Донецкая Народная Республика
управление образования администрации города Донецка
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«детский сад компенсирующего типа для детей
с нарушением речи №26 г. Донецка
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. ТЕМА «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Л» В РЕЧИ»
Свинарь Любовь Николаевна,
учитель-логопед
МДОУ «Детский сад компенсирующего типа для детей с нарушением речи №26 г. Донецка»
Донецк 2018
Цели:
- Уточнять правильное произношение звука «Л» в слогах, словах, в предложениях.
- Закреплять умение пользоваться моделями при формировании артикуляционного аппарата. Развивать движения органов артикуляционного аппарата (губ, языка) с помощью упражнений артикуляционной гимнастики.
- Продолжать учить выполнять звуковой анализ слова. Упражнять в согласовании существительных с числительными.
- Обогащать словарь на материале лексической темы «Дикие животные».
- Развивать психические процессы (внимание, память, мышление). Развивать общую и мелкую моторику.
- Развивать чувство уверенности в себе, эмоциональную отзывчивость.
Воспитывать усидчивость, умение доводить дело до конца.
Оборудование:
Зеркала, звуковые символы, предметные картинки, игрушка Колобок.
Речевой материал:
Слова, предложения, чистоговорки, сказка.
Ход логопедического занятия:
Организационный момент.
- Сегодня, ребята, мы ждем на занятие гостя. А кто это отгадайте.
Не лежалось на окошке
Покатился по дорожке…. (Колобок)
- Конечно, это колобок. Он очень хочет посмотреть как мы занимаемся и играем. Покажем? А чтобы у нас все хорошо получалось, сделаем зарядку для языка.
Артикуляционная гимнастика, выполняем перед зеркалом. Перед выполнением упражнения показываю модель.
1. «Улыбка». Улыбается щенок, зубки напоказ
Я бы точно так не смог, вот смотри. Сейчас!
2. «Хоботок». Хоботок слоненок тянет, он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи и слоненку покажи.
3. «Лопатка». Устала собака и дышит устало.
И даже за кошкой бегать не стала.
Широкий язык отдохнет, полежит,
И снова собака за кошкой бежит.
4. «Часики». Язык, как маятник часов, качаться вновь и вновь готов
Котенок улыбается, он, как и ты старается.
5. «Качели». Выше дуба, выше ели на качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели язычком «качать качели»?
- Сегодня мы будем играть со звуком «Л». Раскажите Колобку, что вы знаете об этом звуке (согласный, звонкий, твердый).
Упражнение на постановку звука:
Тонкий кончик языка вверх, в зубы упирается.
По бокам от языка воздух пробирается.
И получится певучий, плавный, ласковый и звучный: Л-л-л.
Звуковая разминка.
- Давайте поможем Колобку пройти по дорожке. Рисуя карандашом дорожку, произносим отчетливо Л-л-л-л-л-л.
- Когда Колобок бежал по лесу, наступая на опавшие ветки, шишки, слышалось: Пла-пло-плу-плы, кла-кло-клу-клы,мла-мла-млу-млы.
Игра «Светофор».
- Колобку очень нравится с вами играть, он просит внимательно послушать слова, которые я назову. Если вы услышите звук «Л» в слове.
Слова: лото, ваза, лошадь, вата, ложка, ландыш и т.д.
Игра «Доскажи словечко», «Раздели слово на слоги». (Слово-отгадку делим на слоги).
- Лейся, дождь, веселый, мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать босиком по (лужам).
- Заставил плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а (лук).
- В лесу под щебет и под свист стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд – приятель!» И ставит подпись: (дятел).
- Уронили мишку на пол, оторвали мишке (лапу).
- Ну и платье! Сплошь иголки! Его носят вечно (елки).
Физкультурная пауза.
Говорили мы, учились, и, конечно, утомились.
Нужно нам сейчас подняться и немножечко размяться.
Самолеты загудели (руки перед грудью, вращения рук)
Проговариваем: л-л-л-л-л.
Самолеты полетели (руки в стороны, наклоны вправо-влево): л-л-л-л (громко).
На поляну тихо сели (присели, руки на колени): л-л-л-л (тихо).
Вновь над лесом полетели (руки в стороны, наклоны вправо-влево): л-л-л-л (громко).
- Ребята, Колобок приготовил для вас загадку.
Я землю копала ничуть не устала.
А кто со мной копал, тот и устал. (Лопата).
Предлагаю выложить лопату из счетных палочек.
Считаем сколько лопат получилось: одна лопата, две лопаты, три лопаты, четыре лопаты, пять лопат. (Согласование числительного с существительным).
Игра «Четвертый лишний».
- Волк, гусь, курица, утка (волк);
- Галка, дятел, голубь, белка (белка);
- Лошадь, лось, собака, кошка (лось).
- Как назвать одним словом волка, лося и белку? Где живут? Почему их называют дикими?
Игра «Разрезные картинки».
Составляем целое из частей (картинка с изображением лося)..
Дети выполняют звуковой анализ слова «ЛОСЬ».
Предлагаю разучить чистоговорки.
Волк по лесу рыщет, себе пищу ищет.
Мед в лесу медведь нашел, мало меда, много пчел.
Заяц белый, куда бегал. А нам заяц отвечал: - Я не бегал, а скакал.
Сказка.
Предлагаю детям и Колобку прослушать сказку «Кто где спит?».
Собрались однажды звери на лесной полянке. Долго они играли, веселились и не заметили, как наступил вечер. Пора идти спать, Все звери пошли спать в свои домики. Лиса пошла в (нору), белка в (дупло), волк в (логово). У зайчика нет домика, он спрятался под (кустом). Все крепко уснули, а утром их разбудила сорока.
Вопросы по содержанию: - кто же где спит?
- где спит лиса, волк, белка, заяц?
Побуждаю детей к рассказыванию сказки друзьям, воспитателю, родителям.
Рефлексивная часть.
Вопросы к детям:
- Какие игры вам понравились больше всего?
- Что было для вас выполнить легко?
- Что вызвало трудности?
- Как бы вы оценили свою работу на занятии?