Конспект группового логопедического занятия
по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе.
Тема: Дифференциация звуков и букв C-Ш изолированных, в слогах, словах и предложениях.
Составитель: учитель-логопед Е.И. Кухаренко.
МБОУ «Ялтинская специальная (коррекционная) школа», МО ГО Ялта, Республика Крым.
Цель: различение букв С-Ш на письме и при чтении.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
дифференциация букв С-Ш при письме и чтении,
формирование навыка правильного грамотного письма и чтения,
развитие навыков фонематического и оптико-пространственного анализа и синтеза;
коррекционно-развивающие:
коррекция зрительно - пространственных представлений,
развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания),
развитие связной речи,
коррекция мелкой моторики,
развитие межполушарного взаимодействия;
коррекционно-воспитательные:
воспитывать умение слушать учителя и выполнять его требования,
прививать интерес к логопедическим занятиям,
формирование навыков продуктивного общения, взаимопонимания.
Универсальные учебные действия, формируемые на занятии:
личностные УУД:
- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
- интерес к изучаемому предмету;
регулятивные УУД:
- высказывание собственного предположения,
- принятие и сохранение учебной задачи;
коммуникативные УУД:
- слушать и понимать других,
- работать самостоятельно;
познавательные УУД:
- находить и структурировать информацию,
- представлять информацию письменно, кодировать и перекодировать ее,
- на основе анализа объектов делать выводы, обобщать, классифицировать по признакам.
Материалы и оборудование: авторская презентация «Дифференциация звуков и букв С-Ш», индивидуальные карточки с заданиями, сигнальные карточки; тетради, ручки, карандаши, индивидуальные зеркала.
Ход занятия.
Оргмомент.
На занятии наши глаза смотрят и все … (видят),
Наши уши слушают и все …(слышат),
Голова запоминает и …(думает)!
2. Актуализация знаний.
Давайте вместе вспомним:
- Что такое «звук»? (Звук – то, что мы произносим и слышим.)
-Что такое «буква»? (Буква – то, что мы пишем и читаем.)
- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)
- Чем гласные отличаются от согласных? (Гласные можно попеть, а согласные – нельзя)
- Сколько в русском языке гласных звуков? Назовите. Сколько в русском языке гласных букв? Назовите. (В русском языке 6 гласных звуков и 10 гласных букв)
- Какими бывают согласные? (Согласные бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие, свистящие и шипящие).
На экране появляются две куклы: одна в свитере, другая в шубе.
-Во что одеты куклы?
-Придумайте им имена, которые будут начинаться со переых звуков в названии их одежды (Соня и Шура).
3. Введение в тему.
-Сформулируйте тему нашего занятия: различай …
4. Характеристика звуков. Работа с индивидуальными зеркалами.
-Куклы Соня и Шура будут играть друг с другом и приглашают вас поиграть с ними. Они не учатся в школе, но и им очень хочется узнать все о звуках, с которых начинаются их названия. Дайте характеристику звукам Ш и С.
Ш - язык образует чашечку и его края прижаты к верхним зубам, по языку проходит широкая, теплая струя воздуха, губы округлены и выдвинуты вперед, горлышко молчит. Это шипящий, всегда твердый, согласный, глухой звук.
С - язык выгибается горкой и его кончик упирается в нижние зубы, по языку проходит холодная, тонкая струя воздуха, губы растянуты в улыбке, горлышко молчит. Это свистящий, согласный, глухой звук, бывает твердым (С) и мягким (СЬ).
5. Игра с мячом «свистит или шипит?».
-Я буду бросать вам мяч и называть слова, если в слове есть звук Ш, то оно жужжит, а если звук С – свистит.
6. Дифференциация звуков.
-Животные принесли с собой картинки и просят вас помочь поделить их между друзьями: картинки со звуком С отдадим Соне, а со звуком Ш – Шуре (картинки: шапка, сумка, сапоги, шишка, санки, шар, машина, лиса).
7. Уточнение зрительного образа букв (графем).
Соня и Шура будут рады узнать, как выглядят буквы, с которых начинаются их имена (рассматривание букв, на что они похожи, показ пальчиками, выкладывание из камешков).
8. Кинезиологическое упражнение «Ухо-нос».
-Ребята, наши друзья хотят поиграть с вами в игру «Ухо-нос». Давайте покажем, что и как надо делать в этой игре.
9. Дифференциация изолированных букв.Работа по индивидуальным карточкам.
-Соня и Шура волнуются, не перепутаете ли вы буквы при письме. Давайте закрепим знание букв С и Ш. В своих карточках зачеркивайте все буквы С, а буквы Ш обводите в кружок.
10. Дифференциация букв в слогах при чтении.
Наши друзья не умеют читать, давайте покажем, как мы можем красиво и правильно читать слоги с их буквами (чтение слогов).
11. Выделение звука в названии картинки, соотнесение его с графемой, запись только этой графемы в тетрадь.
-Откройте тетради, отступите две строчки, запишите сегодняшнее число. Записывайте только букву С или Ш из названия картинки (картинки: шина, слива, камыш, собака, мышь, самокат, сахар, лист).
12. Дифференциация букв в словах при письме. Работа по индивидуальным карточкам.
- Из слов выпали буквы С и Ш, наши гостьи просят вернуть их на место:
_амолет, _арф, поло_а, камы_, ма_ина, воло_ы, _ветофор, пы_ка, вы_ка, _лужба, ко_а, лава_, _ум, _епот, ла_ка, _веча.
13. Физминутка.
14. Работа на уровне словосочетания.
-Подружите слова из первого столбика со словами из второго столбика, соединив их по смыслу. Готовые словосочетания запишите в тетрадь.
морской сапоги
страшная шутка
резиновые свеча
восковая малыш
смешная маска
шустрый песок
15. Дифференциация букв С-Ш в сложных словах с наличием в них обеих букв.
-Ребята, наши куклы перепутали места букв в словах: шуски, сошсе, шуса, шпеска, штисок. Помогите им переставить буквы и прочитать слова правильно. Картинки помогут вам понять, какие слова должны у вас получится. Запишите готовые слова в тетрадь (проведение работы по разъяснению лексического значения слов). Проговорите слова вслух. Придумайте предложение с любым из слов.
16. Работа на уровне предложения.
-Помогите куклам вставить пропущенное слово в предложение. Для этого надо подобрать подходящую по смыслу картинку. Запишите предложения в тетрадь.
На полянку выбежала рыжая …
…. оставил на небе длинный след.
Осенью собрали хороший урожай …
В декабре белый … покрыл всю землю.
Круглое ядро вылетело из …
Серая …утащила сыр в норку.
17. Итог занятия.
-Припомните характеристики звуков С и Ш. Похожи ли эти звуки (буквы)?
-Занятие окончено.
18. Рефлексия.
-Вот и подошла пора прощаться с нашими новыми друзьями. Им очень понравилось играть с вами. А вам? Все ли было понятно? Выберите ту картинку, которая похожа на вас в конце занятия (грустный-веселый смайлик).