СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект «Гуляет осень по садам и паркам …» Экскурсия в парк.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программные задачи:

  • Отметить дальнейшие осенние изменения в парке (листья с деревьев и кустарников спали, ковром лежат на земле. На некоторых кустах и деревьях остались только семена и плоды – рябины липы; Вместо листьев на ветках маленькие почки, зелеными остались только ель и сосна; цветы отцвели, трава пожелтела и увяла).
  • Уточнить представления детей о подготовке насекомых к зиме (многие спрятались под листья, в трещинах коры деревьев и т. п.).

Просмотр содержимого документа
«Конспект «Гуляет осень по садам и паркам …» Экскурсия в парк.»

«Гуляет осень по садам и паркам …»

Экскурсия в парк.

Воспитатель

С.О. Печура



Программные задачи:

  • Отметить дальнейшие осенние изменения в парке (листья с деревьев и кустарников спали, ковром лежат на земле. На некоторых кустах и деревьях остались только семена и плоды – рябины липы; Вместо листьев на ветках маленькие почки, зелеными остались только ель и сосна; цветы отцвели, трава пожелтела и увяла).

  • Уточнить представления детей о подготовке насекомых к зиме (многие спрятались под листья, в трещинах коры деревьев и т. п.).

  • Отметить особенности поведения птиц (воробьи держатся стаями, отыскивают корм на земле, синицы ищут корм на деревьях, они отыскивают насекомых и личинки).

  • Дать представление о том, какие работы идут в парке (подготовка к посадке молодых деревьев и кустов, утепление многолетних цветущих растений, например – роз).

  • Воспитывать интерес к экскурсии, любовь к природе.

Активизация словаря.
Предшествующая работа:
Чтение сказки Н. Павлова «Зимние игрушки» в книге «Четыре времени года». С. А. Веретенникова, А. А. Клыков.
Заготовка корма для птиц, ежедневные наблюдения на участке.


Ход экскурсии

Организационный момент. Придя в парк

Унылая пора! Очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природа увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы
И отдаленные седой зимы угрозы.

- О каком времени года говорится в стихотворении?
- Как вы догадались?
- Какое сейчас время года на дворе?
- Какая погода бывает осенью?
- Какая погода сегодня во дворе?
- Какая погода была на дворе в прошлый раз, когда мы были с вами на экскурсии в парке?
- Да, еще светило солнце, было тепло, дорожки были сухие. Разная погода бывает осенью. Недаром в народе говорят: «В осеннее ненастье – семь погод на дворе – сеет, веет, кружит, мутит, и ревет, и льет, и внизу метет».
- Ребята, какие осенние месяцы вы знаете.
- Молодцы, хорошо. Сентябрь – это начало осени, октябрь – середина, ноябрь – конец осени.
- Ребята, послушайте стихотворение и отгадайте, о каком месяце осени в нем говорится.

Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря –
И открылась школа.

- Да, в этом стихотворении говорится о месяце сентябре.

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе,
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик
Заготовлены дрова
На зиму для печек.

- В октябре чаще идут дожди, вянет трава на лугах, и совсем не слышно кузнечика, не поют уже так весело и звонко птицы.
- А какой сейчас месяц осени?
- Ноябрь. Это самый последний месяц осени. После ноября наступит зима.
Стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…».

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

- Поэтому в народе и говорят «В ноябре зима с осенью борется».
- Ребята, обратите внимание на деревья, что с ними произошло? (дети наблюдают и рассматривают деревья)
- Как называется период осени, когда с деревьев опадают листья?
- Период листопада (закрепление)
- Почему опадают листья у деревьев? (листопад спасает ветки деревьев от механического повреждения при сильном снегопаде, т. е. если бы листья остались на деревьях и выпал бы снег, то ветки у деревьев обломились бы от большой тяжести и погибли бы).
- Отгадайте загадку.

