КОНСПЕКТ ДЛИТЕЛЬНОГО НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТА НАД КОМНАТНЫМ РАСТЕНИЕМ ( ЗЕФИРАНТЕС ) В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.
Знакомство с комнатными растениями. Зефирантес-выскочка. Семейства амарилисовых.
Цель: Познакомить детей с удивительными способностями растений-приспосабливаться к условиям окружающей среды. Приучать детей внимательно наблюдать за растениями, уметь объяснить народное название-выскочка.
Словарь: зефирантес, бутон, луковица.
Для данного наблюдения необходимо с осени иметь 2 горшочка с зефиранте- сом. Один поставить в тёмное место для отдыха (после отдыха растение выпустит сразу несколько бутонов).Другой горшочек пусть находится в уголке природы (у него будут листочки).
Наблюдения проводят, когда растение выпустит бутоны.
-Давайте внимательно рассмотрим эти два растения.
-Как называются эти растения?
-Выскочка.
-Верно, выскочка или зефирантес.
-А почему в народе так называют это растение?
-Потому, что бутоны как бы выскочили из луковички очень быстро как стрела.
-Почему в этом горшочке листочки есть, но нет цветов, а в том, что стоял в шкафу много бутонов, но нет листьев? Хотите узнать?
Это необыкновенное растение умеет играть в прятки. Родина этого растения- глинистая пустыня Центральной Америки. Вот посмотрите, что представляет пустыня большую часть года.
Рассматривание картины "В пустыне”.
Но не всегда она такая унылая. В сезон дождей мрачная пустыня оживает, покрывается тысячами красивых цветов. Вот таких нежных и красивых как у нас. Но потом снова наступает зной и цветы исчезают, но не умирают, а только засыпают до следующего сезона дождей. Они как бы прячутся в луковку, покрытую плотной кожицей.
В/ль предлагает внимательно рассмотреть одну луковку, выступающую из земли или заранее отделённую от всех из "зелёного" горшочка.
Вот и у нас в одном горшочке луковки отдыхали в шкафу, как в пустыне. Мы их не поливали и они, отдохнув, выпустили бутоны. А в другом горшочке, который стоял в уголке, есть только зелёные листочки, потому что влага всегда г поступала к корешкам.
Выяснить способы полива/через поддон/, Почему? Чувствительность к свету (куда поставили?).
Вот как могут приспосабливаться растения к различным условиям жизни. Картина "Пустыня" остаётся в группе.
Через 1-2 дня, когда зефирантес расцветёт, в/ль вновь привлекает внимание детей к растению, предлагает полюбоваться нежными розовыми цветами обращает внимание, как быстро расцвели бутоны зефирантеса.
Закрепляется народное название-выскочка, ботаническое-зефирантес (зефир - нежный).
В/ль обращает внимание на появление листьев.
Можно рассадить головки из горшочка с зелёными листьями (их нужно рассаживать каждую весну). Затем предлагается детям нарисовать свою картину “Пустыня в сезон дождей" (даётся бумага жёлтого фона и яркая гуашь, фломастеры, карандаши по желанию детей).
Дети могут и сами придумать необыкновенные цветы и нарисовать распустившиеся амарилис, зефирантес, кринум.