Конспект организации и проведения сюжетно-ролевой игры
в средней группе
Название игры: «Ждем гостей».
Дидактические задачи:
- образовательная: побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игру, учить играть дружно, не ссориться, помочь выбрать роли, прививать элементарные навыки социального общения, обогащать словарь детей: механик автосервиса, фермер, директор овощехранилища, продавцы; микроволновая печь, миксер, кассовый аппарат, курьер.
- развивающая: развивать интерес к профессиям, использовать игру для формирования разнообразных интересов и творческих способностей детей, прививать чувство коллективизма, отзывчивость, доброжелательность, развивать ролевой диалог.
- воспитательная: воспитывать чувство ответственности за выбранную роль, инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
Предварительная работа: беседы о профессиях с использованием иллюстраций; наблюдение за тем, как привозят продукты в детский сад, соседние магазины, рассматривание иллюстраций по теме «Шоферы», «Магазин», «Овощная база»; конструирование овощехранилища из напольного строителя; Сюжетно–ролевые игры: «Угостим кукол чаем», «Фруктовый ларек», «Ремонтируем машины»; экскурсия в продуктовый магазин.
Игровые правила: Используются разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия). На протяжении игры воспитатель из директора магазина превращается в покупателя, интересуется о скидках, подводит нового «директора магазина» к необходимости назначения новой роли – курьера.
Игровые действия: ответы на вопросы, распределение ролей с помощью считалок, игровой ситуации, вхождение в роль продавца, поваров и т.д.
Материал и оборудование:
- большое дерево, гриб для полянки, посылка, афиши в игровые зоны;
- игрушки: белка, заяц, еж;
- для магазина: «одежда продавцов», муляжи: «овощи - фрукты», «грибы -ягоды», сумочки, корзинки с кошельками, деньги, телефоны, картинки с изображением лесных гостей, касса; листы – заявки, ручка, блокнот (для директора);
- для автосервиса: «одежда механика», набор «Юный механик», машины;
- для шоферов: «одежда шоферов», тряпочки, машины, заправка;
- для кафе: «одежда поварят», гриб – мухомор, стол, салфетки, картинки с изображением лесных жителей, посуда. микроволновая печь, миксер, доски для нарезки, стаканы, кормушка, сено;
- для продуктовой базы: «одежда директора база», ящики с продуктами, стол, телефон, блокнот, ручка;
- музыкальное сопровождение: волшебные звуки природы.
Ход игры:
Этапы игры | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1. Начало игры (мотивация детей к игровой деятельности). | Звучит музыка про лес. Вос. Мы попали в лес чудесный И хотим здесь помечтать А еще повеселиться И с друзьями поиграть! Вы любите играть? (раздается стук) - Ребята, смотрите, это Луиз («беседую с попугаем») А вы знаете, мне Луиз по секрету рассказал, ему очень нравится наблюдать за тем, как вы играете. А особенно, когда готовите разные блюда, и угощаете ими кукол. Луиз даже хочет пригласить к нам в гости своих друзей – лесных жителей. Вы разрешаете? Тогда пусть Луиз летит и приглашает своих друзей. | Дети заходят в группу, здороваются. Отвечают: Да Отвечают: Да |
2. Основной этап (ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом; объяснение хода и правил игры; показ игровых действий). | Вос. Ребята каких вы знаете лесных жителей? Скажите, какими лакомствами можно угостить лесных гостей? А давайте на лесной опушке мы как будто бы откроем магазин: «Лесная сказка» и «Лесное кафе», где будем покупать, а потом приготавливать угощение для лесных жителей. Какие роли у нас будут? Вос. Можно я буду директором магазина, буду следить за тем, чтобы товар был качественным, договаривается с базами, фермерами, чтобы закупить нужный товар. Кто хочет быть продавцами в отделах: «Овощи - фрукты» и «Грибы- ягоды» (с помощью считалки). Катилось яблочко вокруг огорода, мимо частокола, кто его поднимет, тот продавцом выйдет – Вос. Павлик, посчитай с помощью считалки, (сидел петух на лавочке…) кто будет шоферами. (сильные и крепкие, которые не только привозят продукты с базы, но загружают, выгружают там, где скажет директор