СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР с использование ИКТ. Обобщающее занятие по лексической теме: «Транспорт»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия + презентация к занятию.

Просмотр содержимого документа
«КОНКУРСНАЯ РАБОТА-Транспорт»

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

Учителя-логопеда МБОУ «ЦО №12 г. Тулы

Репиной Д.Ю.

«ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ»

Конспект

фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР с использование ИКТ. Обобщающее занятие по лексической теме: «Транспорт»

Цель: совершенствовать и обобщить знания о транспорте.

Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Систематизация представлений о транспорте. Активизация  и актуализация словаря по теме «Транспорт». 

2. закрепление знаний о видах транспорта, названии транспортных средств, действиях, которые они совершают.

3. Совершенствование фонематических представлений – выделение звука в начале и конце слова, выделение звука на фоне слова.

4. Совершенствование грамматического строя речи (образование формы множественного числа существительных, согласование числительных с существительными).

5. Совершенствование синтаксической стороны речи (правильное построение и употребление в речи простого распространенного предложения с предлогами НА, В, ЗА).

7. Развитие связной речи. Составление рассказов – описаний  о транспорте по опорной схеме.


Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развитие зрительного внимания и восприятия.

2. Развитие общей и мелкой моторики.

3. Развитие логического мышления, внимания, памяти.


Воспитательные задачи:
1. Воспитывать дисциплинированность и усидчивость;
2. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.


Оборудование: ТСО, интерактивная доска, простые карандаши, листочки в крупную клеточку.
Речевой материал: автомобиль, машина, грузовик, самосвал, фургон, такси, автобус, троллейбус, трамвай, метро, паровоз, тепловоз, электровоз, электричка, поезд, самолет, вертолет, ракета, корабль, катер, лодка, машинист, таксист, водитель, летчик, капитан, юнга, легковой, грузовой, железнодорожный, воздушный, водный, наземный, подземный, летит, плавает, едет, транспорт и др.



ХОД НОД

Образоват. область

Вид

деят-ти

Содержание деятельности

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет свою картинку (у детей картинки с изображениями разных видов транспорта).

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Речевое развитие



Познавательное развитие

Коммуникативная деятельность

2. Беседа о транспорте. СЛАЙД 1.

Систематизация представлений о транспорте. Активизация  и актуализация словаря по теме «Транспорт». 


Логопед показывает картинки с изображением разных видов транспорта, уточняет его виды – НАЗЕМНЫЙ, ВОДНЫЙ, ВОЗДУШНЫЙ, ПОДЗЕМНЫЙ.

- Как называется транспорт, который передвигается по земле? (НАЗЕМНЫЙ). Назовите картинки, которые относятся к НАЗЕМНОМУ транспорту.

- Как называется транспорт, который передвигается под землей? (ПОДЗЕМНЫЙ). Назовите картинки, которые относятся к ПОДЗЕМНОМУ транспорту.

- Как называется транспорт, который передвигается по ВОЗДУХУ? (ВОЗДУШНЫЙ). Назовите картинки, которые относятся к ВОЗДУШНОМУ транспорту.

- Как называется транспорт, который передвигается по ВОДЕ? (ВОДНЫЙ). Назовите картинки, которые относятся к ВОДНОМУ транспорту.

- Как называются люди, которые едут в автобусе, трамвае, троллейбусе, поезде, самолете? (ПАССАЖИРЫ).

- Значит, какой это транспорт? (ПАССАЖИРСКИЙ).

- Как будет называться транспорт, который перевозит грузы? (ГРУЗОВОЙ).

Социально-коммуникативное развитее



Речевое развитие

Игровая деятельность

3. Игра «Рассеянный художник».

Развитие зрительного внимания и восприятия. Систематизация представлений о транспорте.

СЛАЙД 2.

СЛАЙД 3.

СЛАЙД 4.

На доске картинка с условным изображением ВОДЫ и разными транспортными средствами, среди которых 1-2 картинки «лишние».

- Посмотрите внимательно, и найдите ошибку, которую допустил художник (дети называют «лишнюю»).

Картинка с условным изображением ЗЕМЛИ.

Картинка с условным изображением ВОЗДУХА.


Речевое развитие



Познавательное развитие

Коммуникативная деятельность

4.1. Беседа по вопросам. СЛАЙД 5.

Систематизация представлений о транспорте. Активизация  и актуализация словаря по теме «Транспорт». 

- Кто управляет поездом? - МАШИНИСТ

- Кто управляет автобусом? - ВОДИТЕЛЬ

- Кто управляет грузовиком? - ШОФЕР

- Кто управляет вертолетом? - ЛЕТЧИК

- Кто управляет кораблем? - КАПИТАН

- Кто управляет велосипедом? - ВЕЛОСИПЕДИСТ

- Кто управляет ракетой? – КОСМОНАВТ

- Кто управляет мотоциклом? - МОТОЦИКЛИСТ

Дети должны ответить на вопрос полным предложением.


