Мотивация к учебной деятельности. Цель: мотивация обучающихся к активному внутреннему и внешнему диалогу на основе личностного жизненного опыта, побуждение эмоциональных переживаний. 3 мин. Целеполагание. | Организационный момент. - Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно вас видеть. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с хорошим настроением начнем работать. - Сегодняшний урок мне бы хотелось начать с высказываний великий людей. «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире» Зигфрид Ленц. «Милосердие – это активная доброта» Игорь Шевелёв «Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении» Хелен Адамс Келлер. - О чем эти афоризмы? Что их объединяет? - Объясните значение данных слов. Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания. (от слов «милость» и «сердце», т.е сделать милость сердцу. Оно говорит о сердце, которое милует, любит, о сердце, в котором живет доброта). Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. - Найдите что-то общее в этих словах. (Это душевные качества, внутренне состояние человека, желание быть полезным для окружающих. Милосердие и сострадание – синонимы, эти качества не могут существовать без доброты. Т.е чтобы быть по-настоящему милосердным, человек должен быть изначально добрым, деятельным, готовым активно помогать). - Как вы думаете, почему именно к этим афоризмам обратились в начале урока? (будем говорить на уроке об этих нравственных качествах) - О каком произведении пойдет речь на уроке? (А.И.Куприн «Чудесный доктор») - Сформулируйте тему урока. «Тема добра и милосердия в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор»». - Что мы должны узнать, чему научиться и что понять на уроке? (проанализировать рассказ; понять авторский замысел; рассмотреть, как показаны в рассказе понятия доброты и милосердия (какую роль играет милосердие в жизни героев рассказа); выяснить, кто из героев милосерден) | Участие в психологическом общении. О сострадании, доброте и милосердии «Тема сострадания и милосердия в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор»». | Л: нравственно-этическое оценивание, опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к произведению Р: ориентирование в ситуации, прогнозирование, самостоятельное формулирование темы, проблемы урока., целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, рефлексия. П: поиск и выделение необходимой информации, систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, , построение речевого высказывания. К: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи, умение формулировать собственное мнение и позицию, |
Подготовка к восприятию текста. 2 мин. Цель: мотивировать учащихся к учебному действию | - Дома вы должны были прочитать рассказ, осмыслить его. Понравился вам рассказ? Какие эпизоды больше всего привлекли ваше внимание? - Какой эпитет внесен в название рассказа? Как вы понимаете значение слова «чудесный»? Чудесный – 1. Являющийся чудом, совершенно небывалый, необычный. Чудесное спасение. 2. Чудный, очень хороший. - Подберите синонимы. Удивительный, волшебный, необыкновенный. - От какого слова образовалось? (чудеса, чудо, синонимы – волшебство). - Анализируя рассказ, на какие вопросы мы должны ответить в конце урока? Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? О каком чуде идет речь в рассказе? (проблемные вопросы) | | П: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Р: контроль и оценка прогнозирования. |
Актуализация знаний. Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний; | - Этот рассказ вымышленный или основан на реальных событиях? Что на это указывает? Зачитайте. - Действительно, по признанию самого автора рассказ написан на реальной истории, которую Куприн услышал от преуспевающего банкира, жизнь которого в юности была трудной, безрадостной. Трагедия была настолько сильна, что сам хозяин чуть не покончил жизнь самоубийством. - Повествование в рассказе необычно. Сколько рассказчиков в этом произведении? (Два: тот, с кем произошла эта история –ригорий Емельянович Мерцалов и автор, передающий услышанное от другого). Такая форма повествования называется рассказ в рассказе. - С какой целью автор использует такое построение? (чтобы убедить читателя в правдивости, реальности происходящего) | Отвечают на вопросы. | |
Анализ произведения. Работа в группах. | - Теперь работаем в группах. Объединитесь по 3-4 человека. Каждая группа получает свое задание, на подготовку 3 минуты. Содержание рассказа вы знаете, поэтому, думая, трудности не будете испытывать. Если что-то не понятно, поднимаем руку я подойду. Как работать в группе вы знаете. Приступаем. 1 группа. С чего начинается рассказ? Чем витрина привлекла внимание мальчиков? В какое время происходит действие рассказа? Докажите текстом. Вспомните о своих настроениях перед праздником. Какие чувства испытываете вы при приближении Нового года и Рождества? 2 группа. Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в праздничные дни? Почему вы так решили? Где живут дети? Назовите детали интерьера (зачитайте). Охарактеризуйте. Какой прием использует автор, рисуя эффектную картину витрины, сияющих елок, радостных людей и сменяя ее темными улицами, грязным двором и подземельем, в котором живут Мерцаловы? Зачем автор помещает рядом описание праздничного города и бедного подвала? 3 группа. Прочитайте диалог мальчиков с матерью. Как вы думаете, о чем говорилось в письме? Мог ли швейцар отдать письмо по назначению? Почему он этого не сделал? Почему сложилась такая трагическая обстановка в семье Мерцаловых? 4 группа. Чем был занят предпраздничный день в семье Мерцаловых? Какие еще предпринимались попытки исправить сложившуюся ситуацию? Могли помочь Мерцалову люди? Почему не помогают? 5 группа. Какую проблему вы видите в рассказе? (что плохо, почему им тяжело) Чтобы решить эту проблему, что нужно сделать? (как помочь) Вывод: если мы поступим таким образом, то ……. 6 группа. О чем думает Мерцалов среди глубокой тишины и великого спокойствия? Какой поступок хочет совершить? Почему? Грех ли это? Почему Мерцалов, вначале озлобившись, потом открылся незнакомцу? Что последовало за этим? Что изменилось в доме бедной семьи с приходом доктора? | Каждая группа работает. | К: планирование учебного сотрудничества. П: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Р: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата, прогнозирование. |
Подведение итогов. Цель: организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке, неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. | - Вопрос всему классу. Как вы думаете, почему доктор отказался назвать свое имя? - Как Мерцаловы узнают фамилию «чудесного» доктора? Кто же такой Николай Иванович Пирогов? - Итак, заканчивая урок, вернемся к его началу. -- Какой из афоризмов больше подходит к рассказу Куприна? - Почему же рассказ называется не просто «Доктор», а «Чудесный доктор»? - О каком чуде идет речь? - Какой жизненный совет дал доктор Мерцаловым? (нельзя никогда падать духом). - В чем же идея рассказа о «чудесном докторе? - На какие поступки автор хотел вдохновить читателя? - О чем заставил задуматься? - Скажите мне, есть ли в нашем современном обществе такое чудо, как милосердие? - Посмотрите на слайд и скажите, что изображено? Сообщения о благотворительных фондах. | | П: умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности. Р: волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. |
Рефлексия. Цель: организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоциональ-ного состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками. | - Цели, которые вы поставили в начале урока, выполнили? - Оцените свою работу и работу группы на уроке. - Что получилось? Что не получилось? - Сегодня на уроке вы поработали хорошо, молодцы! Я сейчас раздам вам листочки в виде сердца –доброго, бескорыстного. Напишите на нем свой добрый поступок, который вы совершили в своей жизни. Подписывать необязательно, ведь добрые дела делают от всего сердца. Свои сердечки приклейте на доску. | | К: умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности. |