СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект группового коррекционно-развивающего занятия "Как справляться с Ленью?"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие является частью программы коррекционно-развивающего курса для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) «На пути к образованному человеку».

Просмотр содержимого документа
«Конспект группового коррекционно-развивающего занятия "Как справляться с Ленью?"»

Конспект группового коррекционно-развивающего занятия

«Как справляться с Ленью? » (4 класс)


Данное занятие является частью программы коррекционно-развивающего курса для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) «На пути к образованному человеку».

Адресная группа: обучающиеся с ОВЗ (ЗПР) ,4 класс.

Цель: повышение социальной компетентности обучающихся, создание условий для коррекции и развития высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер средствами данной темы.

Задачи:

  1. Способствовать повышению мотивации детей к развитию волевой саморегуляции, укреплению зрелых личностных установок.

  2. Развивать формы и навыки личностного общения в группе сверстников,

  3. Стимулировать развитие произвольности психических процессов ребенка.

  4. Содействовать ранней профориентации, воспитывать положительное отношение к труду.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор для демонстрации мультимедийной презентации; презентация к занятию; раздаточные материалы.

СЛАЙД 1 .

1.Приветствие, эмоциональный контакт. Цель: создание положительного настроя, повышение уверенности в себе.

Добрый день, ребята! Рада Вас видеть ! Какое у вас настроение?

2. Психологическая разминка:

Начнем с психологической разминки. Предлагаю каждому из вас вспомнить о своей уникальности, о том, что у него лучше всего получается делать! Передавая мяч по кругу, расскажите б этом своему соседу, добавив фразу : «Чего и тебе желаю». Кто начнет первым? – 4 мин.

3.Этап овладения новым материалом

3.1.Постановка проблемы. Цель: актуализация темы, поддержка мотивацию на включенность в работу.

Это так здорово, что у вас многое получается! А вот один четвероклассник рассказал мне такую историю:

Представляете, весь день

Липнет лень ко мне, как тень.

Я нисколько не шучу

Целый день я спать хочу.

Лень читать, учить уроки.

Лень с собакой прогуляться,

За работу лень мне взяться.

Огород мне лень копать.

Только кушать бы да спать…

( И. Шевчук)

Догадались, какую тему я предлагаю вам обсудить?

Говорят, что к каждому из ребят время от времени приходит маленькое существо по имени Лень, которое потихоньку запрыгивает то в карман, то в ручку, то в уши учеников. И тогда… Ребята, а что происходит тогда?  (высказываются). А чем это опасно? (Сегодня ничего не хочется делать, завтра…)

3.2.Постановка цели. Что вам было бы интересно и важно обсудить? (предложения детей можно записать на доске). Найти ответ на этот вопрос это и будет целью нашей встречи.

СЛАЙД 2

3.3. Работа с «Толковым словарем» В.И. Даля. Цель : развитие функциональной грамотности, расширение словарного запаса.

Говорят, чтобы победить врага, его нужно знать в лицо. Где мы можем получить правдивую информацию о каком-то предмете, явлении или качестве? Какие есть предположения? (ответы)

Источник, который нас не подведет – словарь.

Автором словаря, который я держу в руках, является В.И.Даль , который жил в 19 веке, собрал и записал более 200 000 слов, для этого ему понадобилось целых 53 года! Представляете, какой это огромный труд!!!

Прочите, как он называется (читают).

На какую букву будем искать слово «лень» ?

  1. Прочтите толкование слова (1 мин.).

  2. Все ли слова вам знакомы, понятны?

СЛАЙД 3 .( Бездельник, тот, кто живет чужим трудом.).

  1. Так что же такое Лень? (качество человека).

ЛЕНЬ - неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, тунеядству.

На Руси, ребята, ленивых людей всегда не любили и их называли разными обидными словами .

3.4.Упражнение «Синонимы». Цель : развитие словесно-логического мышления, расширение словарного запаса.

