Конспект фронтального занятия
по развитию лексико-грамматической стороны речи
для детей с ОНР (III)
«Овощи»
(старшая группа)
Цели:
закрепление знаний об овощах;
формирование навыка словообразования, посредством уменьшительно-ласкательных суффиксов;
расширение и активизация словаря по теме «овощи».
Задачи:
учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными;
систематизировать и закреплять знания об овощах;
развивать психологическую базу речи;
обогащать словарный запас;
учить связному высказыванию;
формировать экологическую культуру.
Оборудование: 2 куклы: бабушка и дедушка, корзина, муляжи (карточки) овощей: капуста, морковь, огурец, лук, картошка, помидор, укроп.
Лексический материал:
Имена существительные: овощи, капуста – капусточка, морковь – морковочка, лук – лучок, картошка – картошечка, помидор – помидорчик, укроп – укропчик.
Имена прилагательные: сырые, вареные, жареные, круглая, продолговатый, зеленый, хрустящий, твердый, зеленая, хрустящая, твердая, треугольная, оранжевая, сочная, хрустящая, твердая..
Глаголы: растут, поливать, пропалывать.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Мы поедем к бабушке и дедушке в деревню, чтобы посмотреть, как они выращивают овощи. Вы готовы?
Дети: .Да.
Логопед: Тогда отправляемся путь (дети садятся на свои места и представляют, что едут на машине) сейчас я проверю, насколько хорошо, вы знаете название овощей. Если вы знаете ответ на загадку – поднимайте руки.
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня в них ищи.
Маша: Капуста.
Логопед: Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
Алена: Морковь
Логопед: Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
Кирилл: Лук.
Логопед: Молодцы, ребята. Поднимите руку, кто знает, чем овощи отличаются от фруктов?
Антон: Овощи растут в огороде, а фрукты в саду.
Света: Овощи растут на грядке, а фрукты на дереве.
Логопед: Правильно. А еще овощи очень полезны, они содержат в себе много витаминов. Овощи едят сырыми, вареными или жареными. А вы знаете, как нужно ухаживать за овощами, чтобы они хорошо росли?
Дети: Нет.
Логопед: Овощи нужно поливать и пропалывать. Вы знаете, что означает слово пропалывать?
Дети: Нет.
Логопед: Пропалывать значит обрабатывать землю от сорняков. А пока мы с вами разговаривали, мы добрались до деревни (дети встают со своих мест).
Динамическая пауза.
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
(Наклонились, выпрямились)
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
(Выдох, вдох)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И - направо! И еще
Через левое плечо!
Основная часть.
3.1 Согласование существительного с прилагательным.
Логопед: Посмотрите, кто нас встречает? (появляются куклы бабушки и деда с корзинкой в руках). А что в руках у бабушки?
Дети: У бабушки в руках корзинка.
Логопед: Давайте посмотрим, что там лежит (достает из корзинки по одному овощи). (Достает капусту) ребята, что это?
Дети: Это капуста.
Логопед: Поднимите руку, кто знает, какой она формы?
Дети: Капуста круглая (приложение 1).
Логопед: Никита, а что еще можно сказать о капусте?
Никита: Капуста зеленая.
Логопед: Кирилл, а что ты знаешь о капусте?
Кирилл: Капуста хрустящая.
Логопед: Маша, а я если капуста содержит много витаминов, то какая она?
Маша: Капуста витаминная.
Логопед: Правильно. (Достает огурец) ребята, а что вы знаете про огурец (огурец какой?)
Маша: Огурец зеленый, хрустящий, твердый.
Логопед: А какой он формы? Круглый? Нет. Он продолговатый (приложение 2). Алена, как мы скажем, какой формы огурец?
Алена: Огурец продолговатый.
Логопед: Правильно, (достает из корзинки морковь) ребята, поднимите руку, кто знает, как называется этот овощь?
Света: Этот овощ называется морковь.
Логопед: Правильно, морковь имеет треугольную форму (приложение 3). Антон, это значит, что морковь какая?
Антон: Это значит, что морковь треугольная.
Логопед: А кто мне еще сможет назвать признаки моркови?
Маша: Морковь оранжевая.
Никита: Морковь сочная.
Алена: Морковь хрустящая.
Света: Морковь твердая.
Логопед: Да, ребята, вы правы.
Образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Логопед: пока мы с вами разбирались с признаками овощей из корзины, бабушка с дедушкой сходили на огород и принесли еще овощей. Дедушка собирал большие овощи, а бабушка маленькие. Давайте назовем овощи, которые собирали дедушка и бабушка, только бабушкины овощи назовем ласково (раздает по паре овощей на парту детям), (приложение 4).
Маша: морковь – морковочка.
Кирилл: лук – лучок.
Света: капуста – капусточка.
Никита: огурец – огурчик,
Алена: баклажан – баклажанчик.
Антон: Укроп – укропчик.
Логопед: Молодцы, ребята. А теперь нам пора возвращаться домой. Но перед тем как возвратиться домой, давайте немного разомнемся (дети встают со своих мест. По окончании динамической паузы они оказываются дома).
Динамическая пауза.
Огород у нас в порядке — Мы весной вскопали грядки. Мы пололи огород, Поливали огород. В лунках маленьких не густо Рассадили мы капусту. Лето все она толстела Разрасталась вширь и ввысь. А теперь ей тесно Говорит — посторонись! | Действия по тексту Садятся на корточки и «сажают» Показывают руками круг перед собой. Руки в стороны, а затем вверх. Руки разведены в стороны, выполняют отталкивающие движения. |
Домашнее задание:
Логопед: ну вот мы и дома. Сегодня, когда придете домой, спросите у мамы, какие овощи у вас есть дома и что из них можно приготовить.
Подведение итогов.
Логопед: Какое увлекательное путешествие. Ребята, где же мы с вами сегодня побывали?
Дети: мы были в деревне у бабушки и дедушки.
Логопед: вы узнали во время путешествия?
Дети: мы узнали, как можно ласково называть маленькие овощи.
Логопед: а вы помните, какой формы бывают овощи?
Дети: овощи бывают круглой, треугольной и продолговатой формы.
Логопед: молодцы, ребята, с вами было приятно путешествовать!
приложение 1
Схема изображения капусты
приложение 2
Схема изображения огурца
Приложение 3
Схема изображения моркови
Приложение 4
Картинный материал для формирования навыка словообразования