны в рассказе понятия доброты и милосердия (какую роль играет милосердие в жизни героев рассказа); выяснить, кто из героев милосерден)

Участие в психологическом общении.












О сострадании, доброте и милосердии

«Тема сострадания и милосердия в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор»».


Л: нравственно-этическое оценивание, опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к произведению

Р: ориентирование в ситуации, прогнозирование, самостоятельное формулирование темы, проблемы урока., целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, рефлексия.

П: поиск и выделение необходимой информации, систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, , построение речевого высказывания.

К: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи, умение формулировать собственное мнение и позицию,

Подготовка к восприятию текста.

2 мин.

Цель:

мотивировать учащихся к учебному действию

- Дома вы должны были прочитать рассказ, осмыслить его. Понравился вам рассказ? Какие эпизоды больше всего привлекли ваше внимание?

- Какой эпитет внесен в название рассказа? Как вы понимаете значение слова «чудесный»?

Чудесный – 1. Являющийся чудом, совершенно небывалый, необычный. Чудесное спасение.

2. Чудный, очень хороший.

- Подберите синонимы. Удивительный, волшебный, необыкновенный.

- От какого слова образовалось? (чудеса, чудо, синонимы – волшебство).

- Анализируя рассказ, на какие вопросы мы должны ответить в конце урока?

Почему рассказ называется «Чудесный доктор»?

О каком чуде идет речь в рассказе? (проблемные вопросы)


П: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Р: контроль и оценка прогнозирования.

Актуализация знаний.

Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний;


- Этот рассказ вымышленный или основан на реальных событиях? Что на это указывает? Зачитайте.

- Действительно, по признанию самого автора рассказ написан на реальной истории, которую Куприн услышал от преуспевающего банкира, жизнь которого в юности была трудной, безрадостной. Трагедия была настолько сильна, что сам хозяин чуть не покончил жизнь самоубийством.

- Повествование в рассказе необычно. Сколько рассказчиков в этом произведении? (Два: тот, с кем произошла эта история –ригорий Емельянович Мерцалов и автор, передающий услышанное от другого).

Такая форма повествования называется рассказ в рассказе.

- С какой целью автор использует такое построение? (чтобы убедить читателя в правдивости, реальности происходящего)

Отвечают на вопросы.


Анализ произведения.

Работа в группах.
















































- Теперь работаем в группах. Объединитесь по 3-4 человека. Каждая группа получает свое задание, на подготовку 3 минуты. Содержание рассказа вы знаете, поэтому, думая, трудности не будете испытывать. Если что-то не понятно, поднимаем руку я подойду. Как работать в группе вы знаете. Приступаем.

1 группа.

  1. С чего начинается рассказ?

  2. Чем витрина привлекла внимание мальчиков?

  3. В какое время происходит действие рассказа? Докажите текстом.

  4. Вспомните о своих настроениях перед праздником. Какие чувства испытываете вы при приближении Нового года и Рождества?

2 группа.

  1. Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в праздничные дни? Почему вы так решили?

  2. Где живут дети? Назовите детали интерьера (зачитайте). Охарактеризуйте.

  3. Какой прием использует автор, рисуя эффектную картину витрины, сияющих елок, радостных людей и сменяя ее темными улицами, грязным двором и подземельем, в котором живут Мерцаловы?

  4. Зачем автор помещает рядом описание праздничного города и бедного подвала?

3 группа.

  1. Прочитайте диалог мальчиков с матерью. Как вы думаете, о чем говорилось в письме?

  2. Мог ли швейцар отдать письмо по назначению? Почему он этого не сделал?

  3. Почему сложилась такая трагическая обстановка в семье Мерцаловых?

4 группа.

  1. Чем был занят предпраздничный день в семье Мерцаловых?

  2. Какие еще предпринимались попытки исправить сложившуюся ситуацию?

  3. Могли помочь Мерцалову люди? Почему не помогают?

5 группа.

  1. Какую проблему вы видите в рассказе? (что плохо, почему им тяжело)

  2. Чтобы решить эту проблему, что нужно сделать? (как помочь)

Вывод: если мы поступим таким образом, то …….

6 группа.

  1. О чем думает Мерцалов среди глубокой тишины и великого спокойствия?

  2. Какой поступок хочет совершить? Почему? Грех ли это?

  3. Почему Мерцалов, вначале озлобившись, потом открылся незнакомцу?

  4. Что последовало за этим? Что изменилось в доме бедной семьи с приходом доктора?






Каждая группа работает.

К: планирование учебного сотрудничества.

П: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Р: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата, прогнозирование.

Подведение итогов.

Цель: организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке, неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

- Вопрос всему классу. Как вы думаете, почему доктор отказался назвать свое имя?

- Как Мерцаловы узнают фамилию «чудесного» доктора?

Кто же такой Николай Иванович Пирогов?

- Итак, заканчивая урок, вернемся к его началу.

-- Какой из афоризмов больше подходит к рассказу Куприна?

- Почему же рассказ называется не просто «Доктор», а «Чудесный доктор»?

- О каком чуде идет речь?

- Какой жизненный совет дал доктор Мерцаловым? (нельзя никогда падать духом).

- В чем же идея рассказа о «чудесном докторе?

- На какие поступки автор хотел вдохновить читателя?

- О чем заставил задуматься?

- Скажите мне, есть ли в нашем современном обществе такое чудо, как милосердие?

- Посмотрите на слайд и скажите, что изображено?

Сообщения о благотворительных фондах.


П: умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности.

Р: волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Рефлексия.

Цель: организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоциональ-ного состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

- Цели, которые вы поставили в начале урока, выполнили?

- Оцените свою работу и работу группы на уроке.

- Что получилось? Что не получилось?

- Сегодня на уроке вы поработали хорошо, молодцы! Я сейчас раздам вам листочки в виде сердца –доброго, бескорыстного. Напишите на нем свой добрый поступок, который вы совершили в своей жизни. Подписывать необязательно, ведь добрые дела делают от всего сердца. Свои сердечки приклейте на доску.


К: умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!