Организационный момент Логопед приветствует детей. Дает эмоциональный настрой на работу. - Сейчас сядет тот, кто назовет мне слово, состоящее из одного слога, из двух слогов, из трех слогов. 2.Усвоение новых знаний 1)Работа с предложением Мы говорим, передаём свои мысли, желания, просьбы предложениями. Догадайтесь, что я хочу сказать. «Мама купила в магазине …» - Про кого это предложение? - Что мама сделала? - А что мама купила в магазине? -Я добавлю ещё слово в предложение. -Мама купила в магазине яблоки. -Что вы теперь узнали? -Добавим ещё одно слово и узнаем вкус яблок. Мама купила в магазине сладкие яблоки. - Какой вывод можно сделать? - Из чего состоит предложение? Если мы просто назовём несколько слов, то они не будут предложением. Например: мальчик, трамвай, апельсин. В предложении слова должны быть связаны друг с другом по смыслу. 2) Усвоение лексического значения слова. Все предметы, которые мы видим, о которых знаем, о которых слышали - обозначены словами. - назовите слова, которыми мы обозначаем предметы посуды. - назовите слова, которыми мы обозначаем домашних животных. - назовите слова, которыми мы обозначаем времена года. - назовите слова, которыми мы обозначаем родственников и членов семьи. - назовите добрые, вежливые, ласковые слова, которыми пользуется воспитанный человек. - назовите слова, которые будут обозначать предметы, необходимые при обучении в школе. Мы сейчас называли слова, обозначающие предметы. Если предмет живой, слово, которым его обозначают, отвечает на вопрос: Кто это? Если предмет неживой, слово, которым его обозначают, отвечает на вопрос: Что это? Логопед показывает детям поочерёдно предметные картинки. -Кто это? -Почему задала вопрос «Кто это»? - Что это? -Почему я задала вопрос «Что это»? Упражнение на развитие зрительного внимания и памяти. Логопед предлагает рассмотреть картинки, изображающие живые и неживые предметы, запомнить их и назвать сначала слова, которые обозначают живые предметы, затем неживые. Физ.минутка (приложение) - Продолжаем работать с нашими словами. -Какие действия может совершать заяц? Вы сейчас называли слова-действия. - Что делает трамвай? Вы сейчас называли слова- действия. - Кто изображен на рисунке? - Поставим вопрос, что делает девочка? - Из скольки слов состоит предложение? - Какое в этом предложении слово - действие? - Подберите к слову- действию слово-предмет. Идёт Бежит Стоит 4. Итог урока - Сегодня вы узнали, что слова могут обозначать различные предметы и их действия. - Какие предметы могут обозначать слова? - Какие вопросы научились ставить к словам? - К каким словам ставим вопрос «кто?», к каким словам ставим вопрос «что?»? - К каким словам ставим вопрос «что делает?» - Оцените свою работу, кому было сложно? - Какое задание вам понравилось? | Дети настраиваются на работу. Актуализуют знания о слоговом составе слова. Внимательно слушают логопеда со зрительной опорой. - Про маму. - Что-то купила в магазине. - Не знаем, потому что не хватает слова. -Что мама купила в магазине именно яблоки. -Мы добавляли в предложение по одному слову и узнавали всё больше и больше. -Предложение состоит из слов. - Это просто три слова. Мы не знаем, что говориться об этих предметах. Приводят примеры слов. - Заяц - Это живой предмет, который мы обозначаем словом «заяц». - Трамвай. - Это неживой предмет, который мы обозначаем словом «трамвай». -Что делает заяц: бежит, кушает, дрожит, прыгает… -Едет,стоит, останавливается. -Девочка. -Девочка рисует. Это предложение состоит из двух слов. - Рисует. - (мальчик, дождь, поезд, лошадь, часы, письмо…) -(собака, молоко, часы, лиса, река, волк…) -(диван, мама, дом, дерево, корова, деревня, город…) Учащиеся отвечают на вопросы. Подводят итоги. Оценивают свою работу на уроке. | Сюжетная картинка Слова предложения записано на карточках. Карточки со словами Карточки с вопросам Кто? Живой предмет Что? Неживой предмет Картинки с изображением предметов Картинки: стол, корова, кошка, карандаш. Постепенно количество картинок увеличивается. |