Конспект экскурсии в школьную библиотеку
для детей подготовительной группы
Задачи:
Познакомить детей с трудом библиотекаря.
Показать значимость его труда.
Формировать любовь к книгам и бережное отношение к ним.
Углублять интерес к школе.
Воспитывать умение проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе.
Предварительная работа:
Сообщить родителям о предстоящей экскурсии.
Заранее договориться с библиотекарем о времени экскурсии, получить разрешение директора школы на посещение библиотеки.
Беседа о книге (рассказать о происхождении слова «библиотека»; что книга состоит из обложки, страниц, иллюстраций, переплета и что у каждой книги есть название и автор).
Работа в уголке книги.
Разработка конспекта экскурсии.
Активизация словаря:
библиотека, библиотекарь,
книги, полки, стеллажи,
читатель, формуляр,
бережно, аккуратно.
Ход экскурсии:
1. Вводная часть.
- Ребята, помните, мы недавно ходили с вами на экскурсию к зданию школы, но в школу мы не заходили.
Сегодня мы тоже пойдем на экскурсию, но уже внутрь школы, в школьную библиотеку.
- Кто знает, что такое библиотека?
(Там много книг, там хранятся книги.)
- Да, библиотека – это хранилище книг. Мы сегодня убедимся в этом.
(Дать указания по поведению детей в школе и библиотеке:
Не шуметь, говорить тихим голосом, вопросы задавать по одному и т.д.)
2. Основная часть.
Ребята, мы с вами пришли в школьную библиотеку. Здесь красиво, чисто, уютно, много книг.
Познакомьтесь, это библиотекарь Гульназ Зуфаровна.
(Дети знакомятся с библиотекарем, подходят к стеллажам с книгами, рассматривают их).
- Ребята, обратите внимание на книжные полки. Они называются «стеллажами»
- Что стоит на полках? (Книги).
- Обратите внимание, как аккуратно они расставлены на полках, все стоят ровными рядами. У всех книг аккуратный вид. Почему? (С ними аккуратно обращаются).
- Как надо относиться к книгам? (Бережно).
- Как нужно беречь книги? (Не загибать уголки, не рвать, не бросать, не пачкать, не черкать и не рисовать на них).
- Для чего нужны книги? (Чтобы читать их. Чтобы стать грамотными. Чтобы узнать много интересного, нового).
- Еще раз скажите, ребята, что такое библиотека? (Хранилище книг).
-Как называются люди, которые берут в библиотеке книги? (Читатели).
- Гульназ Зуфаровна, расскажите нам про свою работу.
-Я выдаю книги. Я постоянно общаюсь с читателями, отвечаю на их вопросы, советую, какую книгу прочесть. Ведь книга помогает юному читателю «выстраивать жизнь». Я рассказываю читателям о детских писателях, их новых книгах, знакомлю с последними номерами журналов для детей.
Время от времени я устраиваю красочные книжные выставки, посвященные юбилею писателя или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками.
Иногда я приглашаю авторов известных и любимых ребятишками книг на встречу с маленькими читателями.
Весной устраиваю самый большой праздник детской книги – «Книжкина неделя».
- Какими качествами должен обладать библиотекарь?
- Самое главное свойство его души – бескорыстная и бесконечная любовь к книгам.
Великолепная память – ведь библиотекарь должен прекрасно помнить, где находится та или иная книга.
Общительность, знание литературных произведений, их авторов.
Кроме того, библиотекарь должен обладать выдержкой, умением слушать, тактичностью и внимательностью к читателям.
- Так в чем же, ребята, заключается работа библиотекаря? (Помочь читателю выбрать книгу, записать ее на карточку – формуляр. Библиотекарь объясняет, на какое время дается книга, как нужно обращаться с ней).
- Ребята, давайте мы с вами тоже возьмем интересную книгу и почитаем ее в группе.
(Библиотекарь показывает интересные книги, предлагает взять одну из них в группу. Дети рассматривают книги, благодарят библиотекаря за рассказ).
3. Заключительная часть.
- А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки. Будьте внимательны!
1. Без языка, без голоса, а все расскажет. (книга)
2. Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а разговаривает. (книга)
3. Кто говорит молча?(книга)
4. Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней. (книга)
5.Мы стоим рядком на полке, нас немало – толстых, тонких,
Помогаем детям мы стать разумными людьми.
Нас ребята носят в класс, а лентяй не любит нас. (книги)
-Молодцы! Все эти загадки были о книгах.