СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект дефектологического занятия на тему: "Профессии" для учеников 5-6 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это занятие для детей-сирот с нарушением интеллекта было представлено на конкурс "Учитель здоровья".

Просмотр содержимого документа
«Конспект дефектологического занятия на тему: "Профессии" для учеников 5-6 классов»


Конспект дефектологического занятия


Учитель-дефектолог: Николаева Оксана Васильевна

Образовательное учреждение: МОКУ Адаптивная школа-интернат №28 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ГО «Город Якутск» (обучающиеся с нарушением интеллекта)

Цели: Расширять представление о профессиях.

Задачи:

Образовательные: расширять представление о профессиях и инструментах. Уточнять и расширять словарный запас по данной теме. Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы).

Коррекционные: развивать мышление, внимание, память, общую и мелкую моторику, формировать правильный речевой выдох.

Воспитательные:  воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий. Прививать здоровый образ жизни. Формировать познавательный интерес, желание учиться. Воспитывать умение работать в коллективе.


Тема

Профессии

Предмет

дефектологическое занятие

Класс

5

Формируемые базовые учебные действия


Личностные:

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • - формирование уважительного и бережного отношения к людям труда и результатам их деятельности; осознанного отношения к выбору профессии;

  • - самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений;

  • Коммуникативные:

  • -вступать в контакт и работать в коллективе;

  • -слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • -сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • -доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

  • Регулятивные:

  • -принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • -активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

Познавательные:

  • -выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • -делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • -пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

  • -читать;

  • -писать;

  • -работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, таблицу).

Формы работы

Групповая и индивидуальная.

Методы работы

Словесный, наглядный.

Оборудование

Экран со слайдами, музыка для релаксации, офтальмотренажер для гимнастики глаз, карандаши и тетради.

Используемые здоровьесберегающие технологии:

Упражнения для глаз с использованием опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажер В.Ф.Базарного), дыхательное упражнение «Свеча», самомассаж рук «Сапожник», нейрогимнастика «Кулак-ладонь-ребро», кинезиологическое упражнение Кольцо», игровой массаж спины «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы», релаксация.


Ход занятия

Этапы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вводная часть

Настроить на урок, приветствие

- Дорогие ребята, мне очень приятно видеть вас на нашем занятии!


Приветствуют учителя, показывают готовность к занятию

Актуализация знаний

Разгадывание загадок, подведение к теме занятия

Давайте начнем с разгадывания загадок:

Мы работаем бригадой

Нам везут песок, бетон,

Дружно потрудиться надо,

Чтоб построить новый дом.

(Строители)


У него товаров горы,

Огурцы и помидоры

Кабачки, капуста, мед

Все он людям продает.

(Продавец)


Поет рожок, поет рожок,

Мы гоним стадо на лужок.

Пасем коров мы целый день,

Лишь станет жарко – гоним в тень.

(пастухи)


Ставят ловких две руки

Каблуки на башмаки,

И набойки на каблук

Тоже дело этих рук.

(сапожник)


Вижу в небе самолет

Как светящийся комочек,

Управляет им пилот,

По-другому просто…..

(летчик)


Они придут на помощь к нам,

Когда бушует океан.

Когда землетрясение,

Тайфун иль наводнение.

Рискуя жизнью, нас спасут –

Такой у них опасный труд 

(спасатели)


Он работает играя

Есть профессия такая.

Он на сцене с давних пор

Та профессия …..

(актер)

У нас получились слова: парикмахер, дворник, маляр, актер, строитель и т.д. Каким одним общим словом можно объединить их?

Молодцы, сегодня наше занятие будет посвящено профессиям.

Дети разгадывают загадки о профессиях.































- Профессии


















Основная часть.










Фронтальная работа.

Раскрытие темы занятия.


Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь. Чтобы хорошо работать и зарабатывать, человек должен иметь крепкое здоровье, мы должны постоянно заботиться о нем, заниматься спортом, хорошо питаться, высыпаться, соблюдать режим дня, проводить закаливание. А вредные привычки, такие как курение, пьянство, постоянное сидение за компьютером и телефоном, подрывают здоровье человека, он становится слабым и больным, ухудшаются зрение и осанка.

