Конспект группового логопедического занятия
для учащихся 2 класса
по теме: Дифференциация строчных букв б – д в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
Цель: дифференциация букв б-д.
Коррекционно- образовательные:
- закрепить у учащихся знания о механизме написания строчных букв «б» и «д» их графических особенностях;
- закрепить дифференциацию кинестически строчных сходных букв б и д, в словосочетаниях, предложениях и тексте при письме и чтении, путём выработки чёткой зрительной моторной координации;
- закрепить умения давать характеристики звукам;
- формировать навыки грамотного письма и чтения;
- упражнять в звуковом анализе слов.
Коррекционно-развивающие:
- развитие зрительно-пространственных представлений;
- развитие зрительной и двигательной памяти, произвольного внимания;
- совершенствование пространственно-временных ориентировок (верх - вниз), на листе бумаги;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, умение применять новые знания, развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт, развить умение применять полученные знания на практике, развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся, развивать фонематический слух;
Коррекционно - воспитательные:
воспитывать умение слушать учителя и выполнять его требования; прививать интерес к логопедическим занятиям и воспитывать потребность в знаниях.
Оборудование: предметные картинки, карточки с заданиями, мяч (ёжик).
Ход занятия:
1.Оргмомент
Логопед: Ребята, вы, любите загадки. Отгадайте:
В сосне дупло
В дупле тепло.
А кто в дупле
Живёт в тепле.
Дети: Это белка.
Логопед: Я по дереву стучу
Червячка добыть хочу
Хоть и скрылся под корой
Всё равно он будет мой
Дети: Это дятел.
Логопед: Выделите в словах - первый звук. В первой отгадке в слове «белка» - это звук… .
Дети: Звук «б»
Логопед: А во второй в слове «дятел»? Это звук –
Дети: Звук «д»
Логопед: Верно
2. Объявление темы
Логопед: Сегодня мы с вами будем продолжать учится различать строчные буквы «б» – «д» в словах, предложениях и тексте.
3. Образование и характеристика звуков «б» – «д».
Логопед: Выделите первые звуки в словах -отгадках и сравните их? (дети используют индивидуальные зеркала)
Логопед: В образовании звука «б» какая преграда встречается?
Дети: Губы смыкаются, затем резко размыкаются, воздух выходит.
Логопед: В образовании звука «д» какая преграда встречается?
Дети: Язык ударяется бугорки за верхнимизубами.
Логопед: Чем отличаются звуки «б» – «д» по образованию друг от друга?
Дети: Звуки «б» – «д» отличаются преградой, при образовании звука «б» преграда губами, а
при образовании звука «д» язык упирается в дёсна.
Логопед: А что общего в образовании этих звуков?
Дети: При образовании звуков участвуют голосовые связки.
Логопед: Какую характеристику можно дать звукам «б» – «д» ?
Дети: Оба звука согласные, могут быть твёрдыми или мягкими, они звонкие.
Основная часть занятия
1. Нахождение сходств и различий букв «б» – «д».
Логопед: Кто скажет из каких элементов состоит строчная буква «б»?
Дети : Из двух элементов: овала и хвостика верху
Логопед: А кто скажет из каких элементов состоит строчная буква «д»?
Дети: Из овала, только хвостик внизу
2. Соотнесение букв занятия с символами. Развитие зрительного восприятия.
Логопед: Ребята посмотрите на наших гостей занятия белку и дятла, послушайте стихи и скажите, куда и какие спрятались буквы занятия?
Логопед: Белка хвостик изогнула
У пенёчка отдохнула.
Логопед: Дятел жил в дупле пустом
Дуб долбил, как долотом.
День долбил, два долбил
Дырку в дереве пробил.
Логопед: Скажите, куда и какие спрятались буквы занятия?
Дети : в белке - буква б, а дятле – буква д
Логопед: Посмотрите верно
Б белка хвостик вверху
Д-дятел хвостик внизу
Логопед: Ребята, а кто скажет? Это как понять сравнение: «дятел долбил дуб, как долотом».
Логопед: «Долото» – это инструмент для обработки древесины долблением или может инструмент для разрушения горной породы при бурении. Клюв дятла сравнивается с этим инструментом – долото.