базы или директор магазина), механиком автосервиса, который ремонтирует поломавшиеся машины будет … Вос. Звонит телефон: Ребята, извините, я отвечу на звонок. Это белочка, она просит, чтобы поварами были …. И приготовили для нее грибы в микроволновке, а для зайчика морковный сок и капусту. Избирается директор овощехранилища, где хранятся продукты. У вас, ребята, тоже очень ответственная роль - вы покупатели. Вам предстоит выбрать такие лакомства, которые понравятся не только зверям, но и птицам. Покупатели берут корзинки, кошельки. В корзинках лежат картинки с изображением животных и птиц (Белочка, ежик, медведь, заяц, синичка, лось, мышка, попугай) для которых будут покупать угощения. Директор: Внимание, внимание открыт новый магазин «Лесная сказка». Уважаемые посетители, здесь мы можете приобрести орешки для белочки, свежую морковку, капусту для зайцев, ягоды для медведей и очень многое другое. Не проходите мимо. | Отвечают: белка, ежи, зайцы, медведи, птицы и т.д. Отвечают: белку орешками, грибами, медведя медом, ягодами, ежика яблоками, грушами… Дети: директора магазина и овощехранилища, продавцы, шоферы, механики автосервиса, повара. (Получившие дети роли, одевают соответствующие одежду, приготавливают рабочие места) |
3. Подведение итогов игры | Вос. Ой, ребята, прислушайтесь, какой-то шум. Может быть, это лось к нам шагает или медведь бежит? Давайте закроем глазки и замрем – чтобы не спугнуть гостей. (появляется за столом белка и заяц, посылка) Открываем глаза и видим первых посетителей в нашем Лесном кафе. Катя сфотографируй их тихонечко, а мы не будем шуметь, чтобы гости не сбежали. Уважаемые повара! Расскажите, чем вы их хотите угостить, что приготовили. Ребята, а что наши повара приготовили для остальных гостей? Это посылка от лесных гостей (печеные орешки) По-моему опять какой – то шум, наверное опять гости собираются – закрываем глазки.. | Слушают Закрывают глазки Открывают глазки Рассказывают, что приготовили для гостей Слушают, закрывают глазки |
Возможные действия, происходящие в игре:
Директор магазина | Организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность работы продавца, беседует с покупателями (нравится ли им магазин, какие покупки хотят сделать и т.д.). звонит поварам, приобрели ли нужные продукты для белки, птичек, ежика. Выдает шоферам Лист – заявку (картинки с изображением морковки, грибов, груш, орехов) Обращает внимание детей, но то, что видит за окном синичку, которая наблюдает за приготовлением их встречи. Обращается к покупателю: а теперь, давай как будто ты будешь директором магазина, а я буду покупателем. Объявляет, что сегодня в магазине не только большие скидки, но бесплатные подарки от магазина. ( воспитателям) |
Продавцы | Спрашивает у покупателя, что он хочет купить и сколько, выдаёт чек, даёт сдачу. Курьеры по поручению продавцов угощают гостей –(воспитателей орехами – презент от магазина) |
Зав. базой | До приезда шоферов красиво расставляет ящики, вытирает пыль со стола. Выдаёт товар по накладной, внимателен к шоферам. |
Шоферы | В гараже проверяют исправность машины. Выезжают – заправляются. Доставляют определённое количество разнообразных товаров, получают заявки на получение товаров от директора магазина. В пути замечают поломку – едут в автосервис. Сгружают полученный товар |
Механик | До прихода посетителей – ремонтирует имеющиеся машины. Вежливо встречает шоферов – интересуется поломками |
Покупатели | Берут корзинки, в которых кошельки, телефоны, картинки с изображением лесных гостей. Устанавливают очередь. Общаются. Перечисляют продавцу, что они хотят купить и сколько, расплачиваются «деньгами», получают чек. Здравствуйте, сколько стоят яблоки для ежика? Взвесьте, пожалуйста, 2 яблока. Возьмите деньги. Спасибо, до свидания. А что это у вас такое красное, круглое, наверное, очень сладкое? Беседуют с поварами по телефону о покупке. Приносят в кафе – отдают поварам. Это грибы для белочки – поджарьте их пожалуйста, из этой морковки приготовьте сок для зайчика. Скажите, правда ли в магазине бесплатные подарки? |
