Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи детей с ОНР с использованием ИКТ (презентации) на тему: «Зимние забавы и развлечения детей»
Данный конспект направлен на обучение составлению повествовательного рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы». Предназначен для практикующих логопедов, работающих с детьми с общим недоразвитием речи старшего дошкольного и младшего школьного возраста. К конспекту прилагается презентация для использования на занятии.
Тема урока: «Зимние забавы и развлечения детей»
Цель урока:
Учить составлять повествовательный рассказ по сюжетной картине «Зимние забавы».
Задачи:
1. Обучающая:
Учить детей правильному построению рассказа-повествования с опорой на сюжетную картину; Закреплять умение образовывать имена существительные множественного числа Предложного падежа;
2. Коррекционная:
Учить работать с деформированным предложением;
Расширять и обогащать словарь детей по лексической теме «Зимние забавы и развлечения детей»;
Развивать связную монологическую речь детей;
3. Развивающая:
Развивать словесно-логическое мышление;
Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация PowerPoint к занятию, карточки №1 и №2 для каждого ребенка.
Лексический и грамматический материал:
слова сложные по семантике: лютые морозы.
слова сложные по слоговой структуре: снеговик, катается, скользит.
Ход урока:
I. Организационный этап.
Логопед: Здравствуйте, дети! (дети стоят около своих мест). Начинаем наше занятие. Садитесь.
II. Вводная беседа.
Логопед: Послушайте стихотворение:
Как на горке, на горе.
На широком на дворе,
Кто на санках,
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто пониже,
Кто потише,
Кто с разбегу,
Кто по льду,
А кто по снегу.
С горки – ух,
На горку – ух,
Бух!
Захватывает Дух!
Л.: О чём это стихотворение?
Д.: Это стихотворение о зимних играх, забавах, которые очень любят дети зимой.
Л.: В какое время года можно кататься с горы?
Д.: Кататься с горы можно зимой.
Л.: Во что вы любите играть зимой?
Д.: Я люблю играть в снежки. Я люблю кататься на коньках. Я люблю кататься с горы на санках.
III. Рассматривание картины.
Логопед показывает слайд 1.
Л.: Рассмотрите картинку. Какое время года изображено?
Д.: На картинке изображена зима.
Л.: Какой стоит день?
Д.: День стоит ясный, зимний, морозный, холодный
Л.: Кто изображен на картине?
Д.: На картинке изображены дети.
Л.: Что делают дети? Расскажите.
Д.: Дети лепят снеговика, катаются на санках, на лыжах, на коньках, играют в снежки
Л.: Как вы думаете, какое настроение у детей?
Д.: Настроение у детей веселое, задорное, радостное.
Л.: А как это изобразил художник?
Д.: Дети улыбаются, резвятся. Им весело играть вместе.
IV. Постановка учебной задачи.
Л.: Итак, сегодня на уроке мы будем составлять рассказ по этой картинке (на слайде 1 сюжетная картина «зимние забавы»).
Л.: Посмотрите на название нашего рассказа (СЛАЙД 2). Он будет называться «Зимние забавы».
Л.: Что такое забавы? Как сказать по- другому?
Д: Игры, развлечения.
V. Составление повествовательного рассказа.
Л.: Как вы думаете, как надо начать рассказ?
Дети предлагают свои версии.
Л.: А теперь возьмите карточку №1 (логопед раздает каждому) и прочитайте предложения, которыми можно начать рассказ.
Дети читают вслух по предложению.
Карточка 1.
Зимним утром выглянуло солнце.
Наступили зимние каникулы.
Весь январь стояли лютые морозы.
Ночью выпал пушистый снег.
Л.: Что значит «лютые морозы»?
Д.: «Лютые морозы» — значит очень сильные, невыносимые.
Л.: Какое предложение НЕ подходит для начала этого сочинения?
Д.: «Весь январь стояли лютые морозы».
Л.: Почему?
Д.: Потому что дети вышли играть во двор. Значит на улице было не очень холодно.
Л.: Вычеркните его. Выберите из трех оставшихся предложений то, с которого мы начнем наш рассказ.
Д.: «Наступили зимние каникулы».
Л.: Поставьте цифру 1 около этого предложения. Какое будет второе предложение по смыслу?
Д.: «Ночью выпал пушистый снег».
Л.: Поставьте цифру 2 около этого предложения. Назовите третье предложение.
Д.: «Зимним утром выглянуло солнце».
Л.: Поставьте цифру 3 около этого предложения. Прочитайте их в правильном порядке (дети читают предложения в нужном порядке). Отложите карточку.
VI. Физкультминутка.
Л.: А сейчас все встаньте. Повторяем за мной только движения.
1) «Зимние забавы».
Мы бежим с тобой на лыжах, (Дети изображают ходьбу на лыжах.)
Снег холодный лыжи лижет. А потом – на коньках. (Изображают бег на коньках.)
Но упали мы. Ах! (Приседают.)
А потом снежки лепили, (Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.)
А потом снежки катили, (Катят воображаемый комок.)
А потом без сил упали (Приседают.)
И домой мы побежали. (Бегут на месте)
2) «Морские звезды».
Л.: На счет РАЗ – руки в стороны, ноги вместе, на счет ДВА – руки вниз, ноги врозь. Раз, два, раз, два. Повторить несколько раз.
VII. Составление повествовательного рассказа (Продолжение).
Л.: Как вы думаете, о чём мы будем рассказывать дальше?
Д.: Нужно рассказать о том, что делают дети.
Л.: (логопед включает СЛАЙД 3 со словами: вышли во ребята днем двор). Прочитайте слова, которые написаны.
Л.: Можно ли их назвать предложением? Почему?
Д.: Это не предложение, так как слова стоят в неправильном порядке, начало предложения не написано с заглавной буквы, в конце не стоит нужный знак.
Л.: Что надо сделать, чтобы получилось предложение?
Д.: Чтобы получилось предложение, нужно поменять слова местами.
Л.: Назовите первое слово, второе… Дети называют правильное предложение: днем ребята вышли во двор). Появляется СЛАЙД 4
Л.: Правильно ли теперь записано предложение? Какие правила предложения здесь не соблюдены?
Д.: Первое слово написано не с заглавной буквы, в конце нет точки.
Л.: Верно (СЛАЙД 4. Предложение исправлено).
Л.: А теперь давайте подумаем, что делают дети во дворе. Нам помогут картинки (СЛАЙД 5).
Л.: Составьте предложение к первой картинке.
Д.: Миша и Петя играют в снежки.
Л.: (на слайде 5 подписаны имена). Запомните это предложение.
Л.: Составьте предложение ко второй картинке (СЛАЙД 6).
Д.: Катя и Таня лепят снеговика.
Л.: (на слайде 6 подписаны имена). Запомните это предложение.
Л.: Составьте предложение к третьей картинке (СЛАЙД 7).
Д.: Лена катается на коньках.
Л.: (на слайде 7 подписано имя). Запомните это предложение.
Л.: Составьте предложение по четвёртой картинке (СЛАЙД 8).
Д.: Коля катается на лыжах.
Л.: (на слайде 8 подписано имя). Запомните это предложение.
Л.: Составьте предложение по пятой картинке (СЛАЙД 9).
Д.: Настя катается с горы на санках.
Л.: (на слайде 9 подписано имя). Запомните это предложение.
Л.: Внимание, я сейчас повторю предложения, которые мы составили по трём последним картинкам. А вы послушайте и скажите, какое слово повторяется во всех трех предложениях. «Лена катается на коньках. Коля катается на лыжах. Настя катается на санках»
Д.: Во всех трех предложениях повторяется слово катается.
Л: Давайте, чтобы слово «катается» не повторялось в рассказе, заменим его другими словами (СЛАЙД 10). Прочитайте слова.
Д.: идёт, едет с горы, скользит по льду.
Л.: Про кого из этих детей можно сказать «идёт» (показывая СЛАЙД 11)?
Д.: Коля идёт на лыжах.
Л.: Про кого из детей можно сказать «едет с горы»?
Д.: Настя едет с горы на санках.
Л.: Про кого можно сказать «скользит по льду»?
Д.: Лена скользит по льду на коньках.
Л.: Расскажите, какие предложения мы составили по этим трем картинкам.
Д.: Перечисляют 3 предложения.
Л.: Сколько всего предложений мы составили по картинкам?
Д.: Мы составили пять предложений.
Л.: Как вы думаете, как надо закончить наш рассказ?
Д.: Надо написать о настроении детей.
Л.: (логопед раздает каждому карточку №2). Прочитайте предложения на карточке №2.
Карточка 2.
Весело ребятам зимой.
Весело ребятам зимой?
Весело ребятам зимой!
Л.: Чем отличаются эти предложения?
Д.: В конце предложений стоят разные знаки. Предложения отличаются интонацией.
Л.: Знаки подсказывают, с какой интонацией надо прочесть предложение. Прочитайте теперь с правильной интонацией первое (второе, третье предложение)
Дети читают предложения с разной интонацией.
Л.: А теперь прочитайте только то предложение, которое подойдет для того, чтобы закончить наш рассказ.
Д.: Весело ребятам зимой!
Л.: Почему подходит именно это предложение?
Д.: Это предложение передаёт радость детей.
VII. Повторное рассказывание с опорой на картинный материал.
Л.: Мы с вами составили рассказ. Нам в этом помогли карточки и картинки (СЛАЙД 12). Перескажите его полностью (логопед спрашивает несколько детей).
Л.: Удалось ли передать содержание картины?
Дети отвечают.
VIII. Подведение итога урока.
Л.: Чему учились на уроке?
Д.: Учились составлять рассказ по картине.
Л.: О чём мы составили рассказ?
Д.: Мы составили рассказ о зимних забавах детей.
Л: Молодцы.