- А как вы поддерживаете свое здоровье?









Отвечают на вопросы учителя.

Индивидуальная работа. Задания на листочках каждому ученику.

- Прочитайте текст и догадайтесь, человек какой профессии может сказать:


- Сейчас я буду рисовать пейзаж (художник)

- Пожалуйста, не потеряйте бирку от гардероба (гардеробщик)

- Дети, откройте учебник на странице 33 (учитель)

- Садитесь, куда вас отвезти, на какой адрес? (таксист)

- Какую рубашку вам сшить? (портной)

- Откройте широко рот и скажите «ААА», я посмотрю ваше горлышко (врач)

- Мне нужны кирпичи и цемент (строитель)

- Сколько килограммов мяса вам взвесить? (продавец)

- Молодцы, угадали все профессии.

Самостоятельная работа детей.


Ответы учащихся.









Знакомство с новой профессией. Показ презентации.

Связь с упражнением на развитие дыхания.

А знаете, есть такая интересная профессия – стеклодув. Из каких двух слов получилось это слово?

Горячую, расплавленную стеклянную массу эти мастера выдувают в прекрасные произведения искусства.

Давайте представим, что мы тоже стеклодувы.

(Стекло и дуть)


Просмотр презентации.



Дыхательное упражнение «Свеча».


Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 4 маленькие свечки. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими равными порциями выдоха.

В моменты напряжения или гнева вы можете использовать это упражнение, оно вам поможет расслабиться.

Дети выполняют упражнение на развитие дыхания.

Групповая работа.

Цель: отработка глаголов.


Вспомним слова-действия. Люди разной профессии имеют свои инструменты, давайте вспомним, какие действия они с ними совершают?

Что делают ножом (режут), ножницами (стригут или вырезают), метлой (метут), из лейки (поливают), топором (рубят), лопатой (копают), расческой (расчесывают), градусником (измеряют), на весах (взвешивают), молотком (забивают гвозди), указкой (показывают). В какой профессии используют указку?

Ответы детей.






Учитель использует указку.

Письменная работа.

Теперь, вы - учителя. На листочках написаны предложения, в них допущена ошибка. Исправьте ее и напишите правильно предложения.


На виду у детворы крысу красят маляры.

К больному пришел грач.

Садовник поливает цветы из шейки.

Повар сварил вкусный суд.

Работают в тетради.


Взаимопроверка и оценивание работы соседа.


Самомассаж рук карандашом «Сапожник».


Мастер, мастер, помоги,

Прохудились сапоги!


Забивай, покрепче гвозди –

Мы пойдем сегодня в гости.


- О какой профессии эта загадка?

(постукивают карандашом по ладошке) (катают карандаш)



(сапожник)

Нейрогимнастика «Кулак-ладонь-ребро»

- Выполняем упражнение «Кулак-ладонь-ребро» в заданном темпе, вместе со мной.


Вместе с учителем выполняют упражнение

Кинезиологическое упражнение Кольцо»

-Пальчики перебираем и колечки получаем.

(4 раза)

Вспомним, человек какой профессии изготавливает кольца и украшения?

Выполняют движения пальцами.

(ювелир)

Индивидуальная письменная работа

«Письмо-ориентировка»


- Каждому из вас я раздам зашифрованные задания, вы должны разгадать слово. Надо найти букву на пересечении буквы и цифры. Посмотрите, например, вот О5 – это буква У, И3 – Л, И4 – это буква Я. Из полученных букв складываем слово: получилось УЛЯ.


И-6, Я-5, А-3, Ю-6, О-4, У-2, Я-1, О-1. (овощевод)

Я-6, А-3, У-2, У-4, Я-3 (повар)

И-6, Ю-3, О-5,У-2, Ю-6, А-6, А-4. (обувщик)

Я-4, У-1, А-3, У-5, И-4, Я-3 (столяр)


А

О

И

У

Ю

Я

1

н

д

о

т

в

о

2

ф

г

ш

в

з

х

3

о

и

л

н

б

р

4

к

е

я

а

у

с

5

ч

у

м

л

ж

в

6

и

щ

о

к

щ

п


Какие слова у вас получились? К этим профессиям вы можете подготовиться в нашем интернате до окончания школы. Какая из этих профессий вас больше увлекает?

