Конспект группового коррекционно-логопедического занятия (2-3 класс ОНР)
Тема: Предлог. Дифференциация предлога и приставки. Употребление предлогов.
Речевая тема «Зима»
Цели занятия:
1) формирование представления о предлоге как отдельном слове, требующем раздельного написания; преодоление грубого аграмматизма в употреблении предложно-падежных конструкций; формирование навыка конструирования словосочетания; формирование представления о приставке как чисти слова и о предлоге как отдельном слове, а также умения различать предлоги и приставки на слух; уточнение и расширение словаря прилагательными; формирование сравнительных оборотов, а также употребления слов в переносном значении;
2)развитие произвольности и переключаемости внимания, его распределительной функции, самоконтроля при письме, слухового и зрительного восприятия; преодоление недостатков вербального слухового и зрительного анализа, саморегуляции интеллектуальной деятельности;
3) воспитание любви к окружающему миру, эмоционального отклика на красоту природы, стремления передать чувства, возникающие при встрече с прекрасным.
Оборудование: изображения на экране, записи на доске, карточки с заданиями, карточки для опроса (цифры и сммволы).
Ход занятия.
1.Формирование общих знаний, обогащение словарного запаса и уточнение словаря.
Демонстрация на экране музыкальных видеороликов с зимними пейзажами и фронтальная беседа.
-Какое сейчас время года?
-А какой месяц?
-Какие еще зимние месяцы вам известны? (После ответов ребят они появляются на экране)
-Февраль какой по счету меся года?
-А какой он по счету месяц зимы?
2.Преодоление недостатков оперативной памяти. Звукового анализа, акустических и артикуляционных нарушений.
Психоречевая гимнастика.
-Дети, давайте вместе вспомним, как поет метель. Сначала прослушайте, затем повторите. Затем запишите.
У-шу-кшу-тшу
У-ву-вао-ву
У-су-сву-спу-пшу
Ауу-оу-эу-ы-у
3. Развитие речи, обогащение словаря прилагательных, формирование сравнительных оборотов и употребления слов в переносном значении.
-Ребята, в Российскую детскую газету пришло письмо от мальчика из Африки.
«Дорогие российские ребята, меня зовут Билли. Я живу Африке на экваторе. ( На экране карта с изображением Африки и экватора.) У нас очень жарко и никогда не бывает снега. Мы с друзьями мечтаем увидеть снег, потрогать его или хотя бы представить, какой он. У вас, мы знаем, зимой очень много снега. Помогите нам: опишите снег так, чтобы мы, африканские ребятишки, поняли, что такое снег.
-Давайте поможем негритятам представить снег.
Коллективное заполнение таблицы
Какой? | Как что? | белый | Как сахар | холодный | | чистый | | скрипучий | | пушистый | | ослепительный | | сверкающий | Как алмазы | мягкий | Как пух | |
4. Преодоление аграмматизма. Формирование навыка конструирования словосочетаний.
С данными словами (на экране) составьте словосочетания со словом «Снег». Применяйте вопрос «где?»
Трава
Следы где?
Рукавичка потеряна
-Какой предлог вы использовали?
-Чем предлог отличается от приставки? (Приставка часть слова и пишется слитно, предлог – слово, пишется отдельно от других слов)
Анализ предложений на экране:
На стекле образовалась НАЛЕДЬ. (Картинка)
Ребята вышли НА ____ ЛЕД. (Картинка)
5.Преодоление грубых аграмматизмов. Развитие произвольности и переключаемости внимания, формирование самоконтроля при письме.
Работа в карточках:
На писал налисте____ошибок
Завернул заугол_____ошибок.
По стучал постеклу___ошибок.
От вернулся отдруга____ошибок.
Вставил в раму____ошибок.
ВСЕГО ОШИБОК_______
Проверка:
- Сколько ошибок вы нашли в каждой строке? (Ребята поднимают карточку с цифрой)
- А сколько всего? (Ребята поднимают карточку с цифрой)
6. Формирование слухового восприятия. Распознавание предлогов и приставок на слух.
Прослушайте слово, определите, как оно пишется и поднимите карточку с соответствующим символом:
______ -слитно
|-раздельно.
Набираю
Набоку
Закрасил
За красками
Из пушки
Испугался
Скрасить
С краской
7. Преодоление недостатков вербального слухового анализа.
Графический диктант.
-Запишите предложения схематически:
_______________-символ длинного слова;
символ предлога
Мы шли по заснеженной тропинке.
На снегу оставались наши следы.
Снег сыпался с веток.
8.Развитие вербального зрительного анализа. Саморегуляция интеллектуальной деятельности.
-Перед вами картрочки, где все слова слиты. Разделите их и запишите столбиком разноцветными карандашами: кто быстрее и красивее.
ЗИМАМЕТЕЛЬСНЕЖИНКАМОРОЗПРАЗДНИКВЕСЕЛЬЕ
9.Развитие языкового анализа.
-Ребята, на доске записано предложение:
Весной из снега выглянут подснежники.
Положите перед собой карточки с цифрами и поднимайте соответствующую вопросу.
-Сколько слов в предложении?
-Сколько в нем предлогов?
-Сколько слов с приставками?
-Сколько звуков в слове ВЕСНОЙ?
-Сколько гласных в этом слове?
-Сколько в нем согласных?
-Сколько звонких согласных?
10.Формирование распределительной функции внимания и зрительного восприятия.
-Сегодня вы очень старались, поэтому заслужили игру. Она на смекалку. Разгадайте путанку. Кто быстрей? ( Путанка на экране). Вам от меня подсказка: первая буква та, под которой цифра «1»
НОГАПСЕД
2 5 4 7 6 1 3 8
(снегопад)
11. Рефлексия.
-Поднимите «снежинку», если вам очень понравилось занятие и у вас все получилось. Поднимите « сосульку», если что- то не получилось, но вам не было скучно. Поднимите карточку без рисунка, если вы огорчены.