Повара кафе | Готовят блюда для лесных жителей ( грибы жарят, сок морковный, Расставляют блюда под соответствующей картинкой для каждого лесного жителя |
Анализ организации сюжетно-ролевой игры «Ждем гостей»
Тема сюжетно-ролевой игры: «Ждем гостей»
В ней обозначены следующие задачи:
1. Обучающая: Побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игру. Учить играть дружно, не ссориться. Помочь выбрать роли. Прививать элементарные навыки социального общения. Обогащать словарь детей: механик автосервиса, директор овощехранилища, микроволновая печь, миксер, кассовый аппарат, фермер;
2. Развивающая: Развивать интерес к профессиям. Использовать игру для формирования разнообразных интересов и творческих способностей детей; прививать чувство коллективизма, отзывчивость, доброжелательность. Развивать ролевой диалог;
3. Воспитательная: Воспитывать чувство ответственности за выбранную роль, инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
Игровую ситуация была построена следующим образом.
В организационном моменте воспитатель поставила перед детьми проблемную ситуацию, (Луиз пригласил лесных жителей в гости, которых нужно достойно встретить и угостить) т. е. подвела детей к развитию сюжета игры. Сюжет в игре - это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные воздействия. Воспитатель попыталась создать такой сюжет, чтобы играя, ребенок посмотрел на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы. Это способствует переходу на новый уровень развития не только интеллекта, но и личности, воображения, памяти.
Каждому ребенку была дана возможность самоарелизоваться, в том числе малоактивным детям, которые поучили одни из главных ролей (директор магазина). Роли мы распределяли как по желанию, так и с помощью считалок, игровой ситуации.
Считаю, что у детей был устойчивый интерес к игре благодаря созданным условиям, предварительным экскурсиям и беседам, подготовке атрибутов совместными усилиями детей, воспитателей и родителей.
В процессе игры дети брали на себя различные роли, как бы замещали людей, находящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действиях. Мы увидели, как дети «проживали» принятую роль, а они были разнообразны (продавцы, покупатели, шофёры, механики, повара в «кафе» и т.д.), пытались выполнять правила, взаимодействовали друг с другом.
Воспитатель порой испытывала затруднения в руководстве процессом игры. Но все же старалась формировать у детей умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов; использовать разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия).
Программное содержание игры воспитатель построила в соответствии с требованием программы «Детство» и с учетом возрастных особенностей детей 4 года жизни.
На протяжении всей игры использовала различные методы и приемы, которые были взаимосвязаны между собой
Во-первых, воспитатель разбила группу на 2 подгруппы.
Использовала прием привлечения и сосредоточения внимания. Это появление Луиза,
Прием обеспечения эмоциональности, интереса детей.
Прием активизации самостоятельного мышления детей.
Прием «вхождения в образ» (вхождение в роль продавца, поваров…) Использовала прием передачи нового материала с опорой на имеющиеся знания». Дети уже играли в игры «Шоферы», «Угостим кукол чаем», «Фруктовый ларек», «Ремонтируем машины».
Новизна была в том, что дети впервые учились более сложным преобразованиям знакомых сюжетов и переходам к совместному придумыванию новых (курьер).
О познавательной активности детей можно сказать следующее: дети были заинтересованы, внимательны, активны, дружелюбны. Наблюдалась самостоятельность в речевом общении с окружающими;
Внесение в игру атрибутов считаю педагогически оправдано. Оборудование, которое воспитатель использовала в игре соответствует эстетическим требованиям. Оно яркое, красочное, привлекательное, безопасное и удобное в употреблении. Использовалось как демонстрационное, так и раздаточное.
Я считаю, что игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения
Дети имеют хорошие знание по данной теме. В игре отражены все поставленные задачи, они соответствуют возрасту детей, взаимосвязь степени сложности программных задач с содержанием материала.