СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи «Овощи»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи  «Овощи» разработан для детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня речевого развития, может подойти для детей с задержкой психического развития и с легкой степенью умственной отсалости начального школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи «Овощи»»

Конспект фронтального занятия

по развитию лексико-грамматической стороны речи

для детей с ОНР (III)

«Овощи»

(старшая группа)


Цели:

  • закрепление знаний об овощах;

  • формирование навыка словообразования, посредством уменьшительно-ласкательных суффиксов;

  • расширение и активизация словаря по теме «овощи».


Задачи:

  • учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

  • учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными;

  • систематизировать и закреплять знания об овощах;

  • развивать психологическую базу речи;

  • обогащать словарный запас;

  • учить связному высказыванию;

  • формировать экологическую культуру.


Оборудование: 2 куклы: бабушка и дедушка, корзина, муляжи (карточки) овощей: капуста, морковь, огурец, лук, картошка, помидор, укроп.

Лексический материал:

  • Имена существительные: овощи, капуста – капусточка, морковь – морковочка, лук – лучок, картошка – картошечка, помидор – помидорчик, укроп – укропчик.

  • Имена прилагательные: сырые, вареные, жареные, круглая, продолговатый, зеленый, хрустящий, твердый, зеленая, хрустящая, твердая, треугольная, оранжевая, сочная, хрустящая, твердая..

  • Глаголы: растут, поливать, пропалывать.


Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Мы поедем к бабушке и дедушке в деревню, чтобы посмотреть, как они выращивают овощи. Вы готовы?

Дети: .Да.

Логопед: Тогда отправляемся путь (дети садятся на свои места и представляют, что едут на машине) сейчас я проверю, насколько хорошо, вы знаете название овощей. Если вы знаете ответ на загадку – поднимайте руки.

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них ищи.

Маша: Капуста.

Логопед: Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

Алена: Морковь

Логопед: Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

Кирилл: Лук.

Логопед: Молодцы, ребята. Поднимите руку, кто знает, чем овощи отличаются от фруктов?

Антон: Овощи растут в огороде, а фрукты в саду.

Света: Овощи растут на грядке, а фрукты на дереве.

Логопед: Правильно. А еще овощи очень полезны, они содержат в себе много витаминов. Овощи едят сырыми, вареными или жареными. А вы знаете, как нужно ухаживать за овощами, чтобы они хорошо росли?

Дети: Нет.

Логопед: Овощи нужно поливать и пропалывать. Вы знаете, что означает слово пропалывать?

Дети: Нет.

Логопед: Пропалывать значит обрабатывать землю от сорняков. А пока мы с вами разговаривали, мы добрались до деревни (дети встают со своих мест).


  1. Динамическая пауза.

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

(Наклонились, выпрямились)

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

(Выдох, вдох)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И - направо! И еще

Через левое плечо!


  1. Основная часть.

3.1 Согласование существительного с прилагательным.

Логопед: Посмотрите, кто нас встречает? (появляются куклы бабушки и деда с корзинкой в руках). А что в руках у бабушки?

Дети: У бабушки в руках корзинка.

Логопед: Давайте посмотрим, что там лежит (достает из корзинки по одному овощи). (Достает капусту) ребята, что это?

Дети: Это капуста.

Логопед: Поднимите руку, кто знает, какой она формы?

Дети: Капуста круглая (приложение 1).

Логопед: Никита, а что еще можно сказать о капусте?

Никита: Капуста зеленая.

Логопед: Кирилл, а что ты знаешь о капусте?

Кирилл: Капуста хрустящая.

Логопед: Маша, а я если капуста содержит много витаминов, то какая она?

Маша: Капуста витаминная.

Логопед: Правильно. (Достает огурец) ребята, а что вы знаете про огурец (огурец какой?)

Маша: Огурец зеленый, хрустящий, твердый.

Логопед: А какой он формы? Круглый? Нет. Он продолговатый (приложение 2). Алена, как мы скажем, какой формы огурец?

Алена: Огурец продолговатый.

Логопед: Правильно, (достает из корзинки морковь) ребята, поднимите руку, кто знает, как называется этот овощь?

Света: Этот овощ называется морковь.

Логопед: Правильно, морковь имеет треугольную форму (приложение 3). Антон, это значит, что морковь какая?

Антон: Это значит, что морковь треугольная.

Логопед: А кто мне еще сможет назвать признаки моркови?

Маша: Морковь оранжевая.

Никита: Морковь сочная.

Алена: Морковь хрустящая.

Света: Морковь твердая.

Логопед: Да, ребята, вы правы.


    1. Образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Логопед: пока мы с вами разбирались с признаками овощей из корзины, бабушка с дедушкой сходили на огород и принесли еще овощей. Дедушка собирал большие овощи, а бабушка маленькие. Давайте назовем овощи, которые собирали дедушка и бабушка, только бабушкины овощи назовем ласково (раздает по паре овощей на парту детям), (приложение 4).

Маша: морковь – морковочка.

Кирилл: лук – лучок.

Света: капуста – капусточка.

Никита: огурец – огурчик,

Алена: баклажан – баклажанчик.

Антон: Укроп – укропчик.

Логопед: Молодцы, ребята. А теперь нам пора возвращаться домой. Но перед тем как возвратиться домой, давайте немного разомнемся (дети встают со своих мест. По окончании динамической паузы они оказываются дома).


  1. Динамическая пауза.


Огород у нас в порядке —

Мы весной вскопали грядки.

Мы пололи огород,

Поливали огород.

В лунках маленьких не густо

Рассадили мы капусту.

Лето все она толстела


Разрасталась вширь и ввысь.

А теперь ей тесно

Говорит — посторонись!



Действия по тексту


Садятся на корточки и «сажают»

Показывают руками круг перед собой.

Руки в стороны, а затем вверх.

Руки разведены в стороны, выполняют отталкивающие движения.


  1. Домашнее задание:

Логопед: ну вот мы и дома. Сегодня, когда придете домой, спросите у мамы, какие овощи у вас есть дома и что из них можно приготовить.


  1. Подведение итогов.

Логопед: Какое увлекательное путешествие. Ребята, где же мы с вами сегодня побывали?

Дети: мы были в деревне у бабушки и дедушки.

Логопед: вы узнали во время путешествия?

Дети: мы узнали, как можно ласково называть маленькие овощи.

Логопед: а вы помните, какой формы бывают овощи?

Дети: овощи бывают круглой, треугольной и продолговатой формы.

Логопед: молодцы, ребята, с вами было приятно путешествовать!




приложение 1


Схема изображения капусты








приложение 2


Схема изображения огурца





























Приложение 3


Схема изображения моркови













Приложение 4


Картинный материал для формирования навыка словообразования




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!