СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект дистанционного занятия объединения "Юный эколог"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие "природные сообщества". Виды  природных сообществ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект дистанционного занятия объединения "Юный эколог"»

Конспект дистанционного занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Юный краевед»


Тема: Понятие «сообщество». Разнообразие сообществ живых организмов в природе.


Ход занятия:

- Добрый день! Сегодня переходим к изучению нового раздела «Природные сообщества».

1. Живые организмы не могут существовать разобщенно, они всегда находятся во взаимодействии. Такое сосуществование порождает целые сообщества, в число которых входят бактерии, грибы, различные растения и животные. Подобные объединения никогда не возникают случайно, главным фактором их образования являются географическое расположение и климатические условия.

Под термином природное сообщество часто подразумевается биогеоценоз или экосистему. Отличительным его свойством является круговорот веществ. Простые организмы создают органические вещества, чтобы другие их потребляли. Третьи разлагают вещества на соли, воду и углекислый газ, которые снова поглощаются растениями. Такой поток энергии является отличительной особенностью каждого природного сообщества.

В основе сообществ лежат различные природные процессы. Растения и животные занимают одну и ту же территорию на протяжении долгого времени. На Земле существует огромное количество естественных сообществ, перечислить их все не представляется возможным. Крупнейшие из них существенно отличаются друг от друга. О многообразии сообществ судят по составу растительности. Некоторые примеры природных сообществ: лес, степь, луг, поле, сад, болото, озеро или река.

-Какие ассоциации у вас возникают с понятием: белый медведь – белый, снег, холодно;

Ящерица – пустыня, жарко, песок;

Лягушка  – болото, вода;

Волк – лес, тайга, шерсть.

Скажите, пожалуйста, а можно встретить вместе, например:

Зебру и пингвина;

Верблюда и лягушку;

Жирафа и дельфина?

– А почему? (Живут в разных природных зонах, где разные благоприятные условия.)

– А в каких условиях могут жить живые организмы? (В благоприятных.)

– Значит, одной из причин, позволяющей разместиться живым организмам по планете, это: БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ.  

– А как вы полагаете, если человеку создать все благоприятные условия, комфортно ли ему будет жить на земле одному?

А почему? (Общение – взаимодействие – иначе тоска и одиночество. Легче добыть пищу, защититься от врагов.)

Значит, живым организмам, как и человеку трудно выжить в одиночку? Действительно, это так. Живые организмы постоянно вступают во взаимоотношения.

СО – вместе, ОБЩЕСТВО – общий.


Природные сообщества делят на два вида: естественные и искусственные. А как вы считаете, по какому признаку их делят?

Естественный –создан…ПРИРОДОЙ, БЕЗ УЧАСТИЯ ЧЕЛОВЕКА, а Искусственный …– создан ЧЕЛОВЕКОМ.

Живые организмы не только не могут жить без взаимодействия друг с другом. Но и не могут жить без неживой природы. Такое взаимодействие природного сообщества с неживой природой называют ЭКОСИСТЕМОЙ.

- Как вы думаете, а какое понятие шире: ЭКОСИСТЕМА или ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО.

Почему? (Природное сообщество входит в состав экосистемы.)

2. Закрепление знаний.


– Итак, сегодня мы с вами узнали, что природное сообщество – это группа организмов, совместно обитающих на одной территории и взаимосвязанных между собой. Что природные сообщества бывают искусственными и естественными. И что взаимодействие природного сообщества с факторами неживой природы образуют экосистему.


3. – А теперь – проверим себя.

Вспомните, как образно принято называть растения- кормильцами, производителями, продуцентами?

- Могут ли животные создавать себе пищу так же, как растения?

Нет. Животные едят готовую пищу. Растительноядные животные питаются растениями. Это- потребители первого порядка.

Хищники охотятся на других животных. Это потребители второго порядка. В их зубы чаще попадают больные и слабые животные, чем сильные и здоровые. Если не будет хищников, то растительноядных животных станет слишком много. Они съедят все растения и погибнут от голода. А кого называют потребителями третьего порядка?

- Наши наблюдения показывают, что каждый живой организм приспособился сосуществовать вместе с другими живыми организмами. Растения создают сложные вещества из простых и служат пищей для растительноядных животных. А те, в свою очередь, являются пищей для хищников. Это называется «Цепи питания».

Рано или поздно все растения и животные старятся и умирают. Их останки попадают в почву. Мелкие почвенные животные и мельчайшие организмы – мы их договорились называть «мусорщики» - превращают   сложные вещества опять в простые. Таким образом,  они снова становятся пригодными для растений. Следовательно, получилась круговая связь живого и неживого.


Приведите примеры- различные цепи питания.

- А теперь ознакомимся с понятием «экологическая ниша».

Одним из основных в современной экологии является понятие экологической ниши. Впервые об экологической нише заговорили зоологи. В 1914 г. американский зоолог-натуралист Дж. Гриннелл и в 1927 г. английский эколог Ч. Элтон термином «ниша» определили самую мелкую единицу распространения вида, а также место данного организма в биотической среде, его положение в цепях питания.

Обобщенным определением экологической ниши является следующее: это место вида в природе, обусловленное совокупным набором факторов внешней среды. Экологическая ниша включает не только положение вида в пространстве, но и его функциональную роль в сообществе.


Экологическая ниша — это совокупность факторов среды, в пределах которых обитает тот или иной вид организмов, его место в природе, в пределах которого данный вид может существовать неограниченно долго.

Экологическая ниша вида зависит не только от абиотических условий среды, но и в не меньшей мере от его биоценотического окружения. Это характеристика того образа жизни, который вид может вести в данном сообществе. Сколько на Земле видов живых организмов — столько же и экологических ниш.


4. Домашнее задание.

1.Разделите на две группы примеры природных сообществ: луг, поле, болото, река, огород, море, лужа, пруд.

2.Составьте кроссворд “Природное сообщество”, используя на выбор одно из сообществ - луг, поле, болото, река.


Прошу прислать выполненную домашнюю работу в группу.


Дополнительный материал по теме:

https://yandex.ru/turbo/natworld.info/s/o-prirode-dlja-shkoly/okruzhajushhij-mir/prirodnoe-soobshhestvo-vidy-roli-struktura-i-vlijanie-cheloveka


https://foxford.ru/wiki/biologiya/tipy-prirodnyh-soobschestv-razvitie-i-smena-biogeotsenozov


https://www.polnaja-jenciklopedija.ru/biologiya/ekologicheskaya-nisha.html


https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/osnovy-ekologii/soobschestva-zhivyh-organizmov?block=player - видеоурок «Сообщества живых организмов».


Всего доброго!















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!