Логопед: Откройте тетради и запишите число. Дети записывают число, месяц.
И запишите эти буквы. Логопед выставляет на доску стилизованные изображения букв «б» – «д». . Не перепутайте: у «б» хвостик вверху, а у « д» хвостик внизу.
Дети записывают в тетради буквы «б» и «д» и слова: дятел, белка.
Логопед: Будьте внимательны, очень важно правильно написать букву в слове. Один неправильный хвостик и может изменить смысл слова.
Логопед: Как вы написали букву «б» в слове белка.
Дети : букву б -хвостик вверху
Логопед: а букву д в слове дятел?
Дети : букву д – хвостик внизу
Логопед: Придумайте, ребята, предложение со словом «белка» (затем со словом «дятел»).
4. Физминутка
Логопед: А сейчас ребята встать
Руки медленно поднять
Пальцы сжать, потом разжать
Руки вниз и так стоять
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
Логопед: Тихо сели и взяли мячики – «ёжики»
Логопед и дети: Гладь мои ладошки ёж!
Ты колючий, ну и что ж.
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
5. Дифференциация букв «б» – «д» в словах. Игра « Вставь букву»
Логопед: Ребята «Буквоежка» съел буквы в словах. Помогите словам, вставьте буквы занятия и поделите слова между нашими гостями Белкой и Дятлом. Запишите слова в два столбика : слова с буквой «б» в левый столбик, а слова с буквой «д» в правый столбик
_ант, _илет, гвоз_ики, _азар, ру_ашка, _рошка, ра_ота, зага_ка, _орога, ра_уга.
6. Дифференциация букв занятия на уровне предложения.
Логопед: Представьте ребята и в следующем задание постарался буквоежка, съел буквы. Вставьте буквы занятия в текст чистоговорки, и прочитайте про себя. А теперь хором прочтите чистоговорку. Кто прочитает быстро, чётко, без запинки.
«Хо_итЛю_а возле ду_а,
Лю_о нам смотреть на Лю_у»
Дети: читают по очереди
«Ходит Люба возле дуба,
Любо нам смотреть на Любу»
Логопед: Объясните значение слов «Люба» и «любо».
Дети: дети объясняют
7. Зашифровка буквами занятия названий картинок. Звуковой анализ и синтез на уровне слов.
Логопед: Посмотрите на картинки. Кто назовёт все картинки. Дети названия картинок (бегемот, арбуз, бабочка, диван, ландыш, дубрава)
Сейчас в тетради в столбик зашифруйте буквы занятия стрелочками «б» –стрелка вверх, «д» – стрелка вниз в схемах слов.
Дети выполняют
Логопед: Давайте проверим
В слове бегемот - звук «б» стрелочка вверх в начале слова и т.д.
8. Работа по грамматическому оформлению предложений
Логопед: Белка и дятел предлагают вам игру: прочитайте предложения и закончите их при помощи подсказки буквы. Назовите букву занятия в названии каждого слова.
Ребята набрали в лесу много ….. (грибов).
В магазин привезли карандаши и ... (тетради).
Боря сделал игрушки из цветной ... (бумаги).
Боров нашел под дубом ... (жёлуди).
С ветки на ветку прыгает … (белка).
9.Дифференциация «б» – «д» в тексте. «Расшифруй»
Расшифруйте слова, прочитайте и запишите получившиеся предложения.
Логопед: Давайте проверим. Читаем предложения по цепочке.
Итог занятия
Логопед: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?
Логопед: правильно, различали строчные буквы «б» – «д» в словах, предложениях, тексте.
Логопед: Чем различаются эти звуки в произношении?
Дети: Когда произносим звук «б» встречается преграда губами, а когда произносим звук «д», встречается преграда язычком в дёснах.
Логопед: Что общего в произношении звуков «б» – «д»?
Дети: Они произносятся с участием голосовых связок.
Логопед: У звуков «б» – «д» характеристика одинакова:
Они оба согласные, могут быть как твёрдыми так мягкими звуками, и звонкие.
Вы, сегодня молодцы! Хорошо поработали! Спасибо всем!