В карточках, которые лежат у вас на столе, найдите слова, близкие по значению к слову «бездельник». Как называются слова «близкие по значению» (синонимы). Подчеркните их, только будьте внимательны (1 мин).

(повторяю): Какие слова вы будете подчеркивать?

Какие слова вы подчеркнули? (назовем по очереди)

Лодырь, забияка, лентяй, непоседа, рева, обжора, лежебока, тюфяк, злюка, валяка

А что такое «тюфяк» ? Теперь вы уже знаете, где можно посмотреть значение этого слова ? На какую букву будете искать? (Т).

ТЮФЯ́К 1.Мешок, набитый соломой.

  • О ком так говорят? (О вялом, безвольном человек).

  • Как называется качество, противоположное лени ? (трудолюбие).

3.5.Упражнение «Объясни пословицу».Цель: развитие мышления.

Ребята, у меня в руках «Книга мудрости», которая хранит в себе пословицы и поговорки о трудолюбии, но сегодня они рассыпались, предлагаю вам их собрать и объяснить их значение. Помните, как важно уметь договариваться!

(уточняем,

  • Землю красит солнце, а человека труд (Красив тот, кто хорошо работает, ведь душа у него красивая ).

  • Кто любит трудиться, тому без дела не сидится (Настоящий мастер не будет сидеть сложа руки).

  • Люби дело-мастером будешь ( О мастерстве).

  • Без труда не вытащищь и рыбку из пруда (Если не будешь трудиться, ничего не добьешься в жизни).

  • Кто любит труд, того люди чтут.

Наш народ так ценил трудолюбие, что говорил про мастеров дела будто у них золотые руки. Что это означает? (умелые, мастеровые).

4.Игровой этап. Цель: снятие эмоционального напряжения.

4.1.Упражнение «Макароны»: Вы, наверное, проголодались. Предлагаю вам сейчас встать со своего места и представить, что ваши руки превратились в итальянские макароны. Опустите их в водичку. Сейчас я поверну ручку плиты, и они начнуть кипеть, а потом плавно опускаться на дно кастрюли. Если я скажу : «Сыр» , они склеятся, а если я скажу «Кетчуп», выскакивают из кастрюли. Кто хотел бы стать ведущим!

Подкрепились ? Предлагаю вам сегодня потрудиться над развитием внимания, памяти, мышления.

СЛАЙД 4

4.2.Упражнение «Разминка для глаз». Давайте сделаем разминку для глаз и приступим к работе: нарисуйте глазами восьмерку три раза по часовой и три раза против часовой стрелки.

СЛАЙД 5

4.3.Задание «Назови инструменты и профессию». Цель:развитие словесно-логического мышления, расширение словарного запаса. Сколько инструментов вы видите на рабочем столе ? (отвертка,молоток плоскогубцы, пила, топор, гвоздь, болт- 7.).

Назовем их все! Я вижу… : (передаем мячик)

Людям каких профессий они могут принадлежать? Выберите подходящие картинки и разместите на доске. Здорово,у вас все получилось! (плотнику, механику, слесарю).

4.4.Эвристическая беседа. Цель: повышение социальной компетентности, развитие уважения к человеку труда. Ребята, а вы знаете, кем работают ваши родители ?(ответы).Всегда ли им легко выполнять свою работу? (ответы). А знаете ли вы, что в мире существует более 20000 профессий. Вы уже решили, кем хотите стать, когда повзрослеете? Что для этого нужно четвероклассникам?

СЛАЙД 7

4.5.Задание «Вывески». Цель: знакомство с миром профессий, развитие уважения к человеку труда

Если вы еще не выбрали профессию, здесь нам могут помочь. Давайте заглянем в мастерские ! Рассмотрите изображения вывесок.Как называются профессии людей, которые здесь работают? (ответы детей). Бывают ли у них трудности?

Как вы думаете, почему Лень боится заглядывать туда, где трудятся мастера? (Они умеют справляться с трудностями) .