Работают индивидуально на листочках.

















(Слова: овощевод, повар, обувщик, столяр.)

Ответы детей.





Физминутка



«Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы,

Едет поезд запоздалый

Из последнего вагона

Вдруг рассыпался горох.

Пришли куры – поклевали, поклевали

Пришли гуси – пощипали, пощипали.

Пришли слоны – потоптали, потоптали.

Пришел дворник – все подмел, все подмел,

Поставил стол, поставил стул

И начал писать письмо:

Здравствуй, дорогой Сережка

Я купил тебе щеночка.

Приезжай скорей Сережка,

Забирай своего щеночка.

Заклеил письмо и отправил его».


Давайте, сделаем наклоны в стороны.

- Кто внимательный, какая профессия упоминалась в этом стихотворении? Дворник написал письмо, а кто его принесет Сережке?

- Дорога с рельсами как называется? (железная дорога).

Люди, какой профессии работают на железной дороге? (железнодорожники, машинисты поездов и др.)

Дети становятся паровозиком и делают массаж впереди стоящему ученику.











Наклоны в сторону

(дворник)



(почтальон)


Ответы детей.


Просмотр слайдов на экране


- У нас в Якутии, в поселке Нижний Бестях, за рекой Лена, построили железнодорожный вокзал, туда прибывают поезда, может, вы захотите работать там? Можно работать на вокзале дворником, уборщиком помещений - чистота всем нужна, можно работать грузчиком - где поезда, там всегда есть грузы, можно работать поваром и посудницей - где пассажиры, там и буфеты, и столовые есть. Так что, везде можно найти работу. Главное, иметь положительные качества, присущие работникам, какие?





Ответы детей: трудолюбие, честность, добросовестность, исполнительность, аккуратность и т.д.)

Упражнение для глаз с использованием офтальмотренажера В.Ф.Базарного.

Теперь посмотрим на этот стенд, здесь нарисована схема железной дороги.

- Головой не вертим, следим только глазами.

- Как поедет поезд, проследим по черной линии, теперь обратно. Другой поезд едет по красной линии, восьмеркой, поехали, теперь обратно возвращаемся.

Стоя выполняют разминку для глаз.



Игра «4 лишний».


Я вам скажу 4 слова, но одно будет лишним. Определите, какое слово здесь лишнее? Предметы принадлежат человеку определенной профессии, угадайте, кому.

Ножницы, весы, расческа, зеркало (весы).

Пила, градусник, таблетки, шприц (пила)

Молоток, дрель, шуруповерт, миксер (миксер)

Швейная машинка, лопата, игла, ножницы (лопата)

Учебник, фен, глобус, указка (фен).

Ответы детей.

Итог занятия

Рефлексия









Релаксация под спокойную музыку.

- О чем мы говорили на занятии?

- А кем вы захотели стать в будущем и почему?

Человек с хорошим здоровьем – вынослив, крепок, не болеет. Везде и всюду ценятся здоровые и выносливые работники. Берегите свое здоровье. И если вы будете обладать хорошими качествами, такими как исполнительность, добросовестность, честность, пунктуальность, вы везде найдете работу.


Сейчас мы все сядем удобно, закроем глаза, расслабим все мышцы. Я вам прочитаю стихотворение.

Твоё признание.

Строитель нам построит дом,

И мы в нем дружно заживем.

Костюм нарядный, выходной

Искусно нам сошьет портной.

Даст книги нам библиотекарь.

Хлеб испечет в пекарне пекарь.

Учитель выучит всему.

Научит грамоте, письму.

Письмо доставит почтальон,

А повар сварит нам бульон.

Я думаю, вы подрастете

И дело по душе найдете.

Открываем глаза.

Занятие окончено. До свидания, ребята!

Ответы детей.









Дети сидят с закрытыми глазами в расслабленной позе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!