Угадай, как звать наш дом?
Все расскажем мы о нем:
Он окрашен в белый цвет
И на ветках шишек нет,
А кудрявятся на нем
Листья мелкие кругом. (береза)


- Какое это дерево?
- По каким признакам можно определить это дерево осенью?
- Да, по белоснежному стволу и веткам. Возле дерева можно найти опавшие листья.
- Много поэтов писали стихи о нашей русской красавице. Ребята, кто знает стихотворение о березе?
- Не только поэты писали стихи о березе, но и композиторы сочиняли песни, художники писали картины, вот посмотрите (показать).
Загадка.

Темной он покрыт корой,
Лист красивый и резной,
А на кончиках ветвей
Много, много желудей. (дуб)

- По каким признакам можно определить дуб осенью? Вспомните сказку Павлова «Зимняя пирушка».
- По каким признакам зайчик определил дуб?
- Да, сухие листья на дубе могут сохраниться до самой весны, они висят на нем как флажки.
- Кора дуба темная, с глубокими трещинами.
- Ветки изогнутые раскидистые.
- Если хорошо присмотреться, но на земле можно увидеть семена дуба – это желуди.
- Давайте, ребята, поищем желуди.
- Ребята, а как можно найти клен осенью.
- У него веточки, все прутики сидят парочками и каждая наперекрест с другой.
- Кора темно-коричневого цвета, бороздки не слишком глубокие (потрогайте).
- Еще осенью возле клена можно увидеть листья, похожие напять пальчиков (найти и приложить).
- Все они красные, желтые, оранжевые.
- Ребята, а кто найдет семена клена (крылатки).
- Вот они, молодцы дети.
- Послушайте еще одну загадку.

Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (сосна, ель)

- Как называется это дерево. Да, это сосна. (рассмотреть)
Е. Головин. Собрались и полетели

Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
Рыщут волки ночью темной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетерке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари,
Зимовать к нам прилетели
Северяне – снегири.

- Какие изменения происходят в животном мире осенью?
- Куда же девались птицы?
- Какие птицы улетают на юг первыми?
- Да, это насекомоядные птицы.
- Это ласточки, стрижи, кукушки (показ иллюстраций).
- Почему они улетают первыми? Потому что с наступлением холодов исчезают все насекомые, птицам нечем питаться, поэтому им приходится улетать на юг, преодолевая большие расстояния.
- Какие птицы улетают последними? Да, это водоплавающие птицы.
- Почему?
- Осенью, замерзают все пруды, озера, болота.
- Каких водоплавающих птиц вы знаете? (гуси, утки, лебеди, журавли).

Журавли летят курлычут
Шлют последнее прощай!
За собою лето кличут
Забирают в теплый край.

- Ребята, а каких птиц вы видите сейчас в парке.
- Да, это голуби, воробьи, вороны, галки (показать иллюстрации, если нет птиц).
- Ребята, отгадайте, о какой птице говорится в загадке.

Ты с модницей этой,
Конечно, знаком
Вертушке никак не сидится –
Синим своим сюртуком
И шапочкой синей гордится …. (синица)

- Да, это синица. Посмотрите, какая она проворная, шустрая, быстрая.
- Когда мороз скует землю и выпадет снег, прилетят к нам кочующие птицы с севера. Это снегири, клесты (показать иллюстрации).
- Зимой птицам холодно и голодно, человек всегда должен заботиться о них.
- Как же вы заботитесь о птицах?
- Давайте покормим птиц (детей подкармливают птиц в парке заранее приготовленными семенами).
- Дети, какие работы люди выполняют в парке осенью? (обратить внимание на клумбу).
- С клумбы убирают сухие листья, выкапывают клубни георгинов, пересаживают нарциссы, тюльпаны, укрывают розы и хризантемы, пионы.
- Садовники в садах и парках готовят деревья к зиме, высаживают саженцы.
- Ребята, давайте на прощанье походим и побегаем по дорожкам, наберем в группу красивых листьев, а потом составим из них букеты.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!