СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР “Звуки речи и буквы”.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР “Звуки речи и буквы”.»

Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР “Звуки речи и буквы”.

Тема: Звуки речи и буквы.

Цель: уточнить понятие звуков речи и букв.

Задачи:

Образовательные:

  1. уточнить понятие звуков речи и букв;

  2. учить различать гласные и согласные звуки.

Развивающие:

  1. развивать фонематический слух;

  2. совершенствовать навыки фонематического анализа;

  3. развивать умение отвечать полным предложением;

  4. развивать зрительный гнозис, внимание;

  5. развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к логопедическим занятиям.

Оборудование:  цветные карандаши; плакат для дифференциации звуков и букв; картинка с заштрихованными буквами; чудесный мешочек с буквами; индивидуальные красные и синие кружки; индивидуальные карточки с буквами; фишки красного и синего цвета.


Ход занятия

  1. Организационный момент (1 мин).

Ребята, здравствуйте! Я очень рада вас видеть! Давайте с вами со всеми познакомимся, меня зовут Анна Сергеевна, я школьный логопед. Мы будем с вами встречаться на внеурочной деятельности под название «Загадки звуков и букв».

  1. Основная часть (16 мин).

А) Повторительная беседа. Объявление темы занятия.

- Давайте вспомним, что такое наша речь? /Разговор, вопрос, рассказ – это наша речь/.

- Из чего состоит наша речь? /Наша речь состоит из предложений/.

- Как стоят предложения в рассказе? /Предложения в рассказе стоят по порядку/.

- Как они связаны между собой в рассказе? /Они связаны между собой по смыслу/.

- Из чего состоят предложения? /Предложения состоят из слов/.

- Как связаны слова в предложении? /Слова в предложении связаны по смыслу/.

- Как они стоят в предложении? /Они стоят в предложении по порядку/.

- Из чего состоят слова? /Слова делятся на слоги/.

- А сегодня мы узнаем, из чего состоят слоги.

Б) Беседа о звуках (речевых и неречевых) и органах, участвующих в речи.

- Ребята, какие звуки мы можем услышать на улице? /Мы можем услышать скрип, мяуканье, стук, грохот/.

- Да. Эти звуки называются неречевые. А теперь послушайте. [М, п, ш]. С помощью чего я говорила эти звуки? /Вы их говорили с помощью органов речи/.

- Чем отличаются речевые и неречевые звуки? Кто говорит речевые звуки? /Речевые звуки говорит человек/.

- А неречевые звуки – что это за звуки? /Это звуки, которые говорит не человек/.

- Правильно. Это звуки окружающего нас мира.

- Хорошо. А что нам помогает произносить речевые звуки? /Нам помогают губы, зубы, язык/.

- А ещё что? Скажите [с], подставьте ладошку. Что чувствуете? /Мы чувствуем ветерок/.

- Да. Воздух выходит из наших легких. Легкие нам помогают говорить. А теперь скажите [з], ручку на горлышко положите. Что чувствуете? /Горлышко вибрирует/.

- Правильно. Это наши голосовые связки так работают. Без них мы не сможем говорить. А что ещё нам помогает говорить? Перед тем, как что-то сказать, что нужно сделать? /Нужно подумать/.

-Хорошо. Значит, нам ещё помогает мозг. Всё назвали? А мы слышим, что нам говорят? /Да/.

- С помощью чего мы слышим? /С помощью слуха/.

- Да. Теперь давайте повторим всё, что мы сказали. Что нам помогает говорить? /Нам помогают говорить губы, зубы, язык, мозг, слух, легкие/.

В) Фонематический анализ.

- Ребята, я говорю слово, а вы называйте первый звук в этом слове.

Осы, собака, машина, шапка, астра, утка, самолет.

Логопед спрашивает всех детей по очереди.

Г) Сказка про звуки и буквы.

- А теперь послушайте маленькую сказку про звуки и буквы. Давным-давно жили-были звуки. Ходили звуки по свету, но никто их не видел. Однажды их записали на доске, и стали они видимыми. С тех пор называют их буквами.

- Запомните, звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем. Повторите за мной. /Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем/.

  1. Физминутка (2 мин).

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся,

Три — нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

  1. Основная часть (продолжение) (16 мин).

Е) Дидактическая игра “Чудесная коробочка”.

Логопед показывает детям мешочек.

- Ребята, у меня есть чудесная коробочка. В ней буквы. Вам нужно вытащить букву и придумать с ней слово.

Логопед подходит к каждому ребенку. Дети придумывают слова.

Ж) Беседа о гласных и согласных звуках.

- А сейчас подумаем, чем отличаются гласные звуки от согласных. Давайте произнесем а-а-а! Свободно голос выходит? /Да, голос свободно выходит/.

- А так? П-п-п! Что-то мешает? /Да, мешает/.

- А что? /Мешают губы, зубы и язык/.

- Правильно. Это значит, что когда мы произносим согласный звук, у нас есть преграда. Если нет преграды, какой это звук? /Это гласный/.

- А если есть преграда? /Тогда это согласный/.

- Молодцы. Повторим все вместе. Гласные звуки произносятся без преграды, согласные – с преградой. Преграду образуют губы, зубы и язык. /Гласные звуки произносятся без преграды, согласные – с преградой. Преграду образуют губы, зубы и язык/.

З) Дифференциация гласных и согласных звуков.

Логопед раздает детям красные и синие кружки.

- Ребята, я буду называть звуки, а вы, если услышите гласный звук, поднимите красный кружок, а если согласный – синий.

А, п, м, л, а, о, у, м, ф, ы, б.

Дети выполняют задание.

  1. Итог занятия (2 мин).

- О чем мы сегодня говорили?

- Что мы делали на занятии?

- Что вам больше всего понравилось?

Логопед оценивает деятельность каждого учащегося.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!