Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР “Звуки речи и буквы”.
Тема: Звуки речи и буквы.
Цель: уточнить понятие звуков речи и букв.
Задачи:
Образовательные:
уточнить понятие звуков речи и букв;
учить различать гласные и согласные звуки.
Развивающие:
развивать фонематический слух;
совершенствовать навыки фонематического анализа;
развивать умение отвечать полным предложением;
развивать зрительный гнозис, внимание;
развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к логопедическим занятиям.
Оборудование: цветные карандаши; плакат для дифференциации звуков и букв; картинка с заштрихованными буквами; чудесный мешочек с буквами; индивидуальные красные и синие кружки; индивидуальные карточки с буквами; фишки красного и синего цвета.
Ход занятия
Организационный момент (1 мин).
Ребята, здравствуйте! Я очень рада вас видеть! Давайте с вами со всеми познакомимся, меня зовут Анна Сергеевна, я школьный логопед. Мы будем с вами встречаться на внеурочной деятельности под название «Загадки звуков и букв».
Основная часть (16 мин).
А) Повторительная беседа. Объявление темы занятия.
- Давайте вспомним, что такое наша речь? /Разговор, вопрос, рассказ – это наша речь/.
- Из чего состоит наша речь? /Наша речь состоит из предложений/.
- Как стоят предложения в рассказе? /Предложения в рассказе стоят по порядку/.
- Как они связаны между собой в рассказе? /Они связаны между собой по смыслу/.
- Из чего состоят предложения? /Предложения состоят из слов/.
- Как связаны слова в предложении? /Слова в предложении связаны по смыслу/.
- Как они стоят в предложении? /Они стоят в предложении по порядку/.
- Из чего состоят слова? /Слова делятся на слоги/.
- А сегодня мы узнаем, из чего состоят слоги.
Б) Беседа о звуках (речевых и неречевых) и органах, участвующих в речи.
- Ребята, какие звуки мы можем услышать на улице? /Мы можем услышать скрип, мяуканье, стук, грохот/.
- Да. Эти звуки называются неречевые. А теперь послушайте. [М, п, ш]. С помощью чего я говорила эти звуки? /Вы их говорили с помощью органов речи/.
- Чем отличаются речевые и неречевые звуки? Кто говорит речевые звуки? /Речевые звуки говорит человек/.
- А неречевые звуки – что это за звуки? /Это звуки, которые говорит не человек/.
- Правильно. Это звуки окружающего нас мира.
- Хорошо. А что нам помогает произносить речевые звуки? /Нам помогают губы, зубы, язык/.
- А ещё что? Скажите [с], подставьте ладошку. Что чувствуете? /Мы чувствуем ветерок/.
- Да. Воздух выходит из наших легких. Легкие нам помогают говорить. А теперь скажите [з], ручку на горлышко положите. Что чувствуете? /Горлышко вибрирует/.
- Правильно. Это наши голосовые связки так работают. Без них мы не сможем говорить. А что ещё нам помогает говорить? Перед тем, как что-то сказать, что нужно сделать? /Нужно подумать/.
-Хорошо. Значит, нам ещё помогает мозг. Всё назвали? А мы слышим, что нам говорят? /Да/.
- С помощью чего мы слышим? /С помощью слуха/.
- Да. Теперь давайте повторим всё, что мы сказали. Что нам помогает говорить? /Нам помогают говорить губы, зубы, язык, мозг, слух, легкие/.
В) Фонематический анализ.
- Ребята, я говорю слово, а вы называйте первый звук в этом слове.
Осы, собака, машина, шапка, астра, утка, самолет.
Логопед спрашивает всех детей по очереди.
Г) Сказка про звуки и буквы.
- А теперь послушайте маленькую сказку про звуки и буквы. Давным-давно жили-были звуки. Ходили звуки по свету, но никто их не видел. Однажды их записали на доске, и стали они видимыми. С тех пор называют их буквами.
- Запомните, звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем. Повторите за мной. /Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем/.
Физминутка (2 мин).
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Основная часть (продолжение) (16 мин).
Е) Дидактическая игра “Чудесная коробочка”.
Логопед показывает детям мешочек.
- Ребята, у меня есть чудесная коробочка. В ней буквы. Вам нужно вытащить букву и придумать с ней слово.
Логопед подходит к каждому ребенку. Дети придумывают слова.
Ж) Беседа о гласных и согласных звуках.
- А сейчас подумаем, чем отличаются гласные звуки от согласных. Давайте произнесем а-а-а! Свободно голос выходит? /Да, голос свободно выходит/.
- А так? П-п-п! Что-то мешает? /Да, мешает/.
- А что? /Мешают губы, зубы и язык/.
- Правильно. Это значит, что когда мы произносим согласный звук, у нас есть преграда. Если нет преграды, какой это звук? /Это гласный/.
- А если есть преграда? /Тогда это согласный/.
- Молодцы. Повторим все вместе. Гласные звуки произносятся без преграды, согласные – с преградой. Преграду образуют губы, зубы и язык. /Гласные звуки произносятся без преграды, согласные – с преградой. Преграду образуют губы, зубы и язык/.
З) Дифференциация гласных и согласных звуков.
Логопед раздает детям красные и синие кружки.
- Ребята, я буду называть звуки, а вы, если услышите гласный звук, поднимите красный кружок, а если согласный – синий.
А, п, м, л, а, о, у, м, ф, ы, б.
Дети выполняют задание.
Итог занятия (2 мин).
- О чем мы сегодня говорили?
- Что мы делали на занятии?
- Что вам больше всего понравилось?
Логопед оценивает деятельность каждого учащегося.