Кажется, мы нашли первый способ избавления от Лени, какой он? Чтобы не лениться, нужно найти себе дело по душе! Может быть, дело всей жизни!

4.6.Упражнение на снятие мышечного напряжения.

Если мастера устали, они делают так: Вытянем ноги вперед, руки в замок и приступим к работе!

4.7.Эвристическая беседа. Цель: поддержка волевых усилий на преодоление трудностей..А вы можете вспомнить случай, когда вы справились с трудными делами? Расскажите об этом. (Что ты себе говорил, о чем думал! ( Я справлюсь, у меня все получится!). Что стало наградой для тебя?

Есть второй способ-справиться с Ленью (какой?): верить в себя, поддерживать себя хорошими мыслями и словами.

Запишите в тетрадь слова поддержки, которые вам помогают!

Но достаточно ли этого?

Мой знакомый четвероклассник пришел ко мне расстроенный. Недавно его учительница объявила,что скоро будет контрольная работа , он тут же воскликнул : « Я знаю, как к ней нужно подготовиться! Если я буду думать только о хорошем, верить в себя , у меня все получится!. Весь вечер он пел и танцевал, смотрел мультфильмы, а на следующий день увидел , что в его тетради стояла самая плохая оценка».

Можете ли вы объяснить:

  • Почему он получил плохую отметку, ведь он так себя поддерживал?

  • А нужны ли были хорошие мысли? (нужны, но этого мало!)

  • Что еще нужно, чтобы преодолевать трудности? Нужны действия,

Третий секрет: чтобы справляться с ленью и трудностями нужно не ждать, а действовать, тренироваться.

4.8. Упражнения на моторную координацию.

Ребята, помните, что в феврале мы будем встречать День защитника Отечества? Вы знаете, где тренируются солдаты, чтобы быть сильными и ловкими? (на полосе препятствий).

Предлагаю потренироваться на школьной полосе препятствий:

3 испытания на полосе препятствий:

1.Упр-ие: встаньте на одну ногу , а другой попробуйте написать в воздухе свое имя, повторяя про себя : «Я смогу».

2. Одной рукой попробуйте гладить себя по голове, а другой круговыми движениями-свой живот , повторяя про себя ;«Я смогу».

3. Одной рукой попробуйте написать свое имя, а ногой в это время фамилию, повторяя про себя: «Я смогу!».

Было трудно? Чем могут быть полезны трудности? (они нас закаляют, помогают стать сильными).

4.9.Задание на печатной основе «Полоса препятствий». Цель : развитие внимания, памяти, умения работать по инструкции.

Сейчас перед вами –настоящая карта полосы препятствий. Послушайте и запомните, какие препятствия нужно преодолеть солдату (выдаю бланки карт). Запоминайте: вам нужно: перелезть через стену, проползти по трубе, взобраться по канату, перепрыгнуть через ров с водой (Повторите про себя: ). Выполняйте!

Задание: Соединить изображения последовательно, по порядку.

(слова одобрения, поддержки).За выполненное испытание и трудолюбие вы получаете звезду , можете приклеить на свою тетрадь.

5.Подведение итогов, рефлексия

Ребята, преодоление трудностей, своей Лени –путь к успеху. Что нужно для этого делать :как справляться с трудностями и ленью? (ответы детей , в случае затруднений предложить им обратиться к записям в тетради). Посмотрите свои подсказки! (выбрать дело по душе, верить в себя и тренироваться).

23 февраля в честь воинов -защитников по всей стране прогремят салюты. Я предлагаю вам сегодня устроить праздничный салют в честь победы над Ленью. («салют» из обрезков цветной бумаги).

6.Ритуал прощания : Хорошего вам дня, до свидания.




Литература

  1. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами обучения.-М.: «Айрис-пресс», 2003.

  2. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе (1-4) — М.: «Генезис», 2011.

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!