4.2. «Приплывает, приезжает, прилетает…» СЛАЙД 6.

-Куда прибывает транспорт в конце своего путешествия?

(поезд ПРИЕЗЖАЕТ на вокзал, самолёт ПРИЛЕТАЕТ в аэропорт, корабль ПРИПЛЫВАЕТ в порт, машина ПРИЕЗЖАЕТ в гараж).


Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие


Игровая деятельность

4.1. Дидактическая игра «Один - много». СЛАЙД 7.

Совершенствование грамматического строя речи (образование формы множественного числа существительных)

На доске картинка с изображением транспорта в единственном и множественном числе.

- Каких предметов много на картинке? (МНОГО МАШИН, АВТОБУСОВ, ЛОДОК, САМОЛЕТОВ, ТРАМВАЕВ, КОРАБЛЕЙ).


4.2. Дидактическая игра «Весёлый счёт». СЛАЙД 7.

Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными)

- А сейчас давайте превратимся в математиков и посчитаем все предметы (счёт от 1 до 5).

Физическое развитие

Художественно-эстетическое

Двигательная деятельность

5. Музыкальная физкультминутка («Логоритмическая пятиминутка» Е. Железновой – «Автобус»).

Координация речи, движения и музыки.


Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие


Коммуникативная деятельность

Игровая

6.1. «Закончи предложение» (по картинкам) СЛАЙД 8.

Совершенствование грамматического строя речи (умение согласовывать слова в предложениях)

- Я буду читать начало предложения, а вы, глядя на картинку, должны будете его закончить, правильно произнеся последнее слово.


6.2. Игра «Я поеду»

Совершенствование синтаксической стороны речи (правильное построение и употребление в речи простого распространенного предложения с предлогами НА, В, ЗА).

Детям предлагается отправиться в путешествие, куда только захотят, но поедет ребенок на том виде транспорта, который изображен на картинке.

Каждый должен сказать НА ЧЕМ, КУДА И ЗАЧЕМ ОН ПОЕДЕТ.

Например: Я поеду НА МАШИНЕ В ЛЕС ЗА ЯГОДАМИ.


Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитее


Игровая деятельность

7. Игра «Цепочка» СЛАЙД 9.

Совершенствование фонематических представлений – выделение звука в начале и конце слова.

На доске разбросанные по экрану картинки (ЛодкА, АвтобуС, СамолёТ, Трамвай). Дети должны построить из них цепочку.


Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

8. Составление рассказа по плану. СЛАЙД 10.

Развитие связной речи. Составление рассказов – описаний  о транспорте по заранее составленному плану.


- Что это?

- Какой вид транспорта?

- Где и как используют?

- Цвет, размер?

- Из каких деталей состоит?

- Что нужно для его движения?

- Как ухаживают?


Рассказ логопеда, рассказы детей.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

9. «Нарисуй по образцу». СЛАЙД 11.

Развитие мелкой моторики и пространственных представлений.

На доске изображение машинки, нарисованной по клеточкам, дети должны нарисовать такую же машинку на своих листочках в крупную клеточку.


Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная деятельность

10. Итог занятия.

Оценка работы детей. Дети перечисляют задания, которые они выполняли, и оценивают работу друг друга.








Просмотр содержимого презентации
«Транспорт»

Тема: «Транспорт» Презентация к занятию по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР (старшая группа) Составила: Учитель-логопед Репина Д.Ю.

Тема: «Транспорт»

Презентация к занятию по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР

(старшая группа)

Составила:

Учитель-логопед Репина Д.Ю.

1. Транспорт наземный, воздушный, водный, подземный.

1. Транспорт наземный, воздушный, водный, подземный.

2. «Рассеянный художник»

2. «Рассеянный художник»

3. « Рассеянный  художник»

3. « Рассеянный художник»

4. «Рассеянный художник»

4. «Рассеянный художник»

5. Кто управляет транспортом?

5. Кто управляет транспортом?

6. Куда прибывает (приезжает, приплывает, прилетает) транспорт?

6. Куда прибывает (приезжает, приплывает, прилетает) транспорт?

7. «Один – много»  «Весёлый счёт» (от 1 до 5)

7. «Один – много» «Весёлый счёт» (от 1 до 5)

8. Закончи предложения.

8. Закончи предложения.

9. «Цепочка»

9. «Цепочка»

«Цепочка» (проверка)

«Цепочка» (проверка)

10. «Расскажи»

10. «Расскажи»

11. Нарисуй по образцу – «машина»

11. Нарисуй по образцу – «машина»

МОЛОДЦЫ!

МОЛОДЦЫ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя