Организационный момент - Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по космосу. И полетим на далекую-далекую планету. Там мы узнаем много интересного, познакомимся с ее жителями и их обычаями. - Как называется наша планета? - Давайте помашем нашей планете? И попрощаемся на некоторое время. Знакомство с темой урока - У меня в руках билет. С названием планеты, но оно зашифровано. А все потому, что в космосе полно пиратов. Но мы с вами умные и хитрые расшифруем название планеты. А) Звуко-буквенный анализ и синтез слов: - Назовите предметы, которые изображены на билете. Назовите теперь первый звук каждого слова. - Наберите слово, используя буквы азбуки. - Что у вас получилось? - Теперь мы знаем название планеты. _ Откройте свои тетради, это ваши бортовые журналы. Отступите две строчки вниз. Запишите число, это дата нашего отправления. Б) Понятие «слово». - И вот приземлились мы на планете «Слова». Здесь очень много туристов и местных жителей. Давайте определим кто из них жители Слова. нка банка чка дочка лка белка ска доска шка кошка - Прочитайте 1 столбик. Понятно вам, что записано? - Что это? - Прочитайте 2 столбик. Понятно вам, что записано? - Почему слова в 1 столбике вам понятны, а во 2 - нет? В) Слова, обозначающее предметы - Планета Слов поделена на несколько частей. В какой из них мы сейчас находимся, я не знаю. Но Слова оставили нам подсказку. Посмотрите, в конверте лежат буквы. Я их выставлю во второй ряд наборного полотна. Буквенный анализ и синтез. СЛОВА Мепрдеыт - Прочитайте. Вам понятен смысл? - Что это? - Можно ли из этих букв составить слово? -Кто уже догадался, какое это слово? - Что у вас получилось? - Как же называются жители этой части планеты? - Познакомьтесь с некоторыми из этих жителей поближе. У учеников на парте предметные картинки: кукла, синица, туфли, лиса, шляпа, мышка. - Сейчас слушайте внимательно. Я буду представлять наших знакомых. Если это слово-предмет у вас – поднимите картинку. Логопед вперемешку называет слова или соответствующие им по структуре звукосочетания. Услышав слово, ученики поднимают соответствующую картинку и объясняют, почему, например, на слово «кукла» они подняли картинку, а на звукосочетание «кла» – не подняли. - На прошлом занятии мы говорили уже о словах-предметах, что вы о них уже знаете? - Правильно слова-предметы могут быть живые и неживые. И задавать вопросы этим словам нужно по-разному. - Какой 1-й звук в слове «живые»? - Какой буквой обозначим этот звук? - Какой 1-й звук в слове «неживые»? - Какой буквой обозначим этот звук? На доске: Ж Н - Посмотрите в какие буквы они могут превращаться: Ж К Н Ч - Слова, обозначающие живые предметы, отвечают на вопрос «Кто?» - Слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «Что?» На доске схема-плакат: (пр.№1) - Назовите живые предметы на этой схеме. На какой вопрос они отвечают? - Назовите неживые предметы на этой схеме. На какой вопрос отвечают эти слова? - Запишите в тетради на одной строчке вопросы «Кто? Что?». - Сейчас каждый из вас выйдет со своей картинкой-словом и определит: живой или неживой предмет нарисован. - Задайте правильно вопрос и запишите слова в нужный столбик. 3. Физкульт. минутка. - Слова-предметы приглашают нас поиграть с мячом. 1-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед называет слово-предмет – ребенок ставит вопрос и определяет «живой» или «неживой» предмет. 2-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед задаёт вопрос «кто?» или «что?», а ребёнок должен подобрать соответствующее слово. Дом — …? Кто? — … Ложка — …? Что? — … Комар — …? Что? — … Улитка — …? Кто? — … Стул — …? Что? — … Тигр — …? Кто? — …. 4. Закрепление изученного материала. 1) — Нам пора лететь домой, но чтобы попасть на космический корабль, необходимо выполнить задание: изменить звуки в словах так, чтобы они отвечали на вопрос «Кто?». Запишите пары слов. (Работа у доски и в тетрадях). Кол — вол, капля — цапля, дверь — зверь, мак — рак, дом — сом, пышка — мышка. 2) — Полетели. Но, ребята, кажется, мы летим не туда. Наша планета в другой стороне. - Прилетели. Какая-то странная планета. Наверное, это проделки космических пиратов. Что-то они сделали, что наш корабль сбился с курса. - Посмотрите, здесь конверт. Что это? На доске прикрепляются листы, на которых напечатано: кига, ведо, мишк, прта, вика, руча. - Конечно, такое могли написать только пираты. Давайте запишем эти слова правильно. Возможно, в этих словах есть подсказка. - Как правильно диктовать эти слова? (Работа у доски и в тетрадях). Ученики записывают слова, карандашом проверяя запись каждого слова. Используется приём «лодочка – замочек»: – Нам необходимо добраться до ближайшего космического порта. Попробуем восстановить наш корабль, починив бортовые компьютеры. Нужно подобрать правильный пароль. -Вспомните, какие бывают слова-предметы. - Используя данные знания, найдите среди только что написанных слов лишнее («мишка»).Это и есть пароль. 4) — Положили руки на руль. Полетели! Космический порт находится около планеты, название которой вы должны угадать: -Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая … - Определите: какой вопрос нужно поставить, если белка – это животное? - А если это название планеты? (Что) - Составьте предложение со словом «белка». - Назовите 1-ое слово этого предложения, 2-ое слово, … - Сколько слов в этом предложении? - Выложите схему предложения. - Какие правила написания предложений вы знаете? (Начало предложения пишется с заглавной буквы; слова в предложении пишутся отдельно; в конце предложения ставится точка). - Запишите это предложение. 5. Итог занятия. - Посмотрите, а что это впереди нас? - Вот мы и дома, на Земле. А на Земле, как вы думаете, много слов? Очень много. - С какими словами вы сегодня познакомились? - Что узнали о словах-предметах? - На какие вопросы отвечают живые и неживые слова-предметы? - Подберите и назовите слова-предметы, отвечающие на вопрос «Кто?», «Что?». - Кому понравилось наше космическое путешествие? - Оцените свою работу на занятие. | Учащиеся приветствуют логопеда, эмоционально настраиваются на работу. - Земля Сыр, лук, осел, варежки, арбуз. - Слова Читают слова. - Не понятно. - Это набор букв. -Да, потому что это слова. - Каждое слово, что-либо обозначает. А набор букв ничего не значат. Составляют из букв слово, меняя их местами. - Нет. - Набор букв. -Да. Некоторые дети уже поняли, какое это слово, связали с прошлой темой урока. - Предметы - Слова-предметы. Выполняют задание, внимательно слушают учителя. - Слова-предметы могут быть живыми и неживыми. - Звук «ж». - Буквой ж. - Звук «н». - Буквой н. Работа по схеме. -Кошка, собака. - Это кто? -Дом, мяч. Это что? Работают с тетрадью Выходят с картинками, которые лежали на парте и группируют их в 2 столбика. Слова-предметы живые и неживые. Параллельно задают нужный вопрос. Совмещают мыслительную и активную физическую деятельность. На доске записано 1 слово, дети меняют букву, получая новое слово. По очереди учащиеся выходят к доске записывают слова, остальные работают в тетрадях. - Живые и неживые. Отвечают на вопросы Кто? Что? - Белка. - Кто? - Что? Составляют предложение и схему к нему. Записывают в тетрадь. - Это Земля! Учащиеся отвечают на вопросы и подводят итоги. | Слайд 1 Космос, звездное небо, планета Земля. Слайд 2 Картинка билета с иллюстрациями предметов Слайд 3,4 Иллюстрация на доске Работа с предметными картинками Слайд